Вслушиваясь в слова: междисциплинарные исследования звука в литературе

24 января 2022
#12
Мы не всегда отдаём себе отчёт в том, какое место занимает звук в текстах, обыкновенно читаемых наедине с собой, в тишине… Только иногда, по особым случаям, слова, из которых состоят эти тексты, начинают звучать, обретают чей-то голос и, соприкасаясь друг с другом в речевом потоке, преображают уже знакомые нам тексты. На что-то мы, возможно, не обратили внимания, что-то услышали иначе, что-то совершенно случайно отозвалось в душе только потому, что было воспринято слухом, а не зрением.

Представляем подборку современных междисциплинарных исследований звука в литературе. 
#3
Потенциально любое языковое произведение заключает в себе определённый ритм, который задаётся расположением слов именно в том порядке, в котором они стоят, и никаком ином. Ярче всего это заметно в поэтическом искусстве, поэтому к стихам применяются такие термины, как «музыкальность», «гармоничность», при работе с ними подсчитывается количество ударных и безударных слогов, проводится подробный анализ их звуковой организации. Недаром стихи, коль скоро речь зашла про музыку, превращаются в романсы, песни, оперы. Взаимоотношения музыки и литературы представляют значительный интерес в междисциплинарном научном поле.
#13

The Sound of Poetry / The Poetry of Sound

#5
Предлагаемая книга представляет собой сборник статей англоязычных авторов, в которых идёт речь о том, как исполняются стихи, какие в принципе существуют формы воспроизведения стихов, как эмоции могут передаваться с помощью фонетических средств, как сохранить звуковые особенности оригинального произведения при переводе с одного языка на другой, что происходит со стихами, когда их перекладывают на музыку, и о многом другом, что может привлечь всякого сколько-нибудь чуткого к поэзии человека.
#15
Составители: заслуженный профессор Стэнфордского университета, критик и автор Марджори Перлофф и профессор кафедры английского языка в университете Юты, критик и автор Крэйг Дворкин.
#14
— Кому читаешь-то? — спросил он, подойдя.
Переводчица смутилась (всё ж таки наблюдать приказано было, наблюдать!), отложила книжку, хотела встать. Старшина махнул рукой.
— Кому, спрашиваю, читаешь?
— Никому. Себе.
— А чего же в голос?
— Так ведь стихи.
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
#16

Close Listening: Poetry and the Performed Word

#6
Книга состоит из 17 эссе, которые были написаны разными исследователями и посвящены многочисленным вопросам, связанным  с выразительным (и не только) чтением стихов, их звуковой оболочкой и т. п. Главное её достоинство — в том, что в этих эссе анализируется творчество модернистских и постмодернистских поэтов: с одной стороны, то, как они работали со звуком непосредственно как с материалом, а с другой — то, как читались их стихи вслух (вживую или на записи). «Поэзия должна звучать!» — таков посыл книги, отражённый в том числе в названии, перевести которое можно так: «Напряжённое вслушивание. Поэзия и произносимое слово».
#17
Составитель: Чарльз Бернстин (Бернштейн) — американский поэт (один из важнейших представителей направления «поэзия языка»), переводчик, заслуженный профессор Пенсильванского университета, член Американской академии искусств и наук, соучредитель Electronic Poetry Center.
#19
Поэзия не единственная область, где ощутим звуковой символизм, но это та область, где внутренняя связь между звучанием и значением из скрытой становится явной, проявляясь наиболее ощутимо и интенсивно.
Р. О. Якобсон «Лингвистика и поэтика» // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
#20

Literary Modernism and Musical Aesthetics

#10
В книге анализируется место музыки в творчестве крупных постмодернистских писателей: от их теоретических воззрений на музыку и ее связь с литературой до, собственно, сочинения самой музыки и либретто. Становясь своеобразным образом (тропом), музыка используется как оправдание эстетических принципов, которых придерживались рассматриваемые в исследовании авторы во время работы над своими литературными произведениями. Обращение к музыке в связи с её особенностями как отдельного вида искусства и её неоднократным возникновением как темы в творчестве писателей помогает раскрыть сложную природу модернизма.
#21
Автор: Брэд Бакнелл — доцент кафедры английского языка в Альбертском университете, автор работ о У. Патере, Т. С. Элиоте, Г. Стайн, афроамериканской литературе.
#22
За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.
Поль Верлен (перевод Б. Л. Пастернака)
#23

Reading Voices: Literature and the Phonotext

#11
Вынесенное в название словосочетание «reading voices» следует воспринимать скорее как вопрос, поскольку основной проблемой, поднимаемой в этой книге, является то самое чтение «про себя», в ходе которого нельзя сказать, что мы ничего не слышим. Читая «про себя» слова, мы слышим в голове интонацию, голос внутри нас. Как мы что-то слышим, не издавая никаких звуков во внешней среде? В книге производится попытка осмысления процесса безмолвного чтения различных литературных текстов со всеми характерными для них звуковыми свойствами.
#25
Безмолвие любит
Музыка слов.
Шум голоса губит
Душу стихов.
З. Н. Гиппиус «Никогда не читайте…»
#24
Автор:
 Гарретт Стюарт — американский теоретик литературы и кино, профессор кафедры английского языка в Айовском университете, член Американской академии искусств и наук, автор книг «Novel Violence: A Narratography of Victorian Fiction», «Closed Circuits: Screening Narrative Surveillance», «Bookwork: to Object to Concept to Art».
#9
Эти и другие книги, посвящённые всевозможным проявлениям звука в литературе, можно найти в Научном зале им. Вяч. Вс. Иванова в разделе «Исследования звука» (открытый доступ).

Автор подборки: Дмитрий Арефьев
544
Центр междисциплинарных исследований
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г