Текст и образ 2025. Визуальный нарратив как актуальное средство коммуникации

23 мая 2025
#3
15-16 мая 2025 года Библиотека иностранной литературы стала площадкой проведения III научно-практической конференции «Текст и образ», посвященной вопросам книжной графики и рождению, бытованию и интерпретации визуального нарратива как актуального средства коммуникации.
#20
Организаторами конференции 2025 года выступили Центр детской книги и детских программ, Центр междисциплинарных исследований и Институт графики и искусства книги им. Фаворского Московского политехнического университета. В конференции приняли участие сотрудники крупнейших библиотек и художественных музеев (Библиотеки иностранной литературы, Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки искусств, ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства) и ведущих творческих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Тулы.
#1
#4
С приветственным словом к участникам обратились председатель секции «Книжная графика» Московского союза художников Анастасия Архипова и член оргкомитета конференции, главный библиограф Центра детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы Ольга Мяэотс.

Первое заседание запомнилось исследованиями вопросов книгоиздания, иллюстрирования и авторства викторианской и последующей эдвардианской эпох и их влиянием на процессы в создании и издании современных иллюстрированных книг.
#17
#18
Профессор Тульского государственного педагогического университета Л. Н. Толстого Екатерина Ромашина  рассказала о книге для детей «Рассказы о солнце, луне и звездах» американского педагога Самуэля Грисвольда Гудрича, писавшего под псевдонимом Питер Парли, и упомянула о многих других его книгах. Поделилась необычной судьбой героя Питера Парли, которого Гудрич даже решил «убить» в 1840 году, чтобы остановить распространение книг Псевдо-Парли, однако позднее герой был воскрешен.

Научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Дмитрий Лебедев  представил иллюстрации английского художника Артура Рэкхема к книге «Путешествия Гулливера» и провел их сравнительно-сопоставительный анализ с иллюстрациями его предшественников и современников.

Ольга Мяэотс поделилась исследованием развития средневековой темы в творчестве известного британского художника Ричарда Дойла, и, в частности, цикла литографий на тему рыцарского турнира, проведенного в 1839 году и иллюстрациям к повести Теккерея «Ревекка и Ровена».

Независимый исследователь Екатерина Бондарчук показала участникам семинара иллюстрации Николая Евгеньевича Попова к книге «Робинзон Крузо», за которые художник в 1975 получил Гран-при на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.

Доклад старшего преподавателя кафедры «Искусство графики» РГХПУ им. С. Г. Строганова Полины Арзамасцевой был посвящен теме разработке художественного стиля Б. А. Дехтерева его учениками.

Также в первом заседании затронули тему современного искусства.
О графическом письме Дмитрия Лиона рассказала научный сотрудник Московского музея современного искусства Елена Милановская.
#5
#2
Во втором заседании книжное искусство было рассмотрено с точки зрения дизайна. Специалисты рассказали об истории плакатной иллюстрации, взаимодействии буквы с иллюстрациями и истории дизайна книжных обложек, а также представили доклад о современных дизайнерских книгах pop-up. 

Второе заседание открыл доцент Центра проектной деятельности Московского политеха Олег Корытов с докладом о новаторе и теоретике искусства книги, дизайнере и художнике В. Н. Ляхове. 

Старший преподаватель РГХПУ им. С.  Г. Строганова Елена Рымшина рассказала о взаимосвязи текста и образа в рисованном отечественном плакате постмиллеумной поры. В аудитории возник большой интерес к стилистике нового века в пространстве плаката для театра и кино. 

Доцент РГХПУ им. С. Г. Строганова Екатерина Лаврентьева и магистрант РГХПУ им. С. Г. Строганова Александра Коноплева поделились своими исследованиями в области взаимодействия буквы и визуального нарратива. Исследователи рассказали о проекте внедрения рукописного шрифта в айдентику локального проекта и его успешной реализации как на вебсайте, так и в печатной продукции.

Ведущий научный сотрудник РГБ и НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ Дмитрий Фомин поделился наблюдениями за обложками, созданными Б. Б Титовым в 1920-1930-х годах, его визуальными приемами, отражающими и литературные и издательские процессы того времени.
 
