В октябре 1940 года, всего через три месяца после полной капитуляции французской республики, в центре оккупированного Парижа выходит первый выпуск подпольного журнала, получившего в боевом крещении имя великого героя литературной истории Пантагрюэля.
#1
#7
Сегодня редчайшие экземпляры «Пантагрюэля», первого свободного журнала в оккупированном Париже, можно найти лишь в Национальной библиотеке Франции или Музее Сопротивления. Да и то — далеко не все. Судьба Дейсса и его детища давно стала хрестоматийным примером того, как маленький, незаметный человек, становится фигурой истории первого плана, наравне с Шарлем де Голлем, Жаном Муленом или Антуаном де Сент-Экзюпери. Именно таким, незаметным и незамеченным героям Сопротивления, посвящена книга французских историков С. Альбертелли, Ж. Блана и Л. Дузу «История Сопротивления во Франции. 1940-1944», на презентацию которой мы рады пригласить читателей 8 октября 2025 года.
Именно таким людям, как Раймон Дейсс или Жорж Роман посвящена и выставка «Сопротивление Европы», полностью созданная сотрудниками Библиотеки на основе архивного и книжного материала, хранящегося в «Иностранке», с использованием материалов архива семьи Рудомино и Российского государственного военного архива, на кураторскую экскурсию по которой мы приглашаем присоединиться 22 октября 2025 года.
Именно таким людям, как Раймон Дейсс или Жорж Роман посвящена и выставка «Сопротивление Европы», полностью созданная сотрудниками Библиотеки на основе архивного и книжного материала, хранящегося в «Иностранке», с использованием материалов архива семьи Рудомино и Российского государственного военного архива, на кураторскую экскурсию по которой мы приглашаем присоединиться 22 октября 2025 года.
#6
Основатель и единственный редактор «Пантагрюэля», Раймонд Дейсс, считал журнал «информационным бюллетенем, а не бесполезной борьбой против оккупационных властей. Его цель — распространение новостей <…>, от отсутствия которых страдают слишком многие люди». Он также уточняет, что «целью является не ненависть и не восстание против немцев, а сохранение нашего тысячелетнего права думать самостоятельно». Но даже такие, на первый взгляд, довольно конформистские слова являлись в тот момент проявлением активного сопротивления врагу. Тем более, что Раймон Дейсс не был ни конформистом, ни коллаборационистом — уже в первом номере он заявляет о своей поддержке призыва генерала де Голля, прозвучавшего 18 июня 1940 года на волнах британского радио: «Присоединяйтесь к генералу де Голлю, который один поддерживает перед лицом всего мира французские традиции героизма и уважения к данному слову. При поддержке английского народа, чья флегматичность и решимость легендарны, он победит!»
#5
© BNF
Как и его собратья — «Arс», «Résistance», «Valmy» — журнал, 16 номеров которого выходили нерегулярно вплоть до октября 1941 года, не смог пережить преследований и неусыпной слежки со стороны оккупационных властей. В октябре 1941–го был арестован Дейсс, а затем и оба печатника-линотиписта. Все трое погибли, став одними из бесчисленных жертв операции «Ночь и туман», задуманной гитлеровцами для методичного и последовательного уничтожения внутреннего Сопротивления в оккупированных странах.
#4
#2
Раймон Дейсс (1893-1943), музыкант, издатель, герой Сопротивления
Примечательна фигура Раймона Дейсса. Музыкальный издатель, эльзасец по происхождению, ветеран Первой мировой — ничто не предвещало, что этот тихий и скромный парижанин станет одним из глашатаев рождающегося Сопротивления врагу. Он сам редактировал все номера, пытаясь донести до читателя идеи морального и интеллектуального сопротивления сметающей любые попытки выражения свободной мысли машине нацистско-вишистской пропаганды. Тексты набирались на линотипе, а затем печатались на четырех страницах на печатных машинах музыкального издательства Дейсса, тиражом до 10 000 экземпляров.
31
Центр междисциплинарных исследований