День памяти В.В. Маяковского в «Иностранке»

17 апреля 2025
#1
14 апреля 2025 года в Библиотеке иностранной литературы прошёл День памяти Владимира Маяковского. В этому году исполнилось 95 лет со дня его трагической кончины.
#2
Творчество Маяковского — это яркая и противоречивая страница в истории русской литературы. Он был не просто поэтом, а трибуном, глашатаем революции, певцом нового мира. Его стихи, новаторские по форме и содержанию, будоражили воображение и вызывали самые разные чувства — от восторга до неприятия. Маяковский смело экспериментировал с ритмом, рифмой, лексикой, создавая свой неповторимый поэтический язык, который и сегодня звучит современно и актуально.
#3
«Иностранка» совместно с Государственным музеем В. В. Маяковского подготовила цикл мероприятий и интерактивную программу на самый взыскательный вкус.
#4
Старший научный сотрудник Государственного музея В. В. Маяковского Галина Антипова провела две лекции «Русский авангард. «Книжный бунт”» и «"Полет людогуся»»: заграничные поездки Маяковского 1922–1929 гг.».
В лекциях Галина Александровна с присущим ей мастерством погрузила слушателей в мир Маяковского, раскрывая новые грани его творчества и личности.
#16
#5
На первой лекции, посвященной «Книжному бунту» русского авангарда, лектор представила яркую картину революционного движения в искусстве начала XX века. Она рассказала о новаторских экспериментах русских художников и поэтов, их стремлении к созданию нового языка и искусства, отражающих дух времени. Были подробно рассмотрены работы Маяковского, Хлебникова, Крученых и других представителей авангарда, а также их вклад в развитие книжной графики и дизайна.
 
На второй лекции, посвященной заграничным поездкам поэта, Галина Александровна проследила влияние западной культуры и политической ситуации на мировоззрение и творчество поэта. Первое зарубежное путешествие Маяковского состоялось в 1922 году, когда он отправился в Латвию и Германию. Она стала для него окном в новую, незнакомую реальность. Он жадно впитывал впечатления от европейской жизни, архитектуры, культуры, стремясь понять и осмыслить место революционной России в этом новом мире. В Берлине Маяковский активно участвовал в художественной жизни, сотрудничая с местными издательствами и художниками, что дало ему возможность расширить свой творческий горизонт и обрести новые контакты.

#6
Последующие поездки, охватывающие период с 1922 по 1929 годы, пролегали через Францию, Чехословакию, Польшу и другие страны. Париж, с его богемной атмосферой и художественными салонами, произвел на Маяковского сильное впечатление. Он восхищался французской культурой, но в то же время критиковал ее буржуазность и отчужденность от социальных проблем. Именно в Париже Маяковский встретился с Татьяной Яковлевой, ставшей его музой и объектом трагической любви, оставившей глубокий след в его творчестве.
#7
Заграничные путешествия Маяковского не были простыми туристическими поездками. Они являлись важной частью его творческой и политической деятельности. Поэт видел свою миссию в том, чтобы представлять новую, советскую Россию за рубежом, рассказывать о ее достижениях и идеалах. Он выступал с лекциями и стихами, участвовал в дискуссиях и дебатах, стремясь донести до западной аудитории правду о революции и строительстве нового общества.
#8
В своих произведениях, написанных под впечатлением от путешествий, Маяковский обличал капиталистический мир, высмеивал его пороки и недостатки. Он противопоставлял ему идеалы социализма, веру в светлое будущее и силу рабочего класса. Поэмы «Париж», «Атлантический океан», «Стихи об Америке» и другие произведения стали ярким отражением его мировоззрения и художественного стиля, сочетающего в себе революционный пафос и новаторские поэтические приемы.
#9
Подробно о поездке Маяковского в США рассказала сотрудник Государственного музея В. В. Маяковского Мария Юданова на лекции «Владимир Маяковский. Однажды в Америке».

В своих произведениях Маяковский предстает не просто наблюдателем, но и активным участником американской жизни, живописующим контрасты капиталистического общества с присущей ему экспрессией и остротой. Он восхищается мощью американской индустрии, небоскребами, взмывающими ввысь, и техническим прогрессом, но одновременно обличает социальное неравенство, расизм и безудержное стремление к наживе. Его взгляд — это взгляд революционера, сравнивающего увиденное с идеалами коммунизма, но и взгляд художника, завороженного динамизмом и энергией американской жизни.

#10
Стихи Маяковского, написанные в Америке, пестрят яркими образами и метафорами. Он создает портреты рабочих, живущих в нищете, и богачей, купающихся в роскоши. Он запечатлевает ритм нью-йоркских улиц, огни Бродвея и шум толпы. Его поэзия становится своеобразной хроникой эпохи, передающей дух «ревущих двадцатых» с их джазом, автомобилями и головокружительными перспективами.
#11
Для самых юных посетителей прошёл мастер-класс «Я б в художники пошел, пусть меня научат!». Сотрудница музея В. В. Маяковского Юлия Леднева рассказала о деятельности Владимира Владимировича как художника. Дети узнали об основных направлениях в искусстве начала ХХ века, попытались разгадать тайны нарисованных жирафов Маяковского, познакомились с первыми российскими «комиксами» — лубками и плакатами «Окон РОСТА», а также попробовали свои силы в роли художников.

#17
#12
На лекции «Версии гибели Владимира Маяковского» Юлия Игоревна подробно рассмотрела основные гипотезы, окружающие трагическую смерть поэта.

Лектор начала с официальной версии самоубийства, представив предсмертное письмо Маяковского и свидетельства современников, указывающих на его эмоциональное состояние в последние месяцы жизни: депрессия, разочарование в творчестве и личные проблемы, включая сложные отношения с женщинами.

#13
Юлия Игоревна представила и альтернативные версии, оспаривающие самоубийство. Коснулась она и версии о случайном выстреле, учитывая импульсивный характер Маяковского и его склонность к рискованным поступкам. В архивах сохранились противоречивые свидетельства, которые не позволяют однозначно утверждать, было ли это спланированное самоубийство, убийство или трагическая случайность.
#14
Влияние Маяковского на русскую литературу XX века трудно переоценить. Он не только обновил поэтический язык, введя в него жаргон, плакатные лозунги и элементы уличной культуры, но и создал совершенно новую поэтическую интонацию — громкую, патетическую, обращенную к массам. Маяковский верил в силу поэзии, способную преобразовывать мир, вдохновлять на подвиги и строить новое, справедливое общество.
#15
В Библиотеке иностранной литературы читатели могут найти поэзию Маяковского и книги, исследующие его творчество.
83
Библиотека
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г