Почитайте древних, или Почему античные авторы ближе, чем мы думаем

19 апреля 2022
#10
При упоминании философии, а тем более античной, первый предрассудок, возникающий на поверхности сознания, — пыльные старинные трактаты, малопонятные слова и неудобоваримые мысли. Однако загадочным образом античным философам удаётся оставаться на плаву и не тонуть в пучине безвестности вот уже более двух тысячелетий.
#1
По какой-то причине людям XXI века всё ещё не безразличны размышления, которые имели место в контексте полного отсутствия современных социальных, экономических и политических реалий — в мире, который иногда кажется столь же странным, непривычным и немного пугающим, что и миры по ту сторону зеркала или кроличьей норы.

Для тех, кто хочет узнать, в чём же секрет такого непреходящего интереса и как возможно сопереживание древним мудрецам, представляем подборку книг по античной философии из мемориальной библиотеки ученого Вяч. Вс. Иванова, расположенной в Библиотеке иностранной литературы.

Скользя обратно по стреле истории, во многих учебных пособиях и иных текстах мы неожиданно натыкаемся на символический столб, на котором начертана некруглая дата — 585 г. до н. э., а рядом небольшая дощечка с именем Фалеса, отныне первого философа. Сами греки так себе этого, очевидно, не мыслили: вряд ли однажды они проснулись с ощущением того, что философия возникла. Первое употребление слова «философ» мы встречаем лишь у Пифагора. Речь скорее шла о мудрецах — сейчас мы назвали бы их мыслителями или интеллектуалами. Они создавали письменную и не только традицию, которая не делилась на чёткие дисциплины в кодификаторах и умах, а оставалась органическим целым.

Полис, в котором свои первые ростки дала философия западного мира, был не государством в привычном для нас модерновом смысле этого слова, а скорее городом-объединением, в жизни которого участвовали равные его граждане. Гражданами, правда, признавались лишь свободные мужчины. Однако время шло, и полис распадался изнутри — на смену ему явился эллинистический мир, созданный Александром Македонским. И человек — философ — уже перестаёт быть незаменимым членом общины, он всё больше ощущает себя всего лишь небольшой частью большего мира. А по соседству уже начинает расти Рим, постепенно расплываясь по карте Средиземноморья сначала в виде Республики, а затем и Империи.

В рамках такого древнего по отношению к нам, но не застывшего, а меняющегося мира возникают мысли, которым суждено влиять на людей в ближайшие тысячелетия.
#11

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики (ред. А.В. Лебедев) 

#2
Не всё, что написали первые философы греческого мира, дошло до нас в первозданном виде. Что-то было утеряно, что-то — разрушено специально. Поэтому учения многих греческих мыслителей приходится реконструировать по дошедшим до нас мозаичным обрывкам. Данная книга является компиляцией сохранившихся кусков текста и цитат доплатоновских философов: от Пифагора и его размышлений о числе до апории Зенона об Ахилле и черепахе.

Первая часть издания «Фрагменты ранних греческих философов» (вторая часть до сих пор не увидела свет) была подготовлена Андреем Лебедевым, советским и российским филологом-классиком, с опорой на классическое издание «Фрагменты досократиков» Дильса-Кранца. Примечательно изменение в названии сборника, которое несёт концептуальное послание — не досократики, а ранние греческие философы. Термин «досократики» остаётся более устоявшимся и классическим и связан с так называемым «сократическим поворотом» в сторону человека в философии V в. до н. э. Лебедев же настаивает на бессмысленности термина «досократики», называя данное издание «Фрагментами ранних греческих философов». Он излагает свою точку зрения по данному вопросу в известной статье «Избавляясь от досократиков».

Вне зависимости от выбора терминологии данная книга остается единственным изданием на русском языке, которое позволяет читателю превратиться в исследователя и самому по кусочкам восстановить первые философские мысли и размышления западного мира.
#3
Уже людям, жившим в эпоху античности, было интересно, что же из себя представляют философы: как они живут и умирают, позволяет ли философская мудрость разбогатеть и зачем сразу после застолья некоторые из них бросаются в жерло вулкана. Но тогда изучение жизни знаменитых предшественников не было достоверным по меркам современной исторической науки, а опиралось на легенды и анекдоты, многие из которых, вероятно, возникли уже после смерти их героев. 

