Show must go on, или Магия мюзикла

27 декабря 2022
#53
Мюзикл — сценический жанр, сочетающий музыкальное, драматическое, хореографическое и даже оперное искусство. Несмотря на то, что английский термин «musical» является сокращением от «musical comedy», он также может представлять собой трагедию, фарс или драму. В нашей книжной подборке попробуем разобраться, что к чему.
#2
Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть.
А.Н. Островский
#3
Мюзикл — жанр, появившийся на стыке XIX и XX веков, в последнее время стал необычайно популярен. То и дело появляются новые постановки как на классические («Нотр Дам де Пари», «Ромео и Джульетта»), так и на современные сюжеты («Метро»). В начале 2000-х мюзикл начал активно завоёвывать и российскую сцену.
#14
Мюзикл «Notre Dame De Paris», 1998
Музыка — Р. Коччанте, либретто — Л. Пламондон
Оставив оперетту театральным и музыкальным гурманам, мюзикл завоевал лидирующее место у широкой публики. И это не удивительно: театр, музыка, песни, танцы, а иногда и элементы цирка (например, «Реверс») делают этот жанр понятным и любимым, потому что каждый здесь находит что-то своё.

Знаменитые «Кошки», «Моя прекрасная леди», «Призрак оперы», «Шахматы», «12 стульев», «Граф Орлов», «Вий», киномюзикл «31 июня»… — все они знакомы вам по зарубежным или отечественным постановкам. В наше время смешанные жанры популярны как никогда. Предлагаем отправиться в небольшое книжное путешествие по музыкальному Вавилону!
#5
Кадр из киномюзикла «31 июня», 1978
Режиссёр  —  Л. Квинихидзе, музыка  —  А. Зацепин
Век двадцатый — эпоха скоростей и небывалого до этого смешения культур и традиций. И конечно, театральное искусство, как наиболее пластичный жанр, подверженный изменчивым вкусам публики, не могло не синхронизироваться с окружающей действительностью. Из этого синтеза родились новые жанры — джаз, мюзикл, рок-опера и другие.
#6
Книга «Популярные музыкальные направления и жанры XX века» рассказывает о появлении, развитии и становлении новых видов искусства. Это одно из первых российских учебных пособий, где в сжатом виде проводится систематизированный и хронологически выстроенный анализ популярных музыкальных направлений XX века. Автор рассматривает их сквозь призму духовно-эстетического, социально-культурного и научно-технического развития общества, анализирует средства выразительности, эволюцию стилей и их взаимосвязь.
#7
Мюзикл как жанр музыкального театра сочетает в себе популярную музыку и неакадемический танец с драматическим или комическим сюжетом. Он возник в США в конце XIX — начале XX века на основе взаимодействия местных развлекательных «minstrel show»* с европейской опереттой и варьете, завезённых иммигрантами из Европы. Из-за сходства с опереттой мюзикл долгое время не признавали отдельным жанром.
#8
Мюзикл «Чикаго», Бродвей, 1975
Музыка — Дж. Кандер, либретто — Ф. Эбб и Б. Фосс
Помимо оперетты, на мюзикл оказали большое влияние такие жанры, как комическая опера, водевиль и бурлеск, а также эстрадные музыкальные стили и направления XX и начала XXI века.

В мюзикле переплетаются диалоги, песни, музыка, шоу и хореография. Для него характерна острая драматическая коллизия, динамичность, разнообразие песенных форм. В отличие от оперетты, мюзикл практически не имеет собственной драматургии и, как правило, берёт за основу литературные произведения, либретто и произведения, созданные изначально для драматического театра. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль.
#51
* Менестрель-шоу — форма американского народного театра XIX века, в котором загримированные под темнокожих актёры разыгрывали комические сцены, а также исполняли стилизованную музыку и танцы африканских невольников.
#24
Список самых популярных мюзиклов постоянно пополняется, но есть спектакли, которые уже стали легендами. К таким, бесспорно, относится «Моя прекрасная леди» Алана Джей Лернера с музыкой Фредерика Лоу. Он поставлен по известной пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Это классическая история Золушки, скромной девушки из низов общества Элизы Дулиттл, которая случайно оказалась в доме профессора.
#26
Мюзикл «Моя прекрасная леди», Музыкальный театр «Премьера», Краснодар, 2021
Режиссёр — А. Мацко, либретто — А. Дж. Лернер
Премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года в Нью-Йорке в театре Марка Хеллингера. Главные роли исполнили Джулия Эндрюс, Рекс Харрисон и Кэтлин Несбитт. Постановку высоко оценили критики. В 1964 году на экраны вышел одноимённый фильм с Одри Хепбёрн, получивший «Оскар» за лучший фильм.
#29
Борис Виан (1920 — 1959) —  французский прозаик, поэт, джазовый музыкант и певец. Автор модернистских эпатажных произведений, предсказавший бунт нонконформистских произведений 1960-х. Обладатель 24 псевдонимов, самый известный из которых — Вернон Салливан. Интересный факт: Борисом писателя назвали в честь «Бориса Годунова», любимой оперы его матери, страстной любительницы классической музыки и оперного искусства. Таким образом, уже с первых дней жизнь его была связана с музыкой и сценой.

