Вепсы — это малый народ, проживающий на территории России, Эстонии, Латвии, Беларуси и Украины. На сегодняшний день их осталось около шести тысяч. В 2006 году постановлением Правительства Российской Федерации вепсы внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, которые находятся под особой защитой государства. А вепсский язык включён в Атлас исчезающих языков ЮНЕСКО.
#1
#18
Научные исследования, касающиеся вепсской культуры и языка стали проводить относительно поздно — первые учёные из Финляндии посетили вепсские места только в XIX веке. Первооткрывателем в этом деле считается финский исследователь, член Российской академии наук (РАН) А.Шегрен, который побывал у вепсов в 1824–1825 гг. и в 1827 г. Данный феномен можно связать с труднодоступностью и удалённостью мест расселения народа.
В России вепсы живут в районе Межозёрья — на территориях между Ладожским, Онежским и Белым озёрами. Выделяют несколько групп вепсов: северные или прионежские (живут на юго-западном побережье Онежского озера), средние (живут в бассейне реки Свирь), восточные (обитают на Онежско-Белозёрском водоразделе) и южные (селятся на реке Лидь в верховьях Волжского бассейна).
Вепсы обладают уникальной и ни на что не похожей культурой. Несмотря на то, что они приняли православие на рубеже X–XI веков, их уклад жизни сочетает древние языческие верования с христианством.
В подборке мы бы хотели поделиться рядом исследований российских и финских учёных, членов-корреспондентов Российской академии наук, которые занимаются изучением этого малого народа, а также рассказать о вепсской топонимии, праздниках и обрядах, народном изобразительном искусстве и, конечно, о вепсском языке.
Все книги вы можете найти в фондах Библиотеки иностранной литературы.
В России вепсы живут в районе Межозёрья — на территориях между Ладожским, Онежским и Белым озёрами. Выделяют несколько групп вепсов: северные или прионежские (живут на юго-западном побережье Онежского озера), средние (живут в бассейне реки Свирь), восточные (обитают на Онежско-Белозёрском водоразделе) и южные (селятся на реке Лидь в верховьях Волжского бассейна).
Вепсы обладают уникальной и ни на что не похожей культурой. Несмотря на то, что они приняли православие на рубеже X–XI веков, их уклад жизни сочетает древние языческие верования с христианством.
В подборке мы бы хотели поделиться рядом исследований российских и финских учёных, членов-корреспондентов Российской академии наук, которые занимаются изучением этого малого народа, а также рассказать о вепсской топонимии, праздниках и обрядах, народном изобразительном искусстве и, конечно, о вепсском языке.
Все книги вы можете найти в фондах Библиотеки иностранной литературы.
#2
Российский лингвист, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Ирма Ивановна Муллонен является одним из основных исследователей вепсов. Её книга «Очерки вепсской топонимии» — это результат прицельного изучения возникновения вепсских географических названий. С помощью четырёх очерков Ирма Ивановна представляет стержневые моменты истории и функционирования вепсской топонимической системы.
Её труды посвящены структуре топонимов, их лексико-семантическому содержанию, ойконимии. Автор собирал материалы исследования, начиная с 1978 года на современной территории расселения вепсов и в сопредельных русских ареалах. В своём труде Муллонен использовала письменные и архивные источники XIX–XX вв., а также карты, иллюстрирующие географическое распространение определённых топонимических явлений.
Её труды посвящены структуре топонимов, их лексико-семантическому содержанию, ойконимии. Автор собирал материалы исследования, начиная с 1978 года на современной территории расселения вепсов и в сопредельных русских ареалах. В своём труде Муллонен использовала письменные и архивные источники XIX–XX вв., а также карты, иллюстрирующие географическое распространение определённых топонимических явлений.
#13
#5
Советский и российский учёный-языковед, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Нина Григорьевна Зайцева занимается исследованием вепсов с начала 1970-х гг. Сама Нина Григорьевна родилась в вепсской семье.
Лингвистический атлас выполнен на оригинальных материалах по вепсскому языку, которые собраны полевым путём, а также с использованием архивных и уже опубликованных источников. Данное исследование поможет выявить основные пути проникновения карельского и русского языкового влияния, прояснить границы диалектных ареалов, а также определить очаги зарождения ряда вепсских языковых инноваций.
Кроме того коллектив авторов, которые создавали атлас, а именно Н. Г. Зайцева, И. И. Муллонен, С. А. Мызников, О. Ю. Жукова, И. В. Бродский попытались реконструировать историческую вепсскую территорию. Работа снабжена лингвистическими картами.
Лингвистический атлас выполнен на оригинальных материалах по вепсскому языку, которые собраны полевым путём, а также с использованием архивных и уже опубликованных источников. Данное исследование поможет выявить основные пути проникновения карельского и русского языкового влияния, прояснить границы диалектных ареалов, а также определить очаги зарождения ряда вепсских языковых инноваций.
