Иван Купала — народный праздник восточных славян, отмечаемый 7 июля, посвящённый, летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Предлагаем вам прогуляться по миру славянской мифологии и фольклора — книжным сокровищам из фонда Библиотеки иностранной литературы.
#32
#31
У русского человека при фразе «Иван Купала» в сознании рождаются ассоциации с летней феерией: цветочные венки на девичьих головах, прыгающие через костёр пары, поиски цветка папоротника, что «все клады открывает, да желания исполняет…».
#1
На родной стороне и камешек знаком
Старославянская пословица
#3
Николай Сергеев «Леший и Баба-Яга», кон. XIX — нач. XX
Мифология и фольклор — основа культуры, своего рода «соль» каждого народа, ведь все мы в той или иной степени, воспитаны на бабушкиных сказках да прибаутках. Мы изучаем мифы в школе и институте. В древности все эти «истории» воспринимались как быль и влияли на всю жизнь общества: на быт, и на праздники. Отголоски древней обрядовости и поныне ощущаются в виде традиций и суеверий: мифологемы как древние, так и современные окружают нас абсолютно повсюду в форме городских легенд и сельских быличек.
#4
Альфонс Муха «Праздник Свентовита», 1912
В нашей подборке вы не найдёте книг известных учёных-этнографов и собирателей фольклора, таких как Александр Афанасьев, Владимир Пропп, Борис Рыбаков, Александр Гура, Татьяна Агапкина, но они есть в нашем фонде. Мы сосредоточили внимание на менее известных и современных фольклористах.
У каждого славянского народа своя самобытная культура, язык и традиции, в чем-то схожие с общеславянским этническим кодом, в чём-то отличные. Итак, друзья, приглашаем вас в мир белорусских легенд, югославских и русских бестиариев, польских преданий…
У каждого славянского народа своя самобытная культура, язык и традиции, в чем-то схожие с общеславянским этническим кодом, в чём-то отличные. Итак, друзья, приглашаем вас в мир белорусских легенд, югославских и русских бестиариев, польских преданий…
#6
Заглавная иллюстрация: Андрей Шишкин «Жива»
#8
Возможно ли восстановить в подробностях повседневную жизнь обитателей русских земель дохристианской эпохи? Реконструировать их образ мышления, узнать как они воспринимали окружающую действительность? Почему поступали так или иначе в различных жизненных ситуациях? Ведь источников, повествующих об этом, почти не сохранилось.
Людмила Чёрная находит свой путь решения этой, казалось бы, невыполнимой задачи, отыскивая отголоски языческих воззрений в народном мировосприятии, в обычаях и обрядах, сохранявшихся у русских вплоть до XX столетия, а также привлекая и другие, в том числе и археологические, материалы.
#9
Падение с небес на землю «превеликого змея»
Миниатюра Радзивилловской летописи, ок. XIII
Миниатюра Радзивилловской летописи, ок. XIII
Торги, рыболовство, свадьба, пчеловодство, коневодство, народное вече, праздники, скоморошество — эти и многие другие темы находятся в фокусе исследования.
В предисловии автор так говорит о своей работе: «В «Изборнике Святослава» 1076 года содержится совет, который я взяла на вооружение, приступая к работе над книгой: «…смотри жития его: хожение, седания, едения и всего обычая его пытай»
#11
Леокадия Фирковска начала записывать и собирать местные легенды и предания вместе со своим мужем, когда работала в аптеке городка Бодзентын.
В сборнике много интересных историй: Дух бодзентынского замка; Епископ Красинский и зачарованное зеркало мастера Твардовского; О том, как дьяволы построили мост через реку Ниду; Затонувшие колокола; О прекрасном принце Вишлимире; Таинственное городище под Власовым.
Так, в легенде Ужас на мельнице рассказывается об Игнатии и его брате Антеке, что работали на водяной мельнице отца. В округе ходили слухи, что в полночь на мельнице что-то пугает людей. Но братья не верили в это, пока однажды Игнатий не встретил таинственного невидимого гостя, что шёл, оставляя круги на воде… А чем закончилась эта история вы узнаете, прочитав эту книгу.
#13
Составители этого сборника через образы из легенд, сказок и быличек воссоздают мир славянской мифологии. Опираясь на труды известных русских фольклористов, они создали лаконичные статьи с описанием внешности, атрибутов и свойств 75 существ.
Это издание выгодно выделяется среди аналогичных не только красочными иллюстрациями современных художников, но и подробным рубрикатором с кратким описанием основных характеристик персонажа. Существа разделены на духов природных (моряна, полудница, болотница) и домашних (домовой, банник, коловёртыши, вазила); сакральных и сказочных (гамаюн, кот Баюн, Змей Горыныч); нежить и нечисть (ячична, анчутка, богинки, навии, жердяй); звери (вужалки, аспид) и люди (ведьмак, колдунья, вештица).
Это издание выгодно выделяется среди аналогичных не только красочными иллюстрациями современных художников, но и подробным рубрикатором с кратким описанием основных характеристик персонажа. Существа разделены на духов природных (моряна, полудница, болотница) и домашних (домовой, банник, коловёртыши, вазила); сакральных и сказочных (гамаюн, кот Баюн, Змей Горыныч); нежить и нечисть (ячична, анчутка, богинки, навии, жердяй); звери (вужалки, аспид) и люди (ведьмак, колдунья, вештица).
Прослеживаются различия в описании существ в разных местностях. Например, образ Моховика показан через былички Вологодской и Смоленской губерний. Моховик — мелкий лесной дух, к которому обращались грибники и приносили дары (хлеб с солью, мёд), чтобы тот показал грибное место. Любителям же собирать ягоды мог помочь другой природный дух — Ягодник.