Диоген Лаэртский, живший во II–III веках н. э., некритически цитирует все источники, находящиеся в его распоряжении, создавая тем самым крайне пёструю картину жизни древних — уже по отношению к нему самому — мыслителей. Впрочем, может возникнуть весьма закономерный вопрос: почему не остановиться на знакомстве с учениями «знаменитых философов»? Так ли уж важны подробности их воспитания, путешествий или смерти? С академической точки зрения, такая информация может помочь проследить линии преемственности и влияния. Однако существует также сильная людская склонность к поиску какого-то более «человеческого» содержания за многочисленными теориями и учениями. Возможно, мы хотим спустить классиков и гениев прошлого до обыденного, повседневного и привычного нам уровня, или ищем объяснения их гениальности. Если люди III века читали Диогена Лаэртского, то сейчас мы читаем книги из отдела «Биографии» — не так уж сильно они различаются.

Очевидно, все версии некогда произошедшего, пересказанные Лаэрцием, не могут быть правдой одновременно, однако они указывают на то, что за всеми этими рассказами, расхожими байками и полубезумными легендами о древних философах и мудрецах прячутся самые обыкновенные люди.
#4
Платон вошел в философский канон как классик мысли. От этого он, однако, не стал менее актуальным и не засахарился в многочисленных интерпретациях, количество которых можно оценить по фразе другого философа, Альфреда Уайтхеда: «Наиболее правдоподобная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой ряд примечаний к Платону».

Данная книга является изданием трёх «политических» диалогов Платона, самым знаменитым из которых является «Государство». Этот диалог принято считать первой утопией западного мира: у власти находятся представители интеллектуальной элиты, само государство стабильно в совершеннейшей степени и устроено так, чтобы воплощать собой принцип справедливости. Сейчас, однако, многие, следуя за Олдосом Хаксли, считают воплощённые утопии кошмаром и небезосновательно: Платон настаивает на высочайшей степени контроля над всеми гражданами, что включает в себя строжайшую цензуру, монопольный контроль над воспитанием детей, предопределённое назначение людям их места в государстве.

«Законы», по всей видимости, написаны после «Государства». Свет они, согласно Диогену Лаэртскому, увидели после смерти Платона, когда его ученик переписал текст с восковых дощечек. Этот диалог — уже не описание идеального, по мнению Платона, государства, а диалог о реалистичной человеческой природе и о способе рассмотрения законов, которые позволят государству приблизиться к платоновскому идеалу.

Справедливость — категория сложная и, как видится, меняющаяся с каждым новым поколением. Чтение диалогов Платона проливает свет на то, насколько далеко мы ушли от мира полиса античного человека, во многом всё ещё оставаясь неподалёку.
#5
В данной книге собраны три работы Цицерона: «О природе богов», «О дивинации» и «О судьбе». Марк Туллий Цицерон известен в современном контексте не как философ, но как политический деятель Рима времён Поздней Республики и автор речей против Катилины. Его философская мысль не представляет собой выверенной системы, подобно учениям многих из его предшественников.
#17
Цицерон как философ характеризуется крайней эклектичностью, что делает его простой жертвой для обвинений в компиляторстве. Вместе с тем он яркий представитель римской философской мысли своего времени — он осуществил синтез греческой мысли с точки зрения римской практичности и рациональности. Вместе с тем он был одним из первых, кто писал философские трактаты на латыни, тем самым значительно обогащая латинский философский словарь.

В данных трактатах Цицерон размышляет по большей части о месте религии в обществе и о её различии по отношению к суевериям. А трактат «О судьбе» представляет собой размышление о свободе воли и о детерминизме, в котором вера в способность человека к свободе противопоставляется фаталистическим взглядам стоиков и их вере в дивинацию, то есть предвидение и предсказание. Цицерон исходит из точки здравого смысла и требует фактичности и рациональности, что приводит его, в частности, к защите римской религии с точки зрения традиции и к опровержению суеверий с точки зрения их неразумности.

