Татьяна Пирусская: «У Элиот нет черно-белых характеров»

25 ноября 2019
#46
22 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения прославленной английской писательницы Джордж Элиот (настоящее имя — Мэри Энн Эванс). В честь этого события мы поговорили с Татьяной Пирусской, специалистом по ее творчеству. Представляем также подборку романов Элиот и посвященных ей книг из фонда библиотеки.
#31
Татьяна Пирусская — кандидат филологических наук, ведущий медиаредактор «Академия-Медиа», переводчик. Тема ее диссертации — «Идея социальности и опыт переосмысления романной формы в XIX веке (на материале творчества Ф. М. Достоевского и Джордж Элиот)» (МГУ им. М. В. Ломоносова, 2018 год).

#34
— Татьяна, любите ли вы читать Джордж Элиот? Какой ваш самый любимый ее роман и самый любимый персонаж? Почему самым популярным ее произведением стала книга «Мидлмарч»? 

— Я бы начала с того, что Элиот — из числа тех романистов, у кого нет черно-белых характеров, нет безупречно положительных героев и «злодеев»: она может с иронией описывать первых и увидеть что-то достойное сочувствия в последних. И в том числе этим она меня привлекает. Теперь может показаться, что я противоречу своим словам, но тем не менее: если говорить о любимом персонаже, мне, пожалуй, ближе всего Даниэль Деронда — попытка Элиот создать свой образ «положительно прекрасного человека», за которую ее неоднократно упрекали именно потому, что он получился якобы слишком «положительным» и плоским, хотя я бы так не сказала. Конечно, без иронии нарисовать такой образ намного труднее. В романе «Даниэль Деронда» ярко проявилась характерная для Элиот логика выстраивания художественного текста, в котором все на первый взгляд кажется случайным, но ничто таковым не является. Своими любимыми романами я бы назвала его и «Мидлмарч» — выбрать между ними мне трудно. 
#33
Татьяна Пирусская
«Мидлмарч» — необычайно интересный роман, очень выдержанный во всех отношениях: с живыми персонажами, из которых Элиот никого не идеализирует и никого не рисует сплошь черными красками, с финалом, который вроде бы и традиционно счастливый, и в то же время иронически грустный: Доротея Брук, главная героиня романа, в самом начале сравнивается со святой Терезой, а в конце мы узнаем, что в «устном предании» Мидлмарча она осталась как сумасбродная, хотя и очень милая, особа, совершившая два мезальянса. По-своему «утрату иллюзий» в романе переживают практически все персонажи, и Элиот здесь очень удачно сочетает лиризм и иронию.
#1
— В чем интерес творчества Джордж Элиот для современного исследователя, и особенно для исследователя, соединяющего традиционный подход с социологическим? Есть ли у ее текстов какие-то особенности, делающие уместным или даже предполагающие социологический подход? 

— В своих романах Элиот пытается с разных сторон осмыслить социальное, определить природу межличностных связей, описать сложный процесс формирования и развития отношений между людьми — и, что особенно интересно, делает она это часто не напрямую (развернутые рассуждения на эти и смежные темы в ее романах — скорее исключение), а косвенно: например, во многих ее текстах присутствует метафора человеческих взаимоотношений или общества в целом как «сети» (кстати, очень современная). И развитие событий у нее эту метафору так или иначе реализует: например, прозвучавшее в каком-нибудь «случайном» диалоге и вроде бы ничего не значащее замечание вдруг обретает статус пророчества, или придает сюжету новое направление, или заставляет увидеть уже описанные события в ином свете. Интересно и то, что наиболее значимые, решающие диалоги между персонажами у Элиот часто происходят на уровне взглядов и жестов, а не слов. 

— В нескольких своих работах вы одновременно рассматриваете творчество Джордж Элиот и Достоевского. Чем для вас прежде всего похожи эти писатели и чем они различаются? 

— Элиот и Достоевского, на мой взгляд, роднит прежде всего именно интерес к человеческой социальности, к выстраиванию межличностных связей, к тому, как эти связи постепенно сплетаются в своего рода «сеть». И, конечно, то, как они воплощают этот интерес в самой форме романа. Можно сказать, что и у Элиот, и у Достоевского выстраивание связей между людьми и событиями составляет «метасюжет» романа. Особенно наглядно это проявляется на примере «Мидлмарча» и «Бесов», где процесс распространения слухов и сплетен образует «роман в романе» — или «сплетню в сплетне», потому что оба писателя по-своему подчеркивают родство литературы и сплетни — и непредсказуемость связей между отдельными «узлами сети»: ситуациями, персонажами. Например, как я уже говорила, какая-то, на первый взгляд, незначительная, случайная подробность обретает значение, заставляющее по-новому взглянуть на уже прочитанное, — то есть текст сам побуждает себя перечитывать, требует от читателя постоянного сотворчества, выбора. Но, конечно, они очень разные, об этом можно много говорить, но, чтобы не уходить далеко, возьмем хотя бы ту же тему слухов: у Достоевского сплетня обычно предполагает некую сенсационность, скандальность, это стратегия «разгадывания» (или еще большего «запутывания») происходящего, а у Элиот — скорее социальный механизм, выполняющий функцию морального контроля, поддержания порядка. 


