27 октября в Библиотеке иностранной литературы состоялся традиционный осенний семинар-практикум «Академия читательского мастерства» в гибридном формате. Научно-методическое мероприятие было организовано совместно с Русской ассоциацией чтения.
#10
#1
«Академия» была посвящена 20-летию одного из самых активных отделений РАЧ — Уральскому региональному. Семинар начался с приветствий заместителя генерального директора Библиотеки иностранной литературы Марии Белоколенко и начальника отдела Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Александра Воропаева.
Мероприятие состояло из пленарного заседания, двух параллельных секций мастер-классов и круглого стола.
В очной части «Академии» приняли участие 70 человек. Дистанционно на платформе «Вебинар» на секции 1 работали 100 человек. Трансляция велась «ВКонтакте» и в «Telegram». Было зафиксировано более 1000 просмотров.
Мероприятие состояло из пленарного заседания, двух параллельных секций мастер-классов и круглого стола.
В очной части «Академии» приняли участие 70 человек. Дистанционно на платформе «Вебинар» на секции 1 работали 100 человек. Трансляция велась «ВКонтакте» и в «Telegram». Было зафиксировано более 1000 просмотров.
#2
#3
На пленарном заседании с докладом «Урал — территория чтения» выступила бессменный руководитель Уральского регионального отделения РАЧ Татьяна Булавина. Она рассказала об истории отделения, его успехах и проблемах. На первом этапе, по словам Татьяны Алексеевны, важно было собрать коллектив соратников-единомышленников, творческих педагогов, энтузиастов, привлечь родителей и откликаться на нужды и интересы учеников. Созданная в посёлке «Свободный» «Читающая школа» привлекла внимание руководителей района. Работа постепенно расширялась, охватывая города и посёлки региона, отделение прирастало новыми членами. В 2016 году оно стало региональным.
Начинали с апробированных проектов РАЧ: «Книга для всех и на все времена» — чтение произведений и обсуждение всей школой в течение одного учебного года, «Лидеры чтения», «Школа, где процветает грамотность». Положение школы-лидера проекта «ШГПГ» определило её успехи в международных проектах, представление опыта работы на фестивалях (Санкт-Петербург), педагогических марафонах (Москва), международных (Бельгия, Финляндия) и национальных конференциях (Москва, Екатеринбург и др.), победу на Европейском конкурсе инновационных проектов «ЕЛИНЕТ».
Подводя итоги, руководитель отделения рассказала о ведущих проектах, апробированных в крае, которые Урал рекомендует всей стране. Особенно актуален сегодня проект «Сборы лидеров чтения» — в связи с возобновлением внимания к оздоровительному детскому отдыху. Важно, что проект разработан для привлечения к чтению как школьников, так и учителей.
Визитной карточкой отделения является проект «Музей проживания книги». Сам список книг, предложенный уральцами, представляет собой несомненную ценность, не говоря уже о методиках и приёмах работы с ними, основанных на музейной педагогике, стратегиальном подходе и др.
Проект «Читательская среда» был и остаётся основой продвижения чтения, поскольку он включает весь коллектив школы и все её площади.
В ходе тематической дискуссии «Объять необъятное» доклад Т. А. Булавиной дополнили видеороликами и комментариями представители городов Екатеринбург (Л.В. Смольникова), Серов (М.Н. Гуренкова), Белоярский (Т.А. Ульянова) и посёлков Висим (С.А. Гатилова) и Свободный (Н.И. Захарова). Называя проблемы, учителя констатировали недостаточное финансирование, включающее отсутствие средств на книги и принадлежности, необходимые для ручного труда и творчества; безразличие со стороны вышестоящих органов образования при вале документов, которые должны создавать учителя в дополнение к их основной (существенной) нагрузке. И тем не менее члены Уральского отделения РАЧ не сдаются, продолжают работать, приобщать детей и подростков к чтению.
Начинали с апробированных проектов РАЧ: «Книга для всех и на все времена» — чтение произведений и обсуждение всей школой в течение одного учебного года, «Лидеры чтения», «Школа, где процветает грамотность». Положение школы-лидера проекта «ШГПГ» определило её успехи в международных проектах, представление опыта работы на фестивалях (Санкт-Петербург), педагогических марафонах (Москва), международных (Бельгия, Финляндия) и национальных конференциях (Москва, Екатеринбург и др.), победу на Европейском конкурсе инновационных проектов «ЕЛИНЕТ».
Подводя итоги, руководитель отделения рассказала о ведущих проектах, апробированных в крае, которые Урал рекомендует всей стране. Особенно актуален сегодня проект «Сборы лидеров чтения» — в связи с возобновлением внимания к оздоровительному детскому отдыху. Важно, что проект разработан для привлечения к чтению как школьников, так и учителей.
Визитной карточкой отделения является проект «Музей проживания книги». Сам список книг, предложенный уральцами, представляет собой несомненную ценность, не говоря уже о методиках и приёмах работы с ними, основанных на музейной педагогике, стратегиальном подходе и др.
