Мюзикл — сценический жанр, сочетающий музыкальное, драматическое, хореографическое и даже оперное искусство. Несмотря на то, что английский термин «musical» является сокращением от «musical comedy», он также может представлять собой трагедию, фарс или драму. В нашей книжной подборке попробуем разобраться, что к чему.
#53
#2
Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть.
А.Н. Островский
#3
Мюзикл — жанр, появившийся на стыке XIX и XX веков, в последнее время стал необычайно популярен. То и дело появляются новые постановки как на классические («Нотр Дам де Пари», «Ромео и Джульетта»), так и на современные сюжеты («Метро»). В начале 2000-х мюзикл начал активно завоёвывать и российскую сцену.
#14
Мюзикл «Notre Dame De Paris», 1998
Музыка — Р. Коччанте, либретто — Л. Пламондон
Музыка — Р. Коччанте, либретто — Л. Пламондон
Оставив оперетту театральным и музыкальным гурманам, мюзикл завоевал лидирующее место у широкой публики. И это не удивительно: театр, музыка, песни, танцы, а иногда и элементы цирка (например, «Реверс») делают этот жанр понятным и любимым, потому что каждый здесь находит что-то своё.
Знаменитые «Кошки», «Моя прекрасная леди», «Призрак оперы», «Шахматы», «12 стульев», «Граф Орлов», «Вий», киномюзикл «31 июня»… — все они знакомы вам по зарубежным или отечественным постановкам. В наше время смешанные жанры популярны как никогда. Предлагаем отправиться в небольшое книжное путешествие по музыкальному Вавилону!
Знаменитые «Кошки», «Моя прекрасная леди», «Призрак оперы», «Шахматы», «12 стульев», «Граф Орлов», «Вий», киномюзикл «31 июня»… — все они знакомы вам по зарубежным или отечественным постановкам. В наше время смешанные жанры популярны как никогда. Предлагаем отправиться в небольшое книжное путешествие по музыкальному Вавилону!
#5
Кадр из киномюзикла «31 июня», 1978
Режиссёр — Л. Квинихидзе, музыка — А. Зацепин
Режиссёр — Л. Квинихидзе, музыка — А. Зацепин
Век двадцатый — эпоха скоростей и небывалого до этого смешения культур и традиций. И конечно, театральное искусство, как наиболее пластичный жанр, подверженный изменчивым вкусам публики, не могло не синхронизироваться с окружающей действительностью. Из этого синтеза родились новые жанры — джаз, мюзикл, рок-опера и другие.
#6
Книга «Популярные музыкальные направления и жанры XX века» рассказывает о появлении, развитии и становлении новых видов искусства. Это одно из первых российских учебных пособий, где в сжатом виде проводится систематизированный и хронологически выстроенный анализ популярных музыкальных направлений XX века. Автор рассматривает их сквозь призму духовно-эстетического, социально-культурного и научно-технического развития общества, анализирует средства выразительности, эволюцию стилей и их взаимосвязь.
#7
Мюзикл как жанр музыкального театра сочетает в себе популярную музыку и неакадемический танец с драматическим или комическим сюжетом. Он возник в США в конце XIX — начале XX века на основе взаимодействия местных развлекательных «minstrel show»* с европейской опереттой и варьете, завезённых иммигрантами из Европы. Из-за сходства с опереттой мюзикл долгое время не признавали отдельным жанром.
#8
Мюзикл «Чикаго», Бродвей, 1975
Музыка — Дж. Кандер, либретто — Ф. Эбб и Б. Фосс
Музыка — Дж. Кандер, либретто — Ф. Эбб и Б. Фосс
Помимо оперетты, на мюзикл оказали большое влияние такие жанры, как комическая опера, водевиль и бурлеск, а также эстрадные музыкальные стили и направления XX и начала XXI века.
В мюзикле переплетаются диалоги, песни, музыка, шоу и хореография. Для него характерна острая драматическая коллизия, динамичность, разнообразие песенных форм. В отличие от оперетты, мюзикл практически не имеет собственной драматургии и, как правило, берёт за основу литературные произведения, либретто и произведения, созданные изначально для драматического театра. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль.
В мюзикле переплетаются диалоги, песни, музыка, шоу и хореография. Для него характерна острая драматическая коллизия, динамичность, разнообразие песенных форм. В отличие от оперетты, мюзикл практически не имеет собственной драматургии и, как правило, берёт за основу литературные произведения, либретто и произведения, созданные изначально для драматического театра. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль.
#51
* Менестрель-шоу — форма американского народного театра XIX века, в котором загримированные под темнокожих актёры разыгрывали комические сцены, а также исполняли стилизованную музыку и танцы африканских невольников.
#24
Список самых популярных мюзиклов постоянно пополняется, но есть спектакли, которые уже стали легендами. К таким, бесспорно, относится «Моя прекрасная леди» Алана Джей Лернера с музыкой Фредерика Лоу. Он поставлен по известной пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Это классическая история Золушки, скромной девушки из низов общества Элизы Дулиттл, которая случайно оказалась в доме профессора.
#26
Мюзикл «Моя прекрасная леди», Музыкальный театр «Премьера», Краснодар, 2021
Режиссёр — А. Мацко, либретто — А. Дж. Лернер
Режиссёр — А. Мацко, либретто — А. Дж. Лернер
Премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года в Нью-Йорке в театре Марка Хеллингера. Главные роли исполнили Джулия Эндрюс, Рекс Харрисон и Кэтлин Несбитт. Постановку высоко оценили критики. В 1964 году на экраны вышел одноимённый фильм с Одри Хепбёрн, получивший «Оскар» за лучший фильм.