Именно сцена является точкой опоры для этого разнопланового автора. Сценическое переосмысление материала изначально направляет писателя и обостряет чувства зрителя, объединяя как визуальные, так и слуховые измерения. Романист, новеллист, драматург, Борис Виан также являлся поэтом, автором опер, мюзиклов, сценариев, песен. 

В книге «Spectacles, chansons, comédies musicales» собраны менее известные тексты автора, помогающие открыть или переосмыслить его творчество.
#31
«Der Reclams Musicalführer» — музыкальный справочник, впервые опубликованный в 1989 году.

Представленное издание 1999 года содержит описание более сотни мюзиклов, сыгранных на Бродвее и в лондонском Вест-Энде, начиная с «Леди, будь умницей!» и заканчивая «Горбуном из Нотр-Дама». Здесь же представлены краткие биографии композиторов, хореографов, сценографов, режиссёров, авторов либретто, художников по костюмам. Книга дополнена сценическими фотографиями спектаклей из театров Германии, Австрии и Швейцарии.
#32
#34
«Иисус Христос — суперзвезда» — рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, написанная в 1970 году и поставленная на Бродвее год спустя. В альбоме «Jesus Christ Superstar» заглавную партию исполнил вокалист группы «Deep Purple» Иэн Гиллан.

В своём либретто Тим Райс следует евангельским текстам, по-своему трактуя ключевые моменты библейской истории. Он высмеивает поп-звёзд и нравы музыкального бизнеса. Царь Ирод беседует с Иисусом как потенциальный антрепренёр, называя его популярность в народе «хитом», а его самого — «чудом года». 
#35
Мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда», Бродвей, 1971
Музыка — Э. Л. Уэбер, либретто — Т. Райс
Спустя два года после премьеры на Бродвее мюзикл экранизировали. Фильм снимали в Израиле, где происходили исторические события на заре христианской эры. Он получил высокие оценки кинокритиков, хотя и подвергся нападкам со стороны религиозных организаций.
#37
Вивиан Джон Герман Эллис (1903 — 1996) — английский композитор. Известность в театральном сообществе ему принесла музыка к многочисленным мюзиклам. Эллис доминировал в музыкальном театре 1930-х годов, в год выпуская до трёх спектаклей.

Книга Шеридана Морли «Подари немного счастья: Первые сто лет британского мюзикла» — это остроумное музыкальное исследование с акцентом на творчестве Вивиан Эллис. Но начинает Морли своё повествование с ранних шоу: «Весёлая девушка» (1893 г.) и «Чу-Чин-Чоу» (1916 г.), — которые для создания новой формы использовали бурлеск и мюзик-холл. 
Морли критически относится к зрелищности в «Звёздном экспрессе», но его вдохновляют «Братья по крови» (1983 г.) и «Наёмник» (1984 г.) с сильными социальными темами и отчётливо британским происхождением.
#44
#41
Мюзикл «Эвита», Бродвей, 2017
Музыка — Э. Л. Уэбер, либретто — Т. Райс
Мария Эва Дуарте де Перон (1919 — 1952) — первая леди Аргентины, вторая жена 29-го президента Хуана Перона. Она была не только политическим лидером, не уступающим в популярности своему мужу, но и культурной иконой своего времени.
#42
«Эвита» — ещё одна совместная работа Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. Мюзикл основан в том числе на книге Марии Флорес «Женщина с кнутом» — биографии первой леди Аргентины.

Рок-опера имеет кольцевую композицию. Действие начинается 26 июля 1952 года, когда жителям Буэнос-Айреса сообщают о смерти Эвы Перон. Во время похорон молодой аргентинский студент Че задаётся вопросом, кем она была на самом деле. Затем мы переносимся в прошлое и прослеживаем путь Эвы Дуарте от 15-летней девочки, мечтающей о Буэнос-Айресе, до супруги президента Аргентины Хуана Перона.

Спектакль снискал огромный успех и получил награду Уэст-Эндского Театрального Общества в номинации «Лучший мюзикл». После премьеры на Бродвее мюзикл завоевал семь премий Тони, которую ежегодно присуждают за достижения в области американского театра.

Книга «Эвита: Легенда о Еве Перон» — текст мюзикла с биографическим очерком о Эве Перон и сведениями о постановке мюзикла.
#50
Автор подборки: Оксана Рыжова
1894
Комплексный отдел обслуживания
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г