Интервью подготовил Дмитрий Румянцев.
#35

Обложка: replica by François D’Albert Durade (1804-1886) — Национальная портретная галерея: NPG 1405, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=78993800

#4

Что почитать из Джордж Элиот:

#16

Первый роман Джордж Элиот. Адам Бид, главный герой этой книги, — трудолюбивый, порядочный, обладающий сильной волей и добрым сердцем плотник. Он без памяти влюблен в прекрасную Хетти Соррель. Но девушка отвергает любовь Адама ради Артура, внука местного сквайра. Их тайные свидания приводят к трагическим последствиям, разрушающим тихую и безмятежную деревенскую жизнь.
#17

Эта во многом автобиографическая книга рассказывает о непростых отношениях между братом и сестрой, а также о роли самопожертвования в жизни женщины, дважды отказавшейся от собственного счастья в пользу долга.
#19

Сайлес Марнер, искусный ткач и некогда уважаемый член небольшого религиозного общества, пережил предательство, людскую несправедливость и потерю с трудом заработанных долгими годами денег. И когда кажется, что уже ничто не вернет замкнувшемуся и нелюдимому Сайлесу веру в жизнь и людей, на его пороге появляется маленькая осиротевшая девочка. «Сайлес Марнер» — последний частично «автобиографический» роман писательницы.
#22
РОМОЛА

Действие «Ромолы» происходит во Флоренции в конце XV века, в один из самых драматических моментов в истории Италии. В центре повествования — борьба между семьей Медичи, тиранами и покровителями ренессансной культуры, и религиозным аскетом Савонаролой, сторонником республики.
#23

Социальный роман Джордж Элиот, события которого происходят после британской избирательной реформы 1932 года. Серьезный и самоуверенный Феликс Холт возвращается в родной город Треби и намеревается баллотироваться в парламент, как и богатый землевладелец Гарольд Трансом. Вскоре становится очевидна разница между оппортунистическими ценностями Гарольда Трансома и глубокими убеждениями Феликса Холта. И в первую очередь для дочери местного священника Эстер Лайон, тайна происхождения которой окажет непосредственное влияние на развитие событий.
#24
МИДЛМАРЧ / MIDDLEMARCH

Самым масштабным произведением Джордж Элиот, настоящим великим английским романом стал «Мидлмарч». Место его действия — провинциальный городок в Средней Англии со всеми его тайнами и загадками, скрывающимися за красивыми фасадами благоустроенных домов. Посетив Мидлмарч, читатель найдет здесь достаточно развлечений для сердца и ума: неудачные и счастливые браки, аферы с наследством, лживые светские условности, интриганы всех мастей и добросердечные пастыри, истинная любовь и ветреные измены…
#25

Дэниэль Деронда — приемный сын сэра Гюго Малинджера — спасает от самоубийства приехавшую в Англию еврейскую девушку. Между молодыми людьми завязывается искренняя дружба и Даниэль помогает Мире разыскать ее родных. Но сам Даниэль страдает: он узнает о предстоящем замужестве девушки, в которую он тайно влюблен.
#26

Что почитать о Джордж Элиот:

#27

В монографии рассмотрены исторические, политические, религиозные и философско-нравственные идеи викторианства, отраженные в трех книгах Дж. Элиот — романах «Ромола», «Феликс Холт, радикал» и «Мидлмарч».
#28

Постоянный автор журнала «Нью-Йоркер» обращается к роману «Мидлмарч», главной книге своей молодости, и создает уникальный, увлекательный рассказ о том, как страстная любовь к великому литературному произведению может формировать нашу жизнь и помогать нам читать нашу собственную историю.
#36

Это одна из немногих книг, посвященных не романам, а поэзии Джордж Элиот. Автор исследует отношение поэтического творчества Элиот к викторианской литературе в целом и традициям женской поэзии той эпохи в частности.
#37

Викторианцы были одержимы жидкостями — их дефицитом и их вездесущестью. В середине девятнадцатого века сотни тысяч граждан регулярно обращались с петициями к правительству с просьбой предоставить им водопровод и достойную канализацию, в то время как ученых и журналистов занимали вопросы циркуляции жидкостей в организме. Книга «Социальная жизнь жидкостей» прослеживает изменения в восприятии социального значения жидкостей и показывает, каким образом они отразились в сюжетах и риторике викторианского романа. 
#38

Переплетая сюжеты романов и историю жизни Джордж Элиот, автор проливает новый свет на одну из самых значительных, сложных и смелых фигур английской литературы. 
#39

Прекрасное введение во все аспекты жизни и творчества Джордж Элиот. Легкие для понимания очерки, написанные крупными специалистами по викторианской литературе, дают ясное и порой нетривиальное понимание творчества одного из самых важных романистов девятнадцатого века. 
#40

Эта биография подробно описывает жизнь и творчество Элиот, отдельно останавливаясь на причинах многих ее поступков, в свое время весьма неоднозначно воспринятых окружающими, и внимательно исследуя парадоксальное викторианское общество, которое сама Элиот с блеском воссоздала в своих романах.
#41

Одна из самых популярных биографий Джордж Элиот. Толстая и очень увлекательно написанная книга в лучших викторианских традициях. 
#42

В этой монографии исследуются сюжетно-композиционные особенности романов Джордж Элиот, обусловленные специфичностью требований, которые накладывались формой издания («роман с продолжением») на творческий и художественный метод автора. 
#43

В этой книге историзм романов трех английских писателей — Джордж Элиот, Джозефа Конрада и Томаса Харди — анализируется в контексте дискуссий о возможности постижения художником исторического процесса и о способности литературы отражать ход истории. 
#44

Монография, посвященная дидактическому элементу в творчестве Элиот: исследование ее произведений как целенаправленной попытки представить картину мира и человеческой судьбы. 
#45

Важный сборник критических статей о творчестве писательницы с 1860-х до 1960-х гг.
663
Библиотека
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г