Проект «Читательская среда» был и остаётся основой продвижения чтения, поскольку он включает весь коллектив школы и все её площади.
В ходе тематической дискуссии «Объять необъятное» доклад Т. А. Булавиной дополнили видеороликами и комментариями представители городов Екатеринбург (Л.В. Смольникова), Серов (М.Н. Гуренкова), Белоярский (Т.А. Ульянова) и посёлков Висим (С.А. Гатилова) и Свободный (Н.И. Захарова). Называя проблемы, учителя констатировали недостаточное финансирование, включающее отсутствие средств на книги и принадлежности, необходимые для ручного труда и творчества; безразличие со стороны вышестоящих органов образования при вале документов, которые должны создавать учителя в дополнение к их основной (существенной) нагрузке. И тем не менее члены Уральского отделения РАЧ не сдаются, продолжают работать, приобщать детей и подростков к чтению.
#4
#5
Участники секции 1, которой руководили Елена Романичева и Дарья Белякова, приняли участие в четырёх мастер-классах. Они поработали над текстом одного из классиков отечественной литературы, приняв на себя роль старшеклассников, участвующих в проекте «Культурное наследие России» (Н.И. Захарова), обсудили опыт работы школы по пропаганде и распространению современной подростковой литературы — проект «Во! Круг книг» (С.А. Гатилова, З.И. Парфёнова), создали свою палитру воспоминаний после работы над отрывком из книги французской писательницы А. Эрно «Годы» (Л.В. Смольникова), обсудили созданную в школе межпоколенческую среду и поделились секретами формирования функциональной грамотности (Е.Н. Кузьмина, Е. П. Романова, Т.И. Циранова).
Слушатели секции 2 (руков. Н. А. Борисенко и О.И. Смирнова) также участвовали в четырёх мастер-классах. Устный журнал, организованный педагогами г. Серова (М.Н. Гуренкова Е. Н. Кожевникова, Н. В. Кудрявцева, С. В. Малкова), познакомил членов РАЧ с опытом работы школы по продвижению чтения, в частности, с проектом «Книга года», стендовой защитой прочитанных произведений и различными способами привлечения внимания к книге.
В заключение семинара «Академии» состоялся круглый стол, на котором Юлия Мелентьева представила новое издание Русской ассоциация чтения «Российские педагоги и психологи о чтении» (2023), а Наталья Сметанникова и Елена Романичева поделились опытом работы над ним. Участники круглого стола высоко оценили своевременность и необходимость такой книги. Ею были награждены докладчики «Академии».
При подведении итогов многие члены Уральского отделения РАЧ получили грамоты, благодарственные письма, а также книги проекта «Умное чтение» (совместная деятельность РАЧ и издательства «Детская и юношеская книга»), о котором много говорили во время работы «Академии».
Слушатели секции 2 (руков. Н. А. Борисенко и О.И. Смирнова) также участвовали в четырёх мастер-классах. Устный журнал, организованный педагогами г. Серова (М.Н. Гуренкова Е. Н. Кожевникова, Н. В. Кудрявцева, С. В. Малкова), познакомил членов РАЧ с опытом работы школы по продвижению чтения, в частности, с проектом «Книга года», стендовой защитой прочитанных произведений и различными способами привлечения внимания к книге.
В ходе второго мастер-класса М. Л. Сычёва познакомила с разработанной ею рабочей тетрадью к повести «Вилли» Нины Дашевской. Ценность проекта в том, что в нём представлена система активной творческой работы с книгой, система, которой смогут воспользоваться и другие педагоги. Передача технологии состоялась в процессе ещё одного мастер-класса, проведённого Т. А. Шиндиной (г. Екатеринбург). Заряд был дан видеороликом о рафтинге. Далее, обыграв название стратегии, ведущая продемонстрировала стратегию «РАФТ» (написание письменного рассуждения в разных форматах) на материале текста исторической тематики, а участники, используя предложенный формат, в конце написали небольшие тексты. Последний мастер-класс вернул слушателей «Академии» к серьёзным вопросам и новому проекту РАЧ «Умное чтение». Т. А. Булавина представила некоторые задания из методического пособия, посвящённого книгам В. Быкова о Великой Отечественной войне.
В заключение семинара «Академии» состоялся круглый стол, на котором Юлия Мелентьева представила новое издание Русской ассоциация чтения «Российские педагоги и психологи о чтении» (2023), а Наталья Сметанникова и Елена Романичева поделились опытом работы над ним. Участники круглого стола высоко оценили своевременность и необходимость такой книги. Ею были награждены докладчики «Академии».
При подведении итогов многие члены Уральского отделения РАЧ получили грамоты, благодарственные письма, а также книги проекта «Умное чтение» (совместная деятельность РАЧ и издательства «Детская и юношеская книга»), о котором много говорили во время работы «Академии».
#6
#7
#8
#9
724
Центр Библиотековедения и профессионального взаимодействия