Что почитать у Джойс Кэрол Оутс

2 декабря 2021
#1
10-го декабря в 19:00 Библиотека иностранной литературы приглашает на встречу с Джойс Кэрол Оутс — американской писательницей, романисткой, поэтессой, классиком литературы США ХХ века, лауреатом Национальной книжной премии и финалистом Пулитцеровской.

Джойс Кэрол Оутс более четверти века пророчили получение Нобелевской премии. За полувековую творческую биографию писательница опубликовала более 50 романов и множество сборников короткой прозы. В литературной критике и читательских сообществах уже зародился отдельный жанр: многочисленные подборки в духе «как начать читать Джойс Кэрол Оутс» постоянно появляются в известных журналах, на сайтах издательств и в книжных блогах. Перед диалогом с писательницей мы решили присоединиться к этому тренду.
#2
#5

 О премиях и «жестоких» мотивах

#7
Джойс Кэрол Оутс начала публиковаться в юности. Первый сборник ее рассказов «By the North Gate» был выпущен в 1963 году, а уже в 1969 писательница получила Национальную книжную премию за книгу «them», третью часть тетралогии «The Wonderland Quartet». В этом цикле, как и во многих других книгах, Оутс разоблачает последовательность социальной несправедливости и обманчивую случайность насилия. Отдельные эпизоды жестокости обнажают противоречия общественной морали и здравого смысла. 

Как почитательница творчества Федора Достоевского и Уильяма Фолкнера, в своих сюжетах Оутс снова и снова обрушивает на персонажей бедность, безработицу, сексуальное насилие и абьюз, алкоголизм и наркотическую зависимость, с документальной точностью описывая их внутреннюю борьбу и боль. Получив за свою писательскую карьеру множество премий и номинаций, Оутс особенно ценит присужденную ей в 2019-м году Иерусалимскую премию, которой традиционно награждают писателей и интеллектуалов, отстаивающих в своих работах силу и самостоятельность личности.
#19

A Garden of Earthly Delights

#20
В романе «A Garden of Earthly Delights» Оутс повествует о жизни на первый взгляд типичной ‘damsel in distress’ Клары Уолпол — красивой дочери бедных фермеров-иммигрантов из Кентукки. Решив не повторять судьбу своей матери, которая связала себя браком с недостойным человеком и в молодости погибла в родах, Клара собирается сама устроить свою жизнь. Однако воплотить эти стремления она пытается с помощью четырех мужчин: ее отца, затаившего обиду на мир; зрелого Лоури, который предлагает ей любовь; Ревира, богатого землевладельца, который обеспечивает ей стабильность; и сына Свона, в котором Клара стремится воплотить нереализованные амбиции.
#22
В романе «Дорогие люди» Оутс рассказывает о жизни в богатом американском пригороде в конце 1960-х годов. Повествование ведется от лица молодого Ричарда Эверетта, одержимого воспоминаниями об одном годе жизни с его блестящими, самовлюбленными, но отстраненными родителями. Богатое, но неустроенное и одинокое детство и безразличие матери и отца, зацикленных на успехе и собственных желаниях, неумолимо ведут к развязке в духе греческой трагедии.
#23
#24
После выхода романа «them» о Джойс Кэрол Оутс все заговорили всерьез: в 1969 году писательница получила за нее Национальную книжную премию. Проведя часть своей молодости в Детройте, Оутс спешно покинула его перед беспорядками 1967-го года, чтобы вернуться к его улицам и жителям в своей книге. В центре сюжета — судьба молодой матери Лоретты Уэндалл и ее детей. Главные герои на протяжении тридцати лет борются с нищетой, но не могут окончательно ее преодолеть: мужья внезапно оказываются тиранами, богатые любовницы оставляют без денег в мотеле на краю света, и даже гроши, заработанные проституцией, силой отбирают родственники. История несчастий в жизни людей, которые не доверились бы друг другу, если бы не были бы семьей, заканчивается для каждого из них по-разному.
#25

Wonderland

#26
Последний роман из тетралогии «The Wonderland Quartet» можно прочесть как современный эпос, охватывающий период от Великой депрессии до войны во Вьетнаме. В начале 30-х главный герой Джесси осиротел, потому его отец убил всю семью. Дальнейшая история Джесси — путешествие от неприветливой приемной семьи к блестящей учебе на медицинском и профессиональному признанию, которое не может вылечить его раны и не помогает ему построить собственную семью. Став взрослым, Джесси оказывается по другую сторону конфликта поколений, когда безуспешно пытается найти общий язык с дочерью Шелли, увлеченной протестными идеями 1960-х годов.
#8

