Уже в Коране это слово в различных грамматических формах встречается 41 раз, часто в идиоматическом выражении джихад фи сабили ллах (рвение на пути Аллаха), которое наполняется разными смыслами.
Очень рано в исламе сложилось различение великого джихада (духовного борения) и малого джихада (вооруженной борьбы). В более поздних разработках мусульманских правоведов различаются многочисленные виды джихада – от джихада сердца до джихада меча.
В целом же джихад − понятие, которое в зависимости от исторической, культурной, социальной, политической конъюнктуры способно наполняться различными смыслами. И какие смыслы он обретет в ближайшем будущем, зависит прежде всего от того, какие пути развития для своих стран изберут сами мусульмане.
О происхождении, истории и значении категории джихад в арабо-исламской культуре расскажет в своей лекции исламовед и арабист, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института классического Востока и античности, доцент кафедры религиоведения Свято-Филаретовского института Алексей Васильевич Журавский