Традиции или современная драма — театральное искусство Поднебесной

5 октября 2022
#1
В 2022 году мы решили обратиться к культуре Поднебесной и рассказать нашим читателям о малоизвестных проявлениях искусства Китая. На марафоне современной зарубежной драматургии «ИноДрама» поговорим о китайском театре, познакомимся с классиками китайской драмы, а также узнаем о современных театральных произведениях. 7–8 октября в Книжном клубе «Иностранки» состоятся читки театральных пьес четырех авторов: классиков китайской литературы XX века Лао Шэ и Цао Юя, нобелевского лауреата Мо Яня и практически неизвестного в России Го Цихуна.

А пока вместе с преподавателем Школы Востоковедения НИУ ВШЭ, переводчиком, исследователем современной китайской литературы и автором телеграм канала @kk_books Ксенией Балютой предлагаем погрузиться в истоки традиционного китайского театра и поближе познакомиться с авторами, чьи произведения будут читать на «ИноДраме».
#3
Театральная традиция существует в Китае с древнейших времён, а драма как род литературы — с XII века. Её история богата, а формы разнообразны — от классической северной драмы цзинцзюй и цзацзюй, и южной драмы чуаньци до современной реалистической драмы хуацзюй, которую также называют разговорной.

Современная разговорная драма складывается в Китае к началу XX века. Происходит это в рамках литературной революции, когда критикуется старая феодальная мораль, а у образованного населения появляется запрос на более реалистическое искусство, отвечающее духу времени и новой морали. Современная разговорная драма формируется под влиянием западной и заимствует у неё многие черты, в это время среди интеллигенции находят популярность пьесы Ибсена, Чехова, Бернарда Шоу и других иностранных драматургов. Драматурги первой половины XX века посвящают пьесы критике феодального империалистического уклада, пороков и дурных нравов людей старого Китая, ставят своей целью «отыскивать болезни общества».

После 1949 года драматургия, как и литература вообще, испытывает огромное влияние революции, идеологизируется, становясь одним из инструментов революционной пропаганды среди широких масс. Героями пьес становятся рабочие и крестьяне, коммунисты-производственники исключительно высоких моральных качеств, продолжается критика нравов предшествующих поколений. Гнёт навязанного партией критического реализма только усиливается к периоду «культурной революции» 1966–1976 гг., в это время всё искусство, включая литературу, переживает сильнейший кризис.

После окончания «культурной революции» контроль партии над литературой значительно ослабевает, в Китай вновь проникает иностранное влияние, появляются переводы современной западной литературы. Возрождаются и традиционные формы — после снижения роли коммунистической идеологии появляется потребность в возвращении к собственной национальной идентичности. С этого времени театральное искусство и драматургия вновь развиваются в разных направлениях — возрождается и реалистическая драма по методу Ибсена, Чехова и Станиславского, зарождается новая экспериментальная драма, вдохновлённая театром абсурда Э. Ионеско, С. Беккета и др., при этом не исчезает и обращение к традиционным формам — вместе с современной драмой по-прежнему существует историческая, вдохновлённая классическими жанрами и народной театральной традицией.
Ксения Балюта
#14

Традиционный театр Китая

#2
Театральное искусство начало зарождаться в Китае примерно в XII–XIII веках до нашей эры. Первоначально существовало народное творчество, из которого впоследствие родился театр. Песни и танцы, религиозные обряды народов Китая, придворные представления послужили основой для нового искусства.
Традиционный театр в Китае обозначают несколькими терминами, в зависимости от вида театра, характера постановок, территориальной принадлежности. Чаще всего при обозначении китайского традиционного театра используют термин сицюй — китайское традиционное искусство музыкальной драмы и общее обозначение драмы-наньси эпох Сун и Юань. Пекинская опера обозначается термином цзинцзюй или «столичная драма», которая входит в сицюй.
#5
Сюжеты пьес такого театра строили по классическим романам Средневекового Китая. В постановках затрагивали вопросы неразделённой любви, дворцовых интриг, веры в торжество добра. Также ставили фантастические и юмористические произведения. На сцене присутствовали музыкальные номера, актёры чаще всего исполняли роли через пение или широко интонированные речитативы.

