Образ Антихриста в старообрядчестве

31 октября 2017
Удалить блок
#0

 

Фигура Антихриста – одна из самых загадочных в Новозаветной литературе. Слово «Антихрист» встречается в текстах Нового Завета всего лишь четыре раза (1 Ин. 2: 18, 22; 1. Ин. 4:3 и 2 Ин. 7). Образ Анихриста - последнего исторического правителя – гонителя христиан, носителя мирового зла и главного противника Христа в момент ожидаемого второго пришествия был в последствии отождествлен со Зверем, описанным в Апокалипсисе Иоанна (Откр. 13: 13–18).

В моменты обострения эсхатологических ожиданий вопрос идентификации Антихриста с какой-либо исторической фигурой неизбежно становился предметом обостренного интереса христианского мира.  Русское старообрядчество не стало в этом отношении исключением.

Взгляды противников церковных реформ патриарха Никона на природу Антихриста были сформированы  предшествующей церковной традицией. Особенное влияние на них оказали труды, опубликованные московским Печатным двором, накануне преобразований: изданное в 1644 г.  «Казанье святого Кирилла патриарха иерусалимского об Антихристе и знаках его» и опубликованная в 1648 г. «Книга о вере» игумена Киево-Печерского монастыря Захарии Копыстенского (ум. 1627). В этих изданиях изложена концепция прихода Антихриста в восьмом тысячелетии от Сотворения мира, начавшемся по древнерусской системе летоисчисления в 1492 г.  При этом, наиболее вероятной датой считался 1666 год от Рождества Христова, поскольку цифра 1666 содержит в себе комбинацию «числа Зверя» из Откр. 13:18 с идеей тысячелетнего царства Антихриста. Именно в этом году, по иронии судьбы, состоялся московский церковный собор (1666 – 1667 гг.), провозгласивший анафему старообрядцам и окончательно утвердивший реформы Никона, одновременно лишив его патриаршества.

Уже в первые годы после Раскола сложились две основные старообрядческие концепции образа Антихриста. А именно представление об Антихристе Чувственном или Духовном. В первом случае, Антихристом называлось действующее лицо, с которым старообрядцы  связывали события  конца времен и отступления от древнего благочестия. Во втором случае, само отступление, как действие, понималось ими в образе Антихриста.

 «Духовным Антихристом» в представлениях староверов оказывались никонианская церковь и поддерживающая ее царская власть, а «чувственными антихристами» в разное время признавались такие российские и зарубежные церковные и светские деятели, как патриарх Никон, Алексей Михайлович, Петр I, Наполеон…  

Едва ли не каждое крупное политическое потрясение в истории России воспринималось старообрядцами как предвестие явления чувственного или духовного Антихриста. В череде этих событий – Петровские реформы, вторжение Наполеона в Россию, Революции 1905 и 1917 гг., политические события рубежа XX  и XXI вв.

При этом, воззрения староверов на образ Антихриста сформировались не только под влиянием Патристики и Древнерусских источников, но и использовали достижения антикатолической полемики протестантов. А в некоторых случаях, как, например, в истории восприятия ими личности Наполеона и событий войны 1812 г., они совпадали с официальной позицией Российской государственной власти и лично императора Александра I.

В завершении лекции, Елена Александровна рассказала о рукописном наследии Анания Клеоновича Килина (1916 – 2002) – последнего старообрядческого автора,  оставившего труды по вопросу об Антихристе, написанные уже на рубеже XX – XXI вв.  

Аудио-запись лекции доступна по ссылке: 

https://yadi.sk/d/ARappViH3PGqCV

2070
Центр редкой книги и коллекций «Вселенная Гутенберга»
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г