Второе заседание завершилось докладом художника, аспиранта НИУ ВШЭ Екатерины Казейкиной, посвященным языку движения и взаимодействия поп-ап книги. Екатерина Васильевна рассказала об истории появления книг в жанре поп-ап и представила видеоряд с демонстрацией ярких книг с объемными и движущимися элементами художника Дэвида Картера и других художников. Также Екатерина Васильевна продемонстрировала книгу с дополненной реальностью. Аудитория получила объемное впечатление о том, как в поп-ап книгах отражаются визуальные тренды XXI-ого века.
#6
#7
Третье заседание было открыто докладом аспиранта Тульского государственного педагогического университета Л. Н. Толстого Элины Крыловой, в котором единство текста и образа книги стихов для детей «Ребячий город» Н. Агнивцева было рассмотрено с точки зрения воспитательного диалога с детьми на страницах книги.
 
Следующие доклады заседания были посвящены восточной тематике.
Старший научный сотрудник отдела графики XX–XXIвв. Государственной Третьяковской галереи Мария Токарева рассказала об опыте работы Мая Митурича с текстами на японском языке. Особое внимание было уделено совместной работе художника с японским художником-каллиграфом Рюсэки Моримото, результатом которого стали общие работы на стихи одного из самых прославленных поэтов Японии Мацуо Басё.
 
Главный библиограф Центра детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы Людмила Науменко рассказала про игру с театральной и классической литературной традицией в дилогии «Оперные коты» современного китайского художника Сюн Ляна. Несомненно, «котики» оживили серьезную конференцию и придали динамизма третьей части заседания. Творчество Сюн Ляна многослойно и разнообразно, в частности в дилогии «Оперные коты» автор-художник не только знакомит маленьких читателей с традиционным искусством китайской оперы, но и, благодаря замене людей котами, прибегает к комическим и драматическим эффектам и приему рассказа в рассказе. Искусно выстроенное повествование привлекает читателей к теме театрального искусства и в равной степени к темам сюжетов самых опер. Автор применяет театрализацию для рассказа о театре, что делает его книги интересными не только для детей, но и для взрослых читателей.
 
Китайский аспирант РГХПУ им. С. Г. Строганова Цзин Линь сравнил иллюстрированные книги, посвященные Москве 1920-х и городу Сучжоу сегодня. Москва в 1920-х — это традиционная и в большой степени малоэтажная столица, которая стремилась к архитектурному и градостроительному новаторству, а Сучжоу 2020-х стремится подчеркнуть тысячелетия истории и преемственность культуры уже в XXI веке. Цзин Линь отметил, что в китайских книжных иллюстрациях в художественном повествовании традиционным цветом неба и одежды является синий цвет, а традиционным цветом земли — желтый.
#8
#9
Четвертое заседание было посвящено не только книжной иллюстрации, но и другим различным аспектам визуальности. В рамках заседания руководитель Центра визуальной информации РГБИ Елена Хапланова  представила доклад о визуальной атмосфере книги. 

 Доцент Московского политехнического университета ИГРИК им. В. А. Фаворского Наталья Якушкина сказала о визуальном нарративе театра начала XX-ого века, а о визуальной составляющей диафильмов, в частности о художественно-биографическом диафильме Н. Топоркова «Адмирал Макаров (1848-1904)», рассказала младший научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова Мария Громова. 

Доклад студента 5-го курса Московского политехнического университета ИГРИК им. В. А. Фаворского Артема Речняка был посвящен личности Владимира Фаворского и классической философии пространства.  

Аспирант Тульского государственного педагогического университета Л. Н. Толстого Геннадий Крылов представил доклад о реализации наглядного способа обучения в издательском деле Маврикия Вольфа, а аспирант Московского политехнического университета ИГРИК им. В. А. Фаворского Максим Боев рассказал об особенностях иллюстраций в книгах об экспозиционном дизайне. 