Семейная сага и автобиографичность

#9
Любимый жанр Оутс — семейная сага. В своих книгах писательница вновь и вновь испытывает прочность семейных уз, будь то брак или кровное родство. Семьи её персонажей переживают предательство, зависимость и отчаяние, распадаются и меняются, теряют старых членов и приобретают новых. Справедливо предположить, что Оутс рассматривает семью и брак как сеть взаимных связей, иногда парадоксально хрупкую, а иногда парадоксально крепкую. Несомненно лишь то, что семейная жизнь, словно параллельный мир с другими моральными и физическими законами, качественно отличается от жизни в одиночестве.

Писательница часто говорила об автобиографичности своих книг, а среди ее сочинений можно найти несколько мемуарных работ. Интерес к семье также укоренен в биографии писательницы. Первый брак Оутс продлился 47 лет, пока ее муж Рэймонд Смит скоропостижно не скончался от пневмонии. Свое существование после его смерти Оутс называла «a posthumous life; a left-over life», — ее жизнь будто остановилась, ведь родственная близость и общий быт создавали необходимую для творчества упорядоченность. Через полгода Оутс познакомилась с новым мужем, с которым после прожила в браке еще десять лет.
#28
Малвэйны из города Маунт-Эфраим на севере штата Нью-Йорк на протяжении двадцати лет были счастливой и образцовой семьей: Майкл успешно вел свое дело, Корин заботилась о дочери Марианне и трех сыновьях. Но из-за нападения после школьного бала безмятежная жизнь переворачивается за считанные дни. Задолго до движения MeToo Оутс написала проницательный и сложный роман о том, как сексуальное насилие разрушает маленький мир отдельной семьи. Короткие главы, написанные с точки зрения разных персонажей, наслаиваются друг на друга, будто рассказчик перетряхивает свои воспоминания в попытке найти ответы на неразрешимые вопросы: «почему она не сказала сразу?», «почему не захотела постоять за себя?», «почему никто ничего не заметил?». 
#30
Богатое, скандально известное и эскцентричное семейство Бельфлеров живет в огромном дворце на берегу озера Нуар. В центре сюжета семейной саги — глава рода Гидеон Бельфлер, его властная и красивая жена Лия, их трое детей (один из которых, похоже, обладает экстрасенсорными способностями), а также многочисленные слуги и родственники, живые и мертвые, которые обитают во дворе и его окрестностях. Повествование то молниеносно уходит на несколько веков в прошлое, то возвращается в XX век, а в фокусе то и дело оказываются второстепенные на первый взгляд герои или события. В этой книге смешались мистика и философские размышления, семейная история, страшная сказка и несколько любовных романов.
#32
Джойс Кэрол Оутс в своей семье была первой, кто завершил образование. «The Lost Landscape: A Writer's Coming of Age» — это хроника непростого детства писательницы в сельской местности штата Нью-Йорк. Рассматривая детские переживания как источник творческого начала, Оутс внимательно исследует каждое воспоминание — от красной курочки, ее любимой питомицы на семейной ферме, до первой дружбы и первой смерти. В свободной манере Оутс представляет ностальгический портрет детства маленькой девочки, рано осознавшей богатство своего воображения и жаждущей рассказывать истории о мире и людях, которых она встречает. И если чтение «Алисы в стране чудес» вдохновило ее воспринимать жизнь как череду приключений, то взросление на ферме преподало ей уроки самопожертвования и тяжелой работы.
#34
После смерти мужи супружеская постель героини превращается в гнездо из грязных одеял и рукописей, где она ночи напролет смотрит по телевизору бессмысленные программы. Безропотно принимая подношения разномастных сочувствующих — цветы, фрукты и деликатесы, повязанные бархатными лентами, — вдова машинально набивает ими мусорные корзины. Мемуары Оутс, написанные в год после смерти ее первого мужа — еще одно честное высказывание в жанре размышлений о тяжелой утрате, по духу близкое бестселлеру Джоан Дидион «A Year of Magical Thinking». Рассматривая письмо как терапевтический опыт, Оутс не стремится отполировать текст — частые повторы, стилистические неточности и рваный синтаксис создают впечатление беспокойства в душе и уме, неизбежного при переживании внезапной потери.
#10

