Молодые сотрудники национальных и региональных библиотек и музеев приняли участие в уникальной программе Библиотеки иностранной литературы — «Международной молодёжной школе послов культуры стран Содружества независимых государств». Школа была организована при финансовой поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС).
#1
#15
С 29 октября по 1 ноября молодые послы культуры из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана обменивались опытом и осваивали новые полезные профессиональные навыки. Учились достоверно и увлекательно рассказывать об объектах материального и нематериального наследия своей малой родины, представлять культурные и научные достижения своего народа. Россию в составе участников Школы представляли молодые специалисты из библиотек Белгорода, Калуги, Рязани, Сахалина, Санкт-Петербурга и Ульяновска. Две участницы Школы являются победителями международного творческого конкурса «Нити культуры» 2024 г.
#2
Кто такие послы культуры и в чём их ценность для современного мира? Посол считается высшим дипломатическим рангом, вершиной дипломатической карьеры. Послы отвечают за важные политические решения и представляют интересы родной страны в другом государстве. Культура в этом играет важнейшую роль — роль посредника и миротворца
Павел Кузьмин, генеральный директор Библиотеки иностранной литературы
#3
Специалисты Библиотеки иностранной литературы и приглашенные эксперты поделились лучшими практиками международного культурного сотрудничества, продвижения достижений русской культуры и локальных брендов территорий, взаимодействия с дипломатами, привлечения дополнительного финансирования, развития проектов для молодёжной аудитории.
Генеральный директор «Иностранки» Павел Кузьмин познакомил участников Школы с основами дипломатического протокола. Советник генерального директора Алексей Юдин посвятил их в тонкости ораторского искусства. Ярко и творчески проходили занятия коммуникативным английским языком с руководителем Лингвистического ресурсного центра Академии «Рудомино» Жанна Клышко.
О литературных вечерах, посвященных чтениям русских классиков на языках народов мира, творческих встречах с современными писателями, о международных культурно-просветительских, переводческих и издательских проектах «Иностранки», о проведении интервью с дипломатами в рамках цикла «Дипломатический абонемент», о создании международного электронного ресурса документов к юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. рассказали организаторы Школы — руководитель Центра библиотековедения и профессионального взаимодействия Дарья Белякова и ученый секретарь Библиотеки иностранной литературы Ольга Смирнова.
В программу Школы вошли мастер-классы и лекции, богатые практическими примерами успешно реализованных проектов, от приглашенных экспертов. В том числе, продюсер краудфандинговой платформы «Планета.ру» Евгений Худяков рассказал о том, как краудфандинг превратить в «комьюнитифандинг», то есть о формировании сообществ заинтересованных людей, которые добровольно финансируют общественно значимые проекты. А заместитель директора по краеведению и проектной деятельности Московской губернской универсальной библиотеки Андрей Лисицкий поделился методикой «извлечения современных смыслов» историко-культурного наследия и конструирования локальных брендов для развития туристического потенциала территорий.
#13
#5
Программа Школы была выстроена таким образом, чтобы дать возможность её участникам познакомиться с инновационной работой московских библиотек и музеев. Большинство из них впервые гостили в Москве, поэтому было особенно важно в непродолжительное время показать, как исторические объекты гармонично существуют в современном облике города. С этой целью были организованы выездные занятия на площадках Дома культуры «ГЭС-2», Дома Н. В. Гоголя — мемориального музея и научной библиотеки, ГМИИ им. А. С. Пушкина, павильона «Макет Москвы» на ВДНХ, парка «Зарядье». В ходе выездных занятий для молодых послов культуры были организованы медиации — интерактивные экскурсии с возможностью активного общения на профессиональные темы. Так, например, в Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» состоялась встреча с руководителем молодежных программ ГМИИ им. А. С. Пушкина Александрой Зотовой, которая рассказала о практиках креативных индустрий; о проектах, которые юные искусствоведы придумывают и воплощают в жизнь с помощью кураторов в стенах «Мусейона». Директор Дома Н. В. Гоголя Вера Викулова и её коллеги представили концепцию работы уникального учреждения, которое располагается в историческом здании и успешно сочетает в себе функции библиотечного и музейного пространств.
Особенно интересен для участников Школы был опыт привлечения молодежной аудитории. Находясь в Библиотеке иностранной литературы, им удалось познакомиться с работой её подразделений: страноведческих культурных центров, читальных залов, Центра междисциплинарных исследований, Центра детской книги и детских программ, Центра редкой книги и коллекций с мультимедийным музеем «Вселенная Гутенберга» и другими. Участники Школы отметили, что «Иностранка» является местом притяжения для молодежи, и что здесь трудится много молодых специалистов.
Особенно интересен для участников Школы был опыт привлечения молодежной аудитории. Находясь в Библиотеке иностранной литературы, им удалось познакомиться с работой её подразделений: страноведческих культурных центров, читальных залов, Центра междисциплинарных исследований, Центра детской книги и детских программ, Центра редкой книги и коллекций с мультимедийным музеем «Вселенная Гутенберга» и другими. Участники Школы отметили, что «Иностранка» является местом притяжения для молодежи, и что здесь трудится много молодых специалистов.
#6
#7
Ключевым мероприятием Международной молодежной школы послов культуры стран СНГ стал марафон «Культурное наследие с местным колоритом». Молодые послы культуры выступили с публичной защитой своих конкурсных работ, посвященных национальным объектам культурного наследия.
#14
Не менее важным умением для посла является умение слушать и слышать собеседника: внимательно, доброжелательно и заинтересовано. Именно так происходит диалог культур!
Дарья Белякова, руководитель Центра библиотековедения и профессионального взаимодействия
#9
Насыщенным и полезным с профессиональной точки зрения стало общение библиотекарей в ходе международного круглого стола «Русская книга в фондах зарубежных библиотек». Сотрудники национальных библиотек стран СНГ выступили с сообщениями о количественном и жанровом составе русскоязычного книжного фонда в их учреждениях. Рассказали об источниках приобретения русских книг, о работе с русскоязычными читателями. Приведенные актуальные статистические данные по каждой библиотеке лягут в основу сводного документа по итогам круглого стола. Руководитель Центра комплектования и обработки документов Татьяна Строева рассказала о содержании программы повышения квалификации Библиотеки иностранной литературы «Особенности иностранной каталогизации в контексте современных реалий» и о возможности для зарубежных коллег пройти обучение в формате онлайн. Модерировала круглый стол руководитель Центра библиотековедения и профессионального взаимодействия Дарья Белякова.
#10
#11
В заключительный день Школы её участники поделились впечатлениями о своём пребывании в Москве, об «Иностранке», о том, чему научились. Поблагодарили преподавателей Школы и её организаторов. За короткое время — четыре дня — интенсивных занятий и экскурсий молодые послы культуры стали настоящей интернациональной командой, которую объединяют общие впечатления и воспоминания, общие шутки и творческая энергия. Организаторы Школы надеются, что эти международные профессиональные связи будут сохраняться и укрепляться, и станут основой для многих совместных инициатив и проектов и для развития межкультурного диалога. Таким образом, одна из главных задач Международной молодёжной школы послов культуры стран СНГ будет выполнена!
#12
208
Центр Библиотековедения и профессионального взаимодействия