Библиотека иностранной литературы и Азербайджанский культурный центр представляют вам мