31 марта–1 апреля в Библиотеке иностранной литературы состоялся семинар-практикум «Академия читательского мастерства — 2023». Опытные педагоги, библиотекари, научные сотрудники продемонстрировали профессиональному сообществу действенные практики чтения, приёмы понимающего чтения, важность горизонтальных связей внутри сообщества.
#1
#2
Количество очных участников составило 80 человек, среди них — специалисты из Москвы, Московской области, Калуги, Кирова, Медыни, Мурманска, Санкт-Петербурга, Ярославля. Дистанционно в течение двух дней в мероприятии участвовали 460 человек — представители библиотек и учебных заведений из 30 регионов России, в том числе специалисты Луганской и Донецкой Народных Республик. На странице Библиотеки иностранной литературы в социальной сети «ВКонтакте» семинар посмотрели более 3,5 тысяч человек.
#30
#3
Открытие конференции началось с приветственного слова Н.Н. Сметанниковой, президента Русской ассоциации чтения, доктора педагогических наук. Наталья Николаевна отметила, что нынешняя Академия посвящена трём проектам: актуальному и крайне интересному проекту ВГБИЛ «Билингвальное чтение» и двум масштабным проектам РАЧ «Миллион страниц» и «Умное чтение» (последний совместно с издательством «Детская и юношеская книга»). Все проекты подтверждают позицию Ассоциации, направленную на совместную деятельность образовательных организаций, библиотек, издательств. Далее Н. Н. Сметанникова определила цель Академии читательского мастерства 2023 года — распространение передового опыта по формированию и развитию читателя и отличительную особенность всех научно-практических мероприятий РАЧ — междисциплинарный подход. Н. Н. Сметанникова нацелила всех участников на активную плодотворную работу и рекомендовала при обсуждении выступлений и мастер-классов оценить их педагогическую необходимость, педагогическую полезность и педагогическую привлекательность.
#31
#4
Семинар-практикум «Академия читательского мастерства 2023» открылся секцией, посвящённой работе с билингвальными изданиями. Заместитель генерального директора Библиотеки иностранной литературы М. В. Белоколенко представила первые достижения проекта «Мировая билингвальная библиотека современной литературы», инициированного ВГБИЛ и поддержанного Министерством культуры Российской Федерации. Проект направлен на знакомство молодого поколения разных стран мира с наиболее читаемыми произведениями этих стран, на развитие в России молодого поколения будущих авторов, литературных переводчиков, редакторов, послов культуры в широком и высоком смысле слова. В рамках проекта проходят творческие конкурсы «Россия — страна полиглотов», «Моя книга мира» и «Нити культуры», а также образовательные интенсив-программы «Школы молодого переводчика» и «Школы послов культуры». В 2022 году состоялись Школы «Россия — Белоруссия», «Россия — Сербия», «Россия — Лузофония», в которых приняли участие представители России и 14 государств Европы, Азии, Южной Америки, Африки. Яркий результат проекта — четыре книги серии «Полифония». Опытом работы с билингвальными коллекциями поделились специалисты библиотек Мурманска (Л.Г. Кочергина, Т.А. Володина), Новосибирска (Е.В. Томкова), Петрозаводска (Н.А. Михайлова) и Санкт-Петербурга (И.В. Батуева, О.Ю. Бойко). Докладчики сошлись во мнении о том, что билингвальные издания являются мостами, соединяющими культуры в системе «свой — другой», расширяют индивидуальный тезаурус читателям, развивают интерес к изучению иностранных языков. Отмечено, что в настоящее время билингвальная литература вызывает больший интерес у взрослых, имеющих длительный опыт проживания в многонациональной стране. Внимание молодежи к полиязычному чтению нужно развивать через интерес к значимой для молодых людей литературе, что как раз и составляет концептуальную идею проекта «Мировая билингвальная библиотека современной литературы». Для развития проекта Библиотека иностранной литературы получила в подарок от участников семинара уникальный фотоальбом с русско-английским текстом (Шпиленок Д. Камчатка. Рассказ в лисах. Москва, 2021) и альманах саамской литературы на английском языке (Москва, 2021).
#36
#5
Далее, в формате Круглого стола был представлен проект «Антология статей русских учёных ХХ века о чтении». Академик РАО, доктор педагогических наук, вице-президент Русской ассоциации чтения Ю. П. Мелентьева изложила цель проекта, рабочую группу, в которую вошли члены Русской ассоциации чтения Н.Н. Сметанникова, Н.А. Борисенко, Е.Л. Гончарова, И.А. Мазаева, Е.С. Романичева, этапы подготовки издания и его структуру. В сборник войдут статьи классиков психологической, педагогической и методической науки, посвящённые чтению, биографические справки об учёных и библиография трудов. В обсуждении проекта приняли участие Е. С. Романичева, Н. А. Борисенко и И. А. Мазаева, признавшие его научность ценность и востребованность профессиональным сообществом.
#35
#6
Секция 2 открылась докладом научного руководителя проекта «Миллион страниц» Н. Н. Сметанниковой. Основной целью проекта являлась квалиметрическая оценка объёма текста на бумажных и электронных носителях, которые читают учащиеся школ и студенты — количественные данные о чтении учащихся разных возрастов в соответствии с читательскими умениями и возможностями. Среди задач исследования — провести мониторинг объёма чтения в младшей, средней и старшей школе. Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: если объём чтения не соответствует читательским умениям учащихся, совершенствование качества умений чтения замедляется, а читательская мотивация падает. В докладе были представлены основные организационные шаги по реализации проекта, включающие методические материалы для сбора результатов мониторинга (координатор проекта, вице-президент Русской ассоциации чтения Е.А. Попова). Были перечислены образовательные учреждения, принявшие участие в проекте. С докладами о результатах проекта выступили пять лучших школ–участниц исследования.
#37
#7
Анализ результатов проекта «Миллион страниц» показал, что квалиметрические показатели объёма читаемого демонстрируют большой разброс по различным школам. Средняя цифра прочитанного в день составляет 12 страниц. Были определены интервальные промежутки для различных возрастных групп, нижняя и верхняя границы объёма читаемого текста. Для младшей школы интервал составил 4-5 страниц, для средней 6-10 страниц. Итоги проекта позволяют сделать вывод о том, что рост объёма происходит, прежде всего, за счёт обучающихся со сформированными умениями чтения. Один из важных выводов из предварительных результатов проекта — это необходимость создания методического сопровождения для педагогических коллективов, который бы способствовал формированию устойчивых умений чтения обучающихся.
#33
#8
В докладе С.В. Ушаковой, заместителя директора ГБОУ № 1531, заслуженного учителя РФ, вице-президента РАЧ, были приведены данные о количестве учащихся, принявших участие в проекте в различных возрастных группах, об объекте мониторинга (проводился по следующим группам умений чтения: учебной литературы с бумажного носителя и с экрана, учебной литературы с бумажного носителя и с экрана, литературы на иностранном языке с обоих носителей). В конце были представлены выводы исследования: обучать чтению надо на всех уровнях и ступенях образования; в старшей школе основным видом чтения становится поисковое чтение; необходимо разработать методическое сопровождение для учителей — участников проекта; для школьников 5-6 классов необходима модель поведения читающего взрослого; для 10-11 — организация событий, связанных с чтением.
#9
Е.Н. Овчинникова, старший преподаватель кафедры английского языка № 6 МГИМО МИД России, вице-президент РАЧ, привела результаты проекта в контексте языковой подготовки в МГИМО. Исследование подготовлено совместно со старшим преподавателем кафедры Т.А. Тюкиной. В исследовании приняли участие 56 студентов 1-го курса. Исследовались учебное (обязательное) и досуговое чтение. Средний результат — 12 страниц в день на иностранном языке, примерно 90 страниц — в неделю. Исследование показало, что есть прирост в объёмах чтения, при этом сокращается объём досугового чтения при росте доли чтения в электронной среде. К другим результатам мониторинга относится определение поискового чтения как ведущего вида у студентов. Также был поднят вопрос о том, что у студентов нет времени на досуговое чтение, что, возможно, требует корректировки объёмов обязательного учебного чтения.
#10
Результаты реализации проекта «Миллион страниц» в ЧОУ СОШ «Личность» (г. Новороссийск) были представлены Е.Л. Рудик, заместителем директора по научно-методической работе. В мониторинге приняли участие 70 учащихся. Результаты исследования показали положительную динамику увеличения объёмов чтения в фокус-группах в 1,5 раза. Важно, что проведение мониторинга было включено в педагогический контекст всей учебно-воспитательной деятельности школы по линии «субъектность — сообщество — событийность», в том числе с подключением электронной среды. Так, дневники мониторинга функционировали в электронном виде с доступом для родителей и учителей, что позволяло учителям контролировать их объективность. Мониторинг также осуществлялся в связке с другими читательскими проектами, которые позволяли реализовывать принцип событийности («Продвижение книги»).
#38
#11
Результаты проекта «Миллион страниц» в Медынской СОШ Калужской области были доложены директором школы Р.К. Прокшиной (исследование подготовлено совместно с С. А. Шавриной (заместителем директора по методической работе). Мониторинг проводился с марта 2021 по март 2022, в нём принимали участие все учащиеся. Среднее количество читаемых страниц в начальной школе составляет 20 страниц, в средней — 60, в старшей — около 80. Интерес представляет наблюдение в отношении снижения объёмов чтения учащимися в летний период. В докладе также отмечалась необходимость создания читательской среды. Проект «Миллион страниц» был интегрирован с другими читательскими проектами — «Prодвижение книги», а также летним профильным интеллектуальным «Читай-лагерем». Среди педагогических результатов мониторинга отмечалось увеличение количества детей, принимающих участие в других читательских проектах.
#12
В обсуждении результатов проекта приняли участие эксперты РАЧ. Так, И.А. Мазаева (канд. пед. наук, доцент, научный руководитель магистерской программы «Подготовка переводчиков для международных организаций») выступила с предложением продления мониторинга чтения студентов с включением старших курсов, что связано с особенностями адаптации студентов первых курсов к учебной деятельности в вузе. Последний факт не позволяет на основе мониторинга только этой группы сделать полный анализ объёма чтения студентов. Н.А. Борисенко (канд. филол. наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО) в своём выступлении отметила определённую смещённость выборки всех исследований в связи с тем, что они проводились на площадках, сотрудничающих с РАЧ в различных проектах, что позволяет признать проведённый мониторинг пилотным исследованием. Было предложено принять полученные цифры в качестве ориентировочных и опубликовать данные исследования.
#13
Президент РАЧ Н. Н. Сметанникова отметила, что общая картина квалиметрических показателей позволяет ставить вопрос о том, что основные умения, стратегии чтения должны быть сформированы к 7-му классу общеобразовательной школы. Также она обратила внимание на то, что прирост объёмов чтения происходит в тех случаях, когда работа в этом направлении проводится и поддерживается всем педагогическим коллективом.
#39
#14
Второй день семинара-практикума был посвящён проекту «Умное чтение». Теоретическая и методическая база исследования и модель методики были представлены в докладе Н.Н. Сметанниковой. Докладчиком были последовательно освещены история вопроса, основные положения отечественной методики обучения чтению в сравнении с зарубежной, сам инновационный проект — его цель (научить «умному чтению», чтобы ученик, прошедший «интеллектуальный тренинг», мог развить свои читательские умения), читательский материал, методика критериального оценивания, характер заданий и некоторые стратегии чтения.
#15
Далее на пяти мастер-классах были показаны способы реализации проекта на материале конкретных произведений, предоставленных издательством «Детская и юношеская книга».
#16
Е.О. Галицких, профессор Вятского государственного университета, заслуженный учитель РФ, на своем мастер-классе показала стратегии чтения вслух и некоторые творческие задания, разработанные ею на материале повести В. Железникова «Жизнь и приключения чудака из 6 Б». Стратегия включает чтение трех отрывков текста вслух, работу с трудными словами, проверку первичного понимания. Умными вопросами ведущая организовала работу присутствующих, сделав их не пассивными слушателями, а субъектами чтения.
#17
Знакомство с типами заданий проекта было продолжено в ходе мастер-класса Н.А. Борисенко, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО. Она представила повесть детской писательницы Л. Воронковой «Девочка из города» и на материале фрагмента произведения продемонстрировала одну из наиболее эффективных читательских стратегий — стратегию «Чтение с остановками, вопросами и ответами». Н. А. Борисенко показала, как составлять «умные вопросы» к тексту и как оценивать понимание учащегося посредством методики критериального оценивания.
#40
#18
Задача следующего мастер-класса «Книга как текст и книга на экране», проведённого методистом Калужского института развития образования Н.Ю. Проскурниной, состояла в том, чтобы показать действенные приёмы сравнения книги и фильма. Мастер-класс был проведён по роману В. Богомолова «Момент истины. В август сорок четвертого…» в форме квеста, эффективному проведению которого способствовала яркая презентация с включением фрагментов из книги и фильма. Задания такого рода включены во все методические рекомендации проекта «Умное чтение» и в большей степени ориентированы на совместную работу детей, учителей и родителей.
#19
Как можно решать задачу развития межпредметных связей путём чтения художественных произведений — такая задача была поставлена ведущей четвёртого мастер-класса С.В. Ушаковой, заместителем директора ГБОУ Школы № 1531, заслуженным учителем РФ. Светлана Вячеславовна предложила для активной работы три фрагмента из книги А. Беляева «Человек-амфибия», вопросы к которым актуализировали знания слушателей из разных областей наук (биологии, географии, истории и др.) и потребовали применения различных стратегий чтения. Такая работа, несомненно, способствует пробуждению мотивации к чтению и к развитию познавательного интереса к учению в целом. Произведение А. Беляева в своей работе может использовать любой учитель-предметник.
#41
#20
Сообщение Т.А. Булавиной, руководителя Уральского отделения Русской ассоциации чтения, отличника народного образования (г. Свободный), проходило в формате онлайн и было посвящено осмысленному чтению «незаслуженно забытой книги о войне» — повести В. Быкова «Мёртвым не больно». Татьяна Алексеевна показала, как можно организовать чтение трудной (и по содержанию, и по объёму) книги в старших классах, какие стратегии можно при этом применить, в частности, стратегию «Трёхчастный дневник». Она поделилась результатами апробации проекта в двух 11-х классах, главным итогом которой стало само прочтение произведения и читательский рост выпускников школы.
#21
В заключение семинара прошла презентация новой книги Е. С. Квашниной «Краткий курс о детской книге, или Зачем нам книга с дыркой» (М.: Библиомир, 2022). Издание представила Т.Ю. Дрыжова, главный редактор журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра»). Необычный формат книги привлёк внимание профессионального сообщества к проблеме «молчаливых» книг, книг без текста, содержание которых составляет исключительно визуальный ряд.
#42
#22
В подведении итогов Академии читательского мастерства приняли участие эксперты РАЧ, сотрудники издательства «Детская и юношеская книга», слушатели семинара. Н. Н. Сметанникова подчеркнула тематическую связь двух дней семинара и всех трёх проектов, способствующих продвижению чтения и выработке новых методик обучения чтению. Е. С. Романичева отметила такую отличительную черту Академии, как демонстрация профессиональному сообществу действенных практик чтения, приёмов понимающего чтения на примере конкретных произведений, важность горизонтальных связей внутри сообщества. Учитель литературы из школы № 2948 А.В. Ширшова подчеркнула важность проекта «Умное чтение» для себя лично и для школы, его воспитательную направленность, а также привлекательность формата мастер-классов («мы, учителя, учимся как ученики, овладеваем стратегиями чтения прямо на месте»). Н.Ю. Толстая от имени издательства поблагодарила всех за большую интересную работу и пригласила к дальнейшему развитию проекта. Завершая обсуждение, А.Н. Воропаев, начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, отметил особенность состоявшейся сессии Академии читательского мастерства — прорыв в научной и методической работе, действенную помощь школе, библиотеке, семье, верность трём составляющим системной работы: субъектности, событийности, сообществу.
#34
#23
В заключительном слове М.В. Белоколенко призвала участников Академии читательского мастерства присоединиться к проекту Библиотеки иностранной литературы «БиблиоДонбасс» с тем, чтобы оказать содействие в обеспечении публичных и школьных библиотек, дошкольных учреждений новых территорий литературой по учебным программам и самыми значимыми для формирования новых поколений россиян книгами. Ознакомиться со списками нужных книг можно здесь.
#27
Ознакомиться со списками нужных книг можно здесь:
#24
ДНР Потребность в литературе учреждений дошкольного образования.docxРазмер: 0.04 МБОбновлен: 05 апреля 2023
#25
ДНР Потребность в литературе учреждений общего среднего образования.docxРазмер: 0.06 МБОбновлен: 05 апреля 2023
#29
#28
Авторы фотографий — Василий Парин, Дмитрий Гаврилов
409
Библиотека