Цицерон, примыкая то к стоикам, то к платоникам, а иногда и к эпикурейцам, вместе с тем очерчивает философский ландшафт своего времени по всем вышеперечисленным вопросам, во многом оставляя на суд читателей истинность или ложность описанных учений.
#18

Марк Аврелий. Наедине с собой

#6
Стоицизм — учение античных авторов, отдельные отрывки которого тесным образом вплетены в нашу повседневную жизнь. Конечно, все знают о платонической любви, но это определение довольно далеко от комплекса идей Платона. Что же значит переживать нечто стоически, как стоики, сможет объяснить почти каждый. Этическое учение стоиков поразительно живуче и оказывает почти терапевтический эффект. 
#19
Возникнув в то время, когда античный человек обнаружил, что он уже больше не способен контролировать свою жизнь так, как прежде, учение стоиков удивительным образом складывается в единый пазл с современным стремительно меняющимся миром.

Наряду с Сенекой (автором «Нравственных писем к Луцилию») Марк Аврелий является самым известным представителем Поздней Стои. Этическое учение стоиков основывается на согласии с судьбой, принятии её неизбежности, что, в свою очередь, основывается на вере в детерминизм. Все вещи стоики делили на благо, зло и адиафору — то, что безразлично. При этом к последнему они причисляли все внешние по отношению к человеку вещи. Целью в рамках такого мира оказывается не затронутая аффектами жизнь в согласии с природой, а смерть не чем-то совершенно иным по отношению к жизни.

В мире, где для стоика одной из лучших смертей было совершение суицида по приказу императора, Марк Аврелий и сам был императором. И императором успешным: неплохо вёл войны и уделял внимание судопроизводству. Как оставаться в здравом уме и находить баланс, будучи правителем и стоиком одновременно, — на эти темы пишет Марк Аврелий в своих записках, поразительно выверенных и в то же время крайне личных.
#7
Данная книга представляет собой изыскание французского мыслителя Пьера Адо о Плотине — первом неоплатонике, размышления которого дошли до нас в письменном виде. Издание представляет собой перевод, который был выполнен Евгенией Штофф, а сама его возможность обеспечена Юрием Шичалиным — основателем «Греко-латинского кабинета».
#21
Неоплатонизм — течение античной философской мысли, представители которого на пути интерпретации и разъяснения философского наследия Платона создали достаточно отличающуюся от оригинала систему. Влияние неоплатонизма, а в частности приверженность идее о том, что весь мир можно вывести из единого принципа, из некоторого Единого, можно наблюдать в современной науке: учёные и сейчас ищут одну единственную Теорию всего, которая прояснила бы всё происходящее в физическом мире.

Пьер Адо разглядывает не сухую букву «Эннеад» Плотина, но то, что просвечивает сквозь неё; не просто исследует Плотина и тех, на кого он опирался, но следует за ним в его мысли и том, что можно назвать духовной практикой. Адо смотрит на Плотина взглядом человека XX века, но смотрит не как на объект, а как на современника в мысли, философская встреча с которым не просто возможна, но и крайне плодотворна.
#22

Мераб Мамардашвили. Лекции по античной философии

#8
Книга представляет собой расшифровку магнитофонных записей, которые были сделаны во время лекций Мераба Мамардашвили во Всесоюзном государственном институте кинематографии. Это не лекции, по которым можно подготовиться к экзамену, послушно и несколько неосознанно следуя программе, — они дают возможность попытаться ухватить живую, а не мертвую сторону философии.
#23
Мераб Мамардашвили — советско-грузинский философ, представитель «несоветской философии» в СССР. Своё философствование Мамардашвили сам называл «сократическим», во многом имея в виду то небольшое количество текстов, которые он производил: большая часть того, что мы имеем в своём распоряжении представляет собой записи его лекций — оттого ещё более ценных.

В «Лекциях по античной философии» Мераб Мамардашвили выступает вовсе не как историк философии, а как размышляющий философ, который хочет предложить кальку для чтения древних текстов для того, чтобы воспринимающие его смогли почувствовать живую мысль, забраться внутрь философских конструкций и пережить определённые мысленные состояния. Чтение лекций Мамардашвили даёт возможность «услышать» акт его философствования и совершить его самому.

В рамках того восприятия текста, который предлагает Мамардашвили, древние, далёкие и исторически обусловленные мысли становятся некой сейчас существующей данностью, которая находится прямо перед глазами читающего.
#9
Со всеми книгами, представленными в подборке, можно познакомиться в Научном зале имени Вяч. Вс. Иванова в часы работы Библиотеки иностранной литературы. 

Автор подборки: Ирина Никитина.
700
Центр междисциплинарных исследований
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г