Все существа разделены на общеславянских, восточно-, южно- и западнославянских, что позволяет проследить сходства и различия в мировоззрении и миропонимании. Так, восточнославянский игоша, дух мёртворождённого или некрещёного погибшего ребёнка, очень схож с образом дрекаваца у южных славян. Схожи также русские духи болезней лихорадки и сербские милосницы.
Все существа разделены на общеславянских, восточно-, южно- и западнославянских, что позволяет проследить сходства и различия в мировоззрении и миропонимании. Так, восточнославянский игоша, дух мёртворождённого или некрещёного погибшего ребёнка, очень схож с образом дрекаваца у южных славян. Схожи также русские духи болезней лихорадки и сербские милосницы.
Славянская мифологическая традиция самобытна и в то же время вплетена в общий мифологический узор. У славян были свои кентавры — тодорцы, кинокефалы — псоглавцы, единорог — индрик-зверь, сирена — зазовка и даже свои инкуб — огненный змей. В образе же матери всех змей Гарафены прочитывается схожесть с индийской Кадру, матерью нагов. Гарафена, или Аграфена на острове Буяне охраняет чудодейственный Алатырь-камень. Подобно греческому сфинксу она задаёт хитроумные вопросы тому, кто хочет найти Алатырь….
#14
#16
Составитель Игорь Кузнецов собрал в этой книге основные жанры белорусской народной прозы. В них отражены древние мифологические представления о происхождении Вселенной, Земли, человека, животных и растений, о горах и курганах, о реках, криницах и озёрах, о ведьмах и чародеях, о купальской ночи, цветке папоротника и заклятых кладах. Представлены также сказания об исторических личностях (например, о знатном роде Радзивиллов), о путях богатырских, о происхождении названий городов, деревень и урочищ.
Мировоззрение народное часто амбивалентное. Есть в нём место и свету, и тьме, и людям, и животным, да и всему, что есть на свете или могло бы быть. Так, в легенде О сотворении мира говорится: вначале была только вода, и по ней ходил Господь, и увидел пузырь на воде. Приказал он пузырю лопнуть, а оттуда чёрт вышел и говорит: «Что тебе надо, Господи?». Тогда Бог сказал: «Надо бы сделать что-то твёрже, чем вода, а то ходить неудобно». Вот и Стали Бог с чёртом предполагать как это сделать нужно…
Мировоззрение народное часто амбивалентное. Есть в нём место и свету, и тьме, и людям, и животным, да и всему, что есть на свете или могло бы быть. Так, в легенде О сотворении мира говорится: вначале была только вода, и по ней ходил Господь, и увидел пузырь на воде. Приказал он пузырю лопнуть, а оттуда чёрт вышел и говорит: «Что тебе надо, Господи?». Тогда Бог сказал: «Надо бы сделать что-то твёрже, чем вода, а то ходить неудобно». Вот и Стали Бог с чёртом предполагать как это сделать нужно…
#17
Многие из нас воспринимают слово «мифология» как нечто сакральное, как синоним мировоззрения и устоев древнего общества. Существует ли современная мифология? Кто-то однозначно скажет «нет», кто-то задумается и неуверенно качнёт головой. Если внимательно всмотреться в мир, окружающий нас, то станет очевидно, что загадочные места, интересные предания и сюжеты есть в каждом городе и в каждом селении.
В этой книге приведены примеры легенд польского города Кракова: О вавельском драконе, О голубях на Краковском рынке, О коне Лайконике, О кольце святой Кинги, О сердце колокола и другие.
В этой книге приведены примеры легенд польского города Кракова: О вавельском драконе, О голубях на Краковском рынке, О коне Лайконике, О кольце святой Кинги, О сердце колокола и другие.
Интересно, что в некоторых из них звучат голоса других культур. Так, в легенде О краковском чакраме говорится, что в стародавние времена индийский верховный бог Шива бросил на землю 7 камней, чтобы создать обережный круг. Чакрам на санскрите означает «круг» или «колесо». Индуисты верят, что чакрамы обновляют жизненные силы и обеспечивают охрану от зла. Один из камней упал на Вавельский холм в Кракове и находится под Королевским замком. Другие, по преданию, упали на Дели, Иерусалим, Мекку, Дельфы, Рим и Велеград. Периодически индусы-паломники посещают Краков.
А легенда О двух башнях Мариацкого собора напоминает библейскую притчу о Каине и Авеле. Два брата-архитектора хотели превзойти друг друга в мастерстве. Ссора привела к убийству младшего брата, старший же не вынес угрызений совести и «ушёл» вслед за братом. А Мариацкий собор и поныне славится самым великолепным зданием на Краковском Рынке.
#20
Словенцы — коренные жители балканской страны Словения на территории бывшей Югославии. Словенцев нельзя путать со словаками, населением Словакии; со словенами — древним восточнославянским племенем, жившим в районе озера Ильмень (ильменские словене); или со словинцами — западнославянской группой поляков-кашубов, живущих в Поморье.
Из этой книги на сербском языке вы узнаете тайны словенского алфавита и мифическое послание глаголицы; кто такие словенские боги и сколько их на самом деле; что означают обычаи, которым словенцы следуют до сих пор; древние традиции о магии и защите от неё и ещё много интересного.
Автор Ненад Гайич рассмотрел, систематизировал и обобщил прежние знания по этой теме в доступной форме. Многих героев книги вы, наверняка, знаете — Перун, Велес, Сварог… Это общеславянские божества, но были у южных славян, и в частности у словенцев, и свои мифические создания. Кто они? В каких преданиях упоминаются? Вы узнаете из этой книги. А сейчас предлагаем вам насладиться прекрасными иллюстрациями.
#22
#24
Автор подборки: Рыжова Оксана
10018
Комплексный отдел обслуживания