#29
Борис Виан (1920 — 1959) — французский прозаик, поэт, джазовый музыкант и певец. Автор модернистских эпатажных произведений, предсказавший бунт нонконформистских произведений 1960-х. Обладатель 24 псевдонимов, самый известный из которых — Вернон Салливан. Интересный факт: Борисом писателя назвали в честь «Бориса Годунова», любимой оперы его матери, страстной любительницы классической музыки и оперного искусства. Таким образом, уже с первых дней жизнь его была связана с музыкой и сценой.
В книге «Spectacles, chansons, comédies musicales» собраны менее известные тексты автора, помогающие открыть или переосмыслить его творчество.
Именно сцена является точкой опоры для этого разнопланового автора. Сценическое переосмысление материала изначально направляет писателя и обостряет чувства зрителя, объединяя как визуальные, так и слуховые измерения. Романист, новеллист, драматург, Борис Виан также являлся поэтом, автором опер, мюзиклов, сценариев, песен.
В книге «Spectacles, chansons, comédies musicales» собраны менее известные тексты автора, помогающие открыть или переосмыслить его творчество.
#31
«Der Reclams Musicalführer» — музыкальный справочник, впервые опубликованный в 1989 году.
Представленное издание 1999 года содержит описание более сотни мюзиклов, сыгранных на Бродвее и в лондонском Вест-Энде, начиная с «Леди, будь умницей!» и заканчивая «Горбуном из Нотр-Дама». Здесь же представлены краткие биографии композиторов, хореографов, сценографов, режиссёров, авторов либретто, художников по костюмам. Книга дополнена сценическими фотографиями спектаклей из театров Германии, Австрии и Швейцарии.
Представленное издание 1999 года содержит описание более сотни мюзиклов, сыгранных на Бродвее и в лондонском Вест-Энде, начиная с «Леди, будь умницей!» и заканчивая «Горбуном из Нотр-Дама». Здесь же представлены краткие биографии композиторов, хореографов, сценографов, режиссёров, авторов либретто, художников по костюмам. Книга дополнена сценическими фотографиями спектаклей из театров Германии, Австрии и Швейцарии.
#32
#34
«Иисус Христос — суперзвезда» — рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, написанная в 1970 году и поставленная на Бродвее год спустя. В альбоме «Jesus Christ Superstar» заглавную партию исполнил вокалист группы «Deep Purple» Иэн Гиллан.
В своём либретто Тим Райс следует евангельским текстам, по-своему трактуя ключевые моменты библейской истории. Он высмеивает поп-звёзд и нравы музыкального бизнеса. Царь Ирод беседует с Иисусом как потенциальный антрепренёр, называя его популярность в народе «хитом», а его самого — «чудом года».
#35
Мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда», Бродвей, 1971
Музыка — Э. Л. Уэбер, либретто — Т. Райс
Музыка — Э. Л. Уэбер, либретто — Т. Райс
Спустя два года после премьеры на Бродвее мюзикл экранизировали. Фильм снимали в Израиле, где происходили исторические события на заре христианской эры. Он получил высокие оценки кинокритиков, хотя и подвергся нападкам со стороны религиозных организаций.
#37
Вивиан Джон Герман Эллис (1903 — 1996) — английский композитор. Известность в театральном сообществе ему принесла музыка к многочисленным мюзиклам. Эллис доминировал в музыкальном театре 1930-х годов, в год выпуская до трёх спектаклей.
Книга Шеридана Морли «Подари немного счастья: Первые сто лет британского мюзикла» — это остроумное музыкальное исследование с акцентом на творчестве Вивиан Эллис. Но начинает Морли своё повествование с ранних шоу: «Весёлая девушка» (1893 г.) и «Чу-Чин-Чоу» (1916 г.), — которые для создания новой формы использовали бурлеск и мюзик-холл.
Книга Шеридана Морли «Подари немного счастья: Первые сто лет британского мюзикла» — это остроумное музыкальное исследование с акцентом на творчестве Вивиан Эллис. Но начинает Морли своё повествование с ранних шоу: «Весёлая девушка» (1893 г.) и «Чу-Чин-Чоу» (1916 г.), — которые для создания новой формы использовали бурлеск и мюзик-холл.
Морли критически относится к зрелищности в «Звёздном экспрессе», но его вдохновляют «Братья по крови» (1983 г.) и «Наёмник» (1984 г.) с сильными социальными темами и отчётливо британским происхождением.
#44
#41
Мюзикл «Эвита», Бродвей, 2017
Музыка — Э. Л. Уэбер, либретто — Т. Райс
Музыка — Э. Л. Уэбер, либретто — Т. Райс
Мария Эва Дуарте де Перон (1919 — 1952) — первая леди Аргентины, вторая жена 29-го президента Хуана Перона. Она была не только политическим лидером, не уступающим в популярности своему мужу, но и культурной иконой своего времени.
#42
«Эвита» — ещё одна совместная работа Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. Мюзикл основан в том числе на книге Марии Флорес «Женщина с кнутом» — биографии первой леди Аргентины.
Спектакль снискал огромный успех и получил награду Уэст-Эндского Театрального Общества в номинации «Лучший мюзикл». После премьеры на Бродвее мюзикл завоевал семь премий Тони, которую ежегодно присуждают за достижения в области американского театра.
Книга «Эвита: Легенда о Еве Перон» — текст мюзикла с биографическим очерком о Эве Перон и сведениями о постановке мюзикла.
#50
Автор подборки: Оксана Рыжова
1894
Комплексный отдел обслуживания