Тема памяти и пластичность опыта

#11
С автобиографическими мотивами связана также важная в творчестве Джойс Кэрол Оутс тема памяти и персональной истории. Превосходство эмоциональной реальности нам материальным миром и пластичность воспоминаний по-разному обыгрываются в ее романах и рассказах. Даже в жанровых работах — например, в сборнике страшных рассказов «Haunted», — Оутс сосредоточена в первую очередь на исследовании возможностей восприятия. С ее легкой руки гротескные штампы и хоррор-клише превращаются в фон, по сравнению с которым внутренняя жизнь персонажей кажется более реальной. Гипертрофированные, выкрученные на полную эмоций главных героев вызывают испуг у читателя сами по себе, тогда как настоящие монстры и призраки выведены небрежными штрихами, а то и вовсе остаются за кадром.
#12
«Mudwoman» сложно отнести к конкретному жанру: по месту повествования  это американский академический роман, или «campus novel», по тону — вязкий психологический триллер, где воплощаются страхи современной исследовательницы, претендующей на университетскую должность. В заглавии читается сатира: ‘mudwoman’ вполне можно назвать аллюзией на критическую работу современниц Оутс Сандры Гилберт и Сьюзан Губар «​​The Madwoman in the Attic», посвященную ограничениям и конвенциям, с которыми сталкивались викторианские писательницы. 
#40
Сегодня женщинам доступна карьера в академической сфере, однако мы до сих пор редко видим женщин среди руководителей научных институтов. Опираясь на личный опыт преподавания в Принстоне, Оутс написала действительно пугающую историю о том, как нездоровая враждебная атмосфера пробуждает призраков из неблагополучного детства и превращает в кошмар жизнь талантливой молодой женщины.
#16
Сборник «Haunted: Tales of the Grotesque» состоит из шестнадцати рассказов — от классических историй о привидениях до психологических триллеров. В заглавном рассказе «Haunted» девушка Мелисса и ее лучшая подруга, любопытная Мэри Лу, развлекаются вылазками в заброшенные дома. По законам жанра одна забава оборачивается трагедией, и спустя годы Мелисса мучается воспоминаниями об убийстве Мэри Лу. В короткой повести «The Model» напряжение создает очевидная на первый взгляд угроза сексуального насилия в отношениях между юной Сибил Блейк и мистером Старром, который просит ее стать его моделью, но неожиданный финал обнажает другую расстановку сил. В рассказе «Accursed Inhabitants of the House of Bly» — оммаже новелле Генри Джеймса «The Turn of the Screw» — Оутс воскрешает призраков мисс Джессел и Питера Квинта, которые продолжают изводить маленьких наследников поместья Майлза и Флору.
#18
Старшеклассник Мэтт покажется вам обычным парнем. Он хорошо учится, пишет для школьной газеты, посещает драматический кружок, и часто неудачно шутит. Похоже, что он нравится почти всем. Однако после нескольких неосторожных слов его одноклассники приходят к выводу, что Мэтт собирается взорвать школу. Вскоре директор, родители, полиция и даже приятели Мэтта все поверят в то, что это правда. Только непопулярная девочка, случайно услышавшая его слова тот день, попытается за него заступиться.
#41
В своем первом романе для подростков Оутс даже не пытается упрощать: главные герои — трепло и уродливая девочка — с первых страниц производят впечатление ненадежных рассказчиков, а неосторожно сказанное слово моментально провоцирует массовую истерию. С присущим её прозе многоголосием Оутс рассуждает о доверии, хрупкости ощущения безопасности и ценности выбора правильных слов — особенно важной для любого писателя теме.
#35
Мы надеемся, что вы найдете в этой подборке что-нибудь интересное для себя, и ждем вас на встрече 10-го декабря. Регистрируйтесь по ссылке ниже, а также подписывайтесь на нашу информационную рассылку, чтобы узнавать о готовящихся мероприятиях и получать книжные рекомендации от Центра американской культуры.
#37
#39
#36
Автор подборки: Лиза Разгильдяева
162
Центр американской культуры
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г