Характерными особенностями китайского традиционного театра являются протяжённые монологи, неспешные философские изречения, произносимые на устаревшем литературном языке.
#6
Театрализованность представления была свойственна в том числе прозо-поэтическим сказам чжугундяо (букв. «тонические мелодии»), в которых прозаические повествовательные части чередовались с музыкально-поэтическими ариями. На сегодня единственным полностью сохранившимся образцом чжугундяо является постановка «Западный флигель» Дун-цзеюаня.
#7
В VII–IX веках зарождается драма цаньцзюнь, которую позже переименуют в цзацзюй (прим. ред. смешанные представления), а на Севере Китая такой жанр будут называть юаньбэнь. На рубеже XI–XII веков в юго-восточных районах Китая появляется жанр наньси. Он представляет смесь фарсов-цзацзюй и песенно-танцевальных форм. Актёры используют диалоги, импровизацию и прямые обращения к зрительному залу. В наньси каждому актёру было присуще амплуа. Сохранилось три пьесы театра наньси (этот литературный жанр назывался «сивэнь»): «Чжань Се, победитель на экзаменах» (первая половина XIII века) и две пьесы, созданные на сто лет позже — «Сунь-мясник» и «Ошибка знатного юноши».

Несмотря на древние корни, традиционный театр достиг своего развития лишь в XIII–XIV веке. Именно тогда произошло развитие драмы цзацзюй (или юаньская драма), которая послужила основой для Пекинской оперы. Для цзацзюй было характерно деление пьесы на четыре акта, наличие вводной сцены сецзы, простота композиции, напряжённость конфликта, музыкальность. В каждом акте была своя мелодия, а один из персонажей исполнял определённую музыкальную композицию на протяжении всего акта. В этом жанре творили Гуань Ханьцин, Ван Шифу и Бо Пу.
#8
Наряду с северным цзацзюй продолжала развиваться южная наньси, которая позже переросла в представления чуаньци. В постановках отсутствовала стройность композиции, размер актов пьесы мог быть произвольным, а число поющих в каждом акте актёров могло варьироваться.
#51
#9
Одной из наиболее известных форм китайского традиционного театра по праву можно назвать Пекинскую оперу. Она появилась в конце XVIII века в Пекине, но полноценно сформировалась лишь в середине XIX столетия. Пекинская опера представляет собой комбинацию музыки, вокальных партий, пантомимы, акробатики и танцев. Долгое время постановки цзинцзюй считались низшей формой искусства. В 1884 году труппу театра пригласили выступать во дворец по случаю юбилея императрицы Цыси, которая любила этот жанр искусства. Выступление имело успех, а благодаря покровительству императрицы появился трёхэтажный театр в Летнем дворце, где появилась возможность ставить Пекинскую оперу.
#10
Важное значение в Пекинской опере имеет грим актёров, по которому можно определить характеристику персонажа. Особое внимание уделяется цвету: красный цвет в гриме означает преданность и честность, фиолетовый — храбрость и решительность, чёрный указывает на прямоту и верность персонажа, а белый разоблачает преступление.

Вторым периодом расцвета Пекинской оперы можно назвать 1920–1940-е годы. В этот период течение раскололось, начали появляться различные школы. Самые известные из них — школа Мэй, Шан, Чэн и Сюнь. Мировую известность обрела школа Мэй. Его трупа выступила в Японии в 1919 году. Это считается первым зарубежным показом Пекинской оперы. Школа Мэй приезжала с гастролями в Советский Союз в 1935 году.
#15

Известные драматурги

#12
XX век стал мощным витком развития традиционного китайского театра. Начали появляться новые направления, а драматурги продолжали создавать свои произведения для постановки на сцене. Мы хотим поговорить о четырёх личностях, известных китайских театральных деятелях, чьи работы не столь известны широкому российскому зрителю.
#16

Лао Шэ (1898–1966)

#17
Источник фото: litmir.me 
Лао Шэ — псевдоним известного китайского писателя Шу Шэ-юя. Он родился в Пекине в 1898 году. В раннем детстве остался без отца и воспитывался матерью. Именно у неё он научился уважать человеческое достоинство. Учился в частной школе и изучал канонические книги китайских классиков. Впоследствии увлекался древней китайской литературой. После окончания учительской семинарии в 1919 году писателя и драматурга захватило антиимпериалистическое и антифеодальное движение «4 мая», с которым связывают культурную революцию в Китае.

Произведения Лао Шэ изображают людей труда, бедняков, неимущих и обездоленных.
#21

Цао Юй (1910–1996)

#18
Источник фото: ru.wikipedia.org
Цао Юй — один из крупнейших драматургов Китая, настоящее имя Вань Цзябао. Родился в семье, относящейся к привилегированному «учёному сословию». Мать будущего драматурга водила его в театр с трёхлетнего возраста. Он с детства мог понимать значение красок на маске-гриме, разбирался в условном языке костюма.