О книге-уникате Д. Шармо «Женский профиль» и ее визуальном нарративе доклад представил независимый исследователь Юрий Гик

Заведующая кафедрой литографии МГХИ им. В. Сурикова, основатель мастерской «ЛИТО» Екатерина Смирнова сказала о композиции авторской книги в изданиях мастерской. 

Старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН Елена Кудрина рассказала о коллекции детских писем, рисунков и иллюстраций в архиве института и об особенностях детского художественного творчества, адресованного Максиму Горькому.
#10
#11
Второй день конференции был открыт почетным докладом профессора Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Николая Лаврухина. Николай Юрьевич рассказал об особенностях выбора литературных произведений для практических занятий книжной графикой со студентами в художественном в вузе. А также о взаимоотношении художника с текстом. Докладчик продемонстрировал дипломные работы студентов Академии разных лет, выполненные в различных художественных техниках. Этот показ вызвал большой интерес у аудитории.
 
Доцент Московского политехнического университета ИГРИК им. В. А. Фаворского Георгий Махашвили рассказал о книжной графике Дмитрия Спиридоновича Бисти. Показал иллюстрации к «Илиаде» Гомера, подчеркнув, что Бисти идет от самого текста, и настроение его рисунков точно соответствует накалу разрушительных событий, переданных в поэме.
 
Сотрудница РГБИ Ирина Титунова рассказала об иллюстрациях к «Гамлету», а библиотекарь Библиотеки «Измайловская» МЦБС им. М. Ю. Лермонтова Екатерина Кудлачева —  об иллюстрациях Уолтера Крейна к сказке «Синяя Борода». 

Независимый исследователь Елена Батаева рассказала об издании в СССР 1920-30-х годах производственных книжек-картинок американских и европейских авторов.
#19
#16
Доцент Московского политехнического университета ИГРИК им. В. А. Фаворского Ирина Иванова показала изданные во Франции альбомы по искусству для слепых и слабовидящих. Каждый участник конференции мог дотронуться до уникальных книг, выполненных в необычной технике.

На заключительном шестом заседании были представлены доклады о детской классической иллюстрации. Магистрант РГХПУ им. С. Г. Строганова Екатерина Федорова представила исследование творческого метода Ю. Васнецова в детской иллюстрации. 

Старший преподаватель Московского политехнического университета ИГРИК им. В. А. Фаворского Никита Терешин  рассказал о современных детских шведских книгах, о книгах в жанре «виммельбух» поведала аспирант Московского политехнического университета ИГРИК им. В. А. Фаворского Юлия Терешина

Завершил конференцию доклад издательства «Самокат» о взаимодействии классического искусства и современной детской книги. Издатели акцентировали внимание на значимости интеграции элементов классического искусства в детскую литературу, рассматривая это как инструмент расширения кругозора ребенка и обогащения диалога между детьми и родителями.
#13
Конференция «Текст и образ» вновь продемонстрировала многообразие тем, связанных с книжной графикой и визуальным нарративом, а также актуальность их междисциплинарного осмысления. Собрав вместе представителей творческих вузов, музеев, библиотек и исследовательских центров, мероприятие стало продуктивной платформой для профессионального диалога и обмена опытом между художниками, дизайнерами книги, библиотекарями, историками искусства и филологами.

Особым акцентом на взаимодействии текста и изображения в детской литературе, на исследовании традиций и современных подходов, а также на вопросах восприятия книги как многослойного визуально-текстового феномена была обозначена значимость подобных встреч для дальнейшего развития исследований в области книжной культуры и художественного образования. Конференция не только продемонстрировала актуальные направления исследований, но и наметила пути для дальнейших научных изысканий, художественных инициатив и новых форм визуального рассказа.
#14
Огромное спасибо за конференцию и тонко выстроенные доклады! Удивительно сегодня звучала «тема иероглифа», визуальной формы знака и смыслов (текстов), которые рождаются, исходя из росчерка, фактуры, следа кисти и пера… Невероятное удовольствием было слушать доклады, Библиотека — оазис, благословенный остров в нашем море страстей…»
Екатерина Александровна Лаврентьева, доцент РГХПУ им. С. Г. Строганова
65
Центр детской книги и детских программ
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г