Семиотика кино: от технической корочки до смысловой начинки

13 июля 2022
#1
Кинематограф — как много в этом слове! Кому же не захочется вновь вспомнить те самые истории, которые раз и навсегда тронули нас до глубины души: заставили смеяться от всего сердца, искренне проливать слёзы, мраморно бледнеть от ужаса. А вдруг все пережитые нами эмоции — просто иллюзия? Можете ли вы представить, что та самая идеальная жизнь на экране — это не более, чем умелое управление нашими чувствами? Визуальная культура породила новые миры, которые своей красочностью безвозвратно поглотили человека, в каком-то отношении сделали нас неспособными воспринимать вещи такими, какими они являются на самом деле.

Центр междисциплинарных исследований представляет подборку книг по современным визуальным исследованиям.
#3
Книга С. В. Крючкова «Визуальный режим: экранная культура как новая мифология» открывает тайны мира кинематографа. Вы узнаете, какими техниками создаётся эстетика экранных образов и как она связана с психологией манипуляции человеческими эмоциями, как клиповое мышление пришло на смену критическому в XXI в. и почему стремление к «искусственной радости» переросло в отстранённость современного человека от реального мира.
#5
Рождение неочеловека, говоря словами рок-музыканта Егора Летова, «произошло на наших глазах, а мы остались такими, как и были»: действительно, посещая кинотеатры, мы без раздумий предаёмся объятиям «экранного Рая». Зритель позволяет красоте несуществующего мира, идеального в каждом своём проявлении — от внешней красоты залитых солнцем пейзажей до простоты взаимоотношений между героями и миром, — исказить его собственную реальность. Именно визуальная культура повлияла на переосмысление людьми их смысла жизни, системы ценностей, стандартов красоты, на корню изменила современный образ мышления. 
#18
Почему же современное поколение на слово доверяет «всему, что показано»? И почему люди, сблизившись с фото- и видеокартинкой на уровне смартфона и компьютера, стали дальше от реальности?

Именно эти мысли были изложены в сборнике статей «Экранная культура. Теоретические проблемы», составленном В. О. Чистяковой и Я. Б. Иоскевичем. Узнайте о том, как образ стал родоначальником самосознания истории новейшего времени!
#7
«Кинематограф умер», — подобную фразу мы часто слышим от наших мам, пап, бабушек и дедушек, заставших фильмы Э. А. Рязанова, Л. И. Гайдая и др. Однако автор этой книги переосмысливает столь критичное заявление и задаётся вопросом: «Кинематограф умер, или всё же обрёл свою новую модель в современных реалиях?»

В своём труде «Галактика Люмьер: семь ключевых слов для будущего кино» Франческо Казетти рассматривает причины превращения современного кинофильма в продукт массового потребления. Как акцент кино на смысловую нагрузку произведения сместился в сторону «сиюминутного эмоционального удовлетворения»? 
#19
Как «реальность с доставкой на дом» уничтожила ритуальность просмотра фильмов? И какие заветные семь шагов помогут кинематографу «родиться заново» и обрести прежнюю значимость?
#8

Rick Altman, «Film/Genre»

#9
Что такое жанр? Это то, чего мы ждём от книги или фильма, будь то трогательная новелла о несчастной любви или история расследования загадочного преступления. Но знали ли вы, что на самом деле категория фильма определяется в зависимости от эмоций, которые испытали зрители в ответ на использованный ряд киноприёмов? Рик Альтман в своей книге «Фильм/Жанр» описывает этапы эволюции жанра в кинематографии. Вместе с автором вам предстоит узнать, как простое разделение фильмов по типам приёмов и тропов превратилось в могущественный институт со своими законами и каким образом современное понятие жанра поработило киноиндустрию и вкусы человека.
#10

James Monaco, «How to Read a Film»

#11
Для современного зрителя просмотр фильма — одна из увлекательнейших арт-терапий, верный друг всем желающим качественно отдохнуть после тяжёлого рабочего дня или прекрасно провести выходные со своей семьёй и в кругу друзей. Всех любителей кинопроизведений объединяет одно — причастность к визуальной культуре, фундаментальному явлению современности. История этого феномена начинается с величайшего изобретения братьев Люмьер — кинокамеры.
#20
Именно с того момента, как человек научился переносить перформанс, театральное выступление или концерт из состояния «здесь и сейчас» — вживую и на сцене — в «здесь, и сейчас, и когда угодно» — в кинотеатре, дома или даже на улице — у литературы и скульптуры как основных способов выражения авторской мысли появился более совершенный конкурент. Но так ли прост и понятен этот способ «игры» с объективной реальностью с помощью ракурса и цвета? Какие секреты кроются за объективами кинокамер, декорациями и перевоплощениями актёров?

Всё о правильном «чтении» невербальных приёмов в фильмах, технической составляющей волшебства на экране и роли человеческого воображения в создании киношедевров вы узнаете в книге Джеймса Монако «Как читать фильм».
#12
История — это «вселенная в ладошке». Она соткана из событий другой, отличной от нашей, реальности, в которой существуют неповторимые герои и происходят их невероятные приключения. Все мы увлечённо читали сказки Андерсена, смотрели «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона». 
#21
Но задумывались ли вы когда-нибудь, так ли незначительно отличается история, описанная в литературном произведении, от показанной на экране кинотеатра? Ведь, по сути, сценарий — это такой же сюжет книги, только развивающийся при помощи невербальных средств: диалогов героев и закадровых реплик диктора, которые составляют лишь малую часть всей атмосферы фильма.

Сеймур Чатман в своём исследовании «История и дискурс: структура повествования в художественных произведениях и книгах» рассуждает на тему общих черт и отличий нарратива в кино и художественном тексте. Что такое «юниты экспрессии»? Почему писательская теория определяет героя как абстрактную субстанцию, существующую в рамках заданных законов придуманного мира? Кинореалии как пластилин воплощения философии литературы — уникальные примеры и сложнейшие понятия теории киноискусства доступным языком!
#15
Без сомнения, основная тенденция киноиндустрии новейшего времени — освещение в фильмах остросоциальных вопросов. Особенный резонанс вызывает тема сексуальности как культурного кода к восприятию традиций сегодняшней действительности. Смена гендерных ролей, место женщины в современном либеральном обществе и явление «слабого сильного пола» — казалось бы, какое отношение к развитию этой прогрессивной мысли имеют экранизации цикла пьес Хеллы Вуолийоки «Женщины Нискавуорн»?
#22
Ключ к ответу на этот вопрос обнаруживается в книге Ану Койвунена «Перформативные истории и фундаментальные художественные произведения: гендер и сексуальность в фильмах „Нискавуори“». Автор рассматривает вопрос современной идеализации образа женщины через призму истории диктатуры Финляндии 1930-х гг. и «правой» репрессии режиссёрской мысли. Читатель в ярких красках узнает о том, как творчество Хеллы Вуолийоки стало первым шагом к слому системы идеализированной гендерной пропаганды «сильных мужчин и слабых женщин», в которой «берёт свои корни» явление объективизации, и почему вопреки современному течению феминизма спрос на слабую и сексуализированную киногероиню до сих пор актуален.
#16
#17
Автор подборки: Софья Младинская
163
Центр междисциплинарных исследований
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г