«Нижние Земли»: Библия, этнокультура, постмодерн…

20 июня 2017
Удалить блок
#0

Основой лекции послужил опыт наблюдения о. Петра над историей и повседневностью современного нидерландского общества. А история эта, действительно, полна парадоксальных проблем. И самая существенная из них, по мнению лектора, такова: каким образом Голландия, некогда страна истовой веры и первой в мировой истории буржуазной революции, прошла путь от сурового и непримиримого кальвинизма к нынешней постмодернистской сверхтолерантности, распространяющейся и на политику[1], и на быт, и на сферу самых интимных отношений между людьми?

Один из ключей к разгадке этого парадокса о. Петр ищет в специфике экологических и этнокультурных судеб Голландии. Голландия (не случайно называемая Нидерландами – «Нижними Землями») – страна, отвоеванная народом у моря, страна ниже уровня моря, где русла каналов возвышаются над автобанами. Сами условия проживания в экологически рисковой ситуации – проживания под угрозами общей беды – требуют от людей  повышенной солидарности, повышенной внимательности к ближнему.

Этот склад обстоятельств сказался и на религиозном облике народа «Нижних Земель»: кальвинистская трактовка Библии в духе жесткого предопределения человеческих судеб трансформировалась в ходе эмансипационных процессов XVIII – ХХ столетий в идею тáинственности и недосказанности наших земных жребиев. Непроявленная в нашей земной жизни специфика каждого человека – под прямым суверенитетом Бога. Разумеется, земное преуспеяние человека – знак Вышней милости и расположения, но сам преуспевающий должен благодарить Всевышнего за милосердие добрым поведением, добрыми делами, привнесением красоты в окружающую жизнь.

Вся эта духовная и культурная трансформация сказалась на облике и декоре голландского протестантского храма, где в качестве главного таинства, главного сакрамента выступает Слово (Слово библейского чтения и слово проповеди); эта трансформация  сказалась и на сложной символике голландского натюрморта[2], который, по словам о. Петра, исторически приобрел функцию «домашней иконы, зашифрованной притчи».  Вообще, косвенным результатом былого революционного «иконоборчества» оказался последующий расцвет голландской живописи и прикладного искусства. Ибо подлинный духовный порыв невозможен без художественного освоения жизни.

В заключение лекции о. Петр задался вопросом: что могут означать постмодернистские «передержки» нынешней голландской жизни и этнокультуры? – То ли «сумерки»  прошедшего культурного величия, то ли незрелый, толком еще не проявленный «рассвет» какой-то новой, будущей жизни и культуры?..

И если есть какие-то добрые обетования возможной новой жизни – разве что поразительная благожелательность и открытость этого народа…

Видеозапись лекции доступна по ссылке:

http://predanie.ru/kolomeycev-petr-svyaschennik/kalvinizm-i-sovremennaya-evropa/smotret/

 

 

 

 

 

 

[1] Относительный неуспех националистической, антиэмигрантской «Партии свободы» Герта Вилдерса на выборах в Генеральные Штаты 2017 г. (13,1 %) – дополнительное тому подтверждение.

[2] Вошедшее в русский язык французское слово «натюрморт» (букв.: мертвая природа) едва ли отражает суть этого столь важного для культурной истории Нидерландов жанра. Куда более адекватны слова в германских языках – Stillleben, still life, голл. – stilleven: жизнь собранная, сосредоточенная в самой себе. Именно жизнь, а не «мертвая природа».

244
Центр редкой книги и коллекций «Вселенная Гутенберга»
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г