Расскажите о самых запоминающихся моментах с дядей.
Когда приезжал Александр Петрович, я и мой брат старший Александр, который был назван в честь дяди, как-то преображались. Мы становились вежливее, начинали лучше учиться. Он много рассказывал нам из своей жизни, нас с братом очень привлекали рассказы о Дальнем Востоке, где он снимал фильм «Аэроград» — тайга, красота земли, таежная растительность. Все, что говорил дядя, заслуживало нашего интереса. Кроме того, Александр Петрович старался уловить какие-то наши качества и способствовать их развитию. Например, он считал, что мой старший брат имеет способность к художественному творчеству. Дядя ставил ему какую-нибудь небольшую статуэтку, просил, чтобы мой брат нарисовал, а сам подсказывал, как лучше наложить тени. Это очень радовало и мотивировало к творческой деятельности. Однажды мы пошли на площадь Толстого в Киеве, в салон художественного народного творчества. Александр Петрович зашел туда, чтобы купить мне украинскую рубашку. Он стал выбирать, смотреть, беседовать с продавцом, расспрашивать о том, откуда рубашки и что это за вышивка. Продавец мало знала, и тогда Александр Петрович начал ей рассказывать, что это такое. Вдруг пришел директор этого магазина, остановился, как перед какой-то картиной. Стали собираться люди, которые пришли в магазин за покупками, окружили нас, как бы в кольцо взяли, и внимательно слушали все, что говорил Александр Петрович.
А сколько вам лет тогда было?
Александр Петрович ушел из жизни, когда мне было 16, а это было года за 4 до этого. Еще недалеко от нас был крытый рынок, очень богатый. Там в основном продавцы были женщины. Александр Петрович обращал внимание на этих женщин, разговаривал с ними. Тогда все носили фуфайки, одежда была очень простая, Александр Петрович смотрел на их лица, чувствовал их доброту и говорил: «Посмотри на эту женщину, какая она прекрасная». А как-то раз Александр Петрович вышел из кабинета моего отца и говорит: «Знаете, что такое кухня и то помещение, в котором готовится пища? Это творческий кабинет. Человек, который готовит пищу — он творец прекрасного, вкусного. Нельзя так заходить в кухню без разрешения. Вы же, говорит, к отцу, когда заходите в кабинет, вы же не врываетесь, вы постучите там». Вот это запомнилось на всю жизнь. Когда Александр Петрович приезжал, создавалась такая обстановка, что мы превращались в неких таких граждан, которые стремились улучшить свою жизнь и сделать ее более радостной.
Дядя не снимал вас в своих фильмах?
Нет, но хотел нас снять в фильме «Тарас Бульба». Я должен был играть роль Андрея, а мой брат — Остапа, потому что он был такой физически очень крепким. Естественно, книга Гоголя всегда была у нас в доме. Но Александра Петровича тогда уже лишили возможности жить на Украине и занимать пост директора киностудии, которую он создал и построил.