Кроме того коллектив авторов, которые создавали атлас, а именно Н. Г. Зайцева, И. И. Муллонен, С. А. Мызников, О. Ю. Жукова, И. В. Бродский попытались реконструировать историческую вепсскую территорию. Работа снабжена лингвистическими картами.
#14
#7
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН создала работу, посвящённую анализу и этнографической характеристике календарной обрядности вепсов конца XIX — начала XX века. В книге изучены традиционные верования, обычаи, обряды и праздники.
В начале читателю приводится краткая историческая справка, а также историографический обзор источников. Исследование разделено на несколько частей: глава I посвящена структуре вепсского народного календаря, в главах II, III и IV разбираются зимний, весенний и летне-осенний периоды. Автор утверждает, что данное исследование поможет решить многие назревшие национальные проблемы, одна из которых носит практический характер, а именно — возрождение исчезающих национальных праздников и обрядов.
Кроме того, в книге И. Ю. Винокуровой используются исследования из смежных наук: истории, археологии, лингвистики, фольклористики и этномузыковедения. Такой комплексный подход помогает наиболее полно систематизировать полученные данные и представить их профессиональному сообществу.
В начале читателю приводится краткая историческая справка, а также историографический обзор источников. Исследование разделено на несколько частей: глава I посвящена структуре вепсского народного календаря, в главах II, III и IV разбираются зимний, весенний и летне-осенний периоды. Автор утверждает, что данное исследование поможет решить многие назревшие национальные проблемы, одна из которых носит практический характер, а именно — возрождение исчезающих национальных праздников и обрядов.
Кроме того, в книге И. Ю. Винокуровой используются исследования из смежных наук: истории, археологии, лингвистики, фольклористики и этномузыковедения. Такой комплексный подход помогает наиболее полно систематизировать полученные данные и представить их профессиональному сообществу.
#15
#9
Анна Павловна Косменко является исследователем изобразительного искусства прибалтийско-финских народов России, начинала свой путь в качестве научного сотрудника в Карельском государственном краеведческом музее. Занималась изучением народов Прибалтики и Поволжья, с 1968 по 1971 гг. была прикомандирована к Институту этнографии Академии наук СССР для детального изучения этнографии.
В своей монографии «Народное изобразительное искусство вепсов» Анна Павловна рассматривает ведущие виды народного творчества с раннего средневековья до начала XX века. Она уделяет внимание социальной, этнической, религиозной основе искусства, а также исследует вопрос преемственности традиций различных видов народного творчества.
В её работе изучается искусство древней веси (прим. весь часто называют потомками вепсов), включая текстиль, керамику, обработку дерева и бересты, изделия из кости и из металла. Большое внимание уделяется изобразительному творчеству XIX — начала XX века, конкретно следующим направлениям — вышивке, узорному ткачеству, керамике, резьбе и росписи по дереву.
В своей монографии «Народное изобразительное искусство вепсов» Анна Павловна рассматривает ведущие виды народного творчества с раннего средневековья до начала XX века. Она уделяет внимание социальной, этнической, религиозной основе искусства, а также исследует вопрос преемственности традиций различных видов народного творчества.
В её работе изучается искусство древней веси (прим. весь часто называют потомками вепсов), включая текстиль, керамику, обработку дерева и бересты, изделия из кости и из металла. Большое внимание уделяется изобразительному творчеству XIX — начала XX века, конкретно следующим направлениям — вышивке, узорному ткачеству, керамике, резьбе и росписи по дереву.
#16
#11
Данная работа подготовлена по материалам международного научного семинара по вепсской культуре и этнокультурным переменам XX века, который проходил в Санкт-Петербурге в 2006 году. Редакторы сборника собрали работы ведущих специалистов-вепсологов, которые много лет занимаются изучением этого малого народа.
Сборник создан с целью способствования сотрудничеству российских, финских и эстонских вепсологов. В нём изданы доклады по различным вопросам истории, документации, демографии, этносоциологии, планирования и использования языка вепсов. Также исследователи пытаются определить роль вепсских традиций в современных условиях.
Сборник объединил учёных из Института России и Восточной Европы (Хельсинки), Института лингвистических исследований РАН, Института народов Севера Российского государственного педагогического университета, а также Института языка, литературы и истории Карельского филиала РАН.
Сборник создан с целью способствования сотрудничеству российских, финских и эстонских вепсологов. В нём изданы доклады по различным вопросам истории, документации, демографии, этносоциологии, планирования и использования языка вепсов. Также исследователи пытаются определить роль вепсских традиций в современных условиях.
Сборник объединил учёных из Института России и Восточной Европы (Хельсинки), Института лингвистических исследований РАН, Института народов Севера Российского государственного педагогического университета, а также Института языка, литературы и истории Карельского филиала РАН.
#17
#12
Автор подборки — Мария Передок
Фото на обложке — Алена Гусева
6319
Библиотека