Начал творческую деятельность в 1930-е годы. Его произведения были построены на раскрытии национальных характеров. Пьесы Цао Юя ставились в Советском Союзе, Венгрии, Чехословакии, странах Восточной Европы и в Латинской Америке.
#22

Мо Янь (род. 1955)

#19
Источник фото: minguowang.com
Современный китайский писатель, настоящее имя Гуань Мое. Родился в 1955 году в провинции Шаньдун. В 11 лет бросил школу из-за событий, происходивших в стране — в то время в Китае случилась «культурная революция». В 1976 году пошёл в армию политработником, а в 1984 году стал слушателем Академии искусств НОАК. С 1986 года числится в Союзе китайских писателей, на сегодня занимает пост заместителя председателя этого союза.

В 2012 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Мировую известность ему принесло произведение «Красный гаолян», по которому снял фильм режиссёр Чжан Имоу.
#23

Го Цихун

#20
Источник фото: chinawriter.com.cn
Современный китайский драматург Го Цихун в своих работах обращается к историческим темам и образам прошлого, а публиковаться начал уже с 16 лет.

Работал сценаристом и вице-президентом в Китайском театре Пинджу, Пекинском оперном театре и Оперном театре Северного Куньцю. На сегодня является председателем Пекинской федерации литературы и искусства, а также председателем Пекинской ассоциации драматургов. Его работы отмечены 55 национальными и муниципальными премиями.

Одна из наиболее известных работ драматурга — пьеса «Верные друзья». Это философское размышление о дружбе и испытании человеческого духа, базирующееся на историческом сюжете. Премьера для российского зрителя состоялась в 2011 году в Александринском театре.
#24

Что почитать

#25
Собрали пьесы, статьи, рассказы китайских писателей и драматургов, которые помогут познакомиться с театральным искусством Поднебесной. Все книги есть в фондах Библиотеки иностранной литературы. 
#27
Пьеса современного китайского писателя Мо Яня. Произведение представлено на китайском языке и проиллюстрировано фотографиями с театральной постановки. Подойдёт тем, кто изучает китайский язык и хочет улучшить словарный запас или научиться понимать художественные тексты. В центре сюжета — история о знаменитом служащем, который был подослан наследником царства Янь, чтобы убить вана (прим. ред. правителя) Ин Чжэна царства Цинь
#28
#30
Пьеса классика китайской литературы, написанная в 1950 году. Является одним из последних произведений автора. В фондах «Иностранки» представлена на русском языке. Действие пьесы происходит в Пекине во времена Гражданской войны, гоминдановского режима и после освобождения города Народно-освободительной армией. Главные герои — бедняки, которые живут в канаве района Лунсюйгоу.
#31
#33
Одно из наиболее популярных произведений писателя, написанное в жанре сатирического памфлета. Впервые работа опубликована в 1932 году. Действие пьесы происходит на Марсе, а главные герои — представитель человечества и внеземные существа, внешне напоминающие кошек. Автор показывает регрессивные изменения внеземной цивилизации и размышляет о том, к чему могут привести пороки.
#34
#36
Сборник 1956 года включает 11 рассказов и 2 пьесы автора, а также его литературоведческие статьи. Книга предназначена наиболее полно раскрыть творчество автора и познакомить читателя с разными аспектами его творчества.
#37
#39
Исследование советского учёного-синолога о творческом пути Лао Шэ. Автор изучает истоки зарождения творческого начала китайского драматурга, приводит факты из его биографии. Книга может служить дополнением к изучению личности писателя и китайской литературы в целом.
#40
#42
Одно из самых известных произведений автора, по которому снял фильм режиссёр Чжан Имоу. Действие истории разворачивается в уезде Гаоми во время войны с японскими захватчиками. Автор затрагивает вопрос человеческой жестокости. Произведение имеет особое значение для Мо Яня, так как описывает его малую родину.
#43
#45
Сборник пьес наиболее значимых китайских драматургов. Среди авторов — Цюй Юань, Чэнь Ци-Тун, Ху Кэ, Лао Шэ. Книга будет отличным спутником, если вы только начинаете изучать китайскую литературу и хотите познакомиться с драматургами Поднебесной.
#46
#48
Исследование известного синолога о творчестве Цао Юя. В этой работе приводится литературоведческий разбор произведений писателя. Автор обращается и к биографии Цао Юя, что позволяет нам узнать многогранную личность драматурга с разных сторон. Работа была опубликована в 1984 году, то есть ещё при жизни китайского драматурга.
#49
#50
Автор материала — Мария Передок
Фото на обложке — Unsplash 
#52

Материалы по теме: 

1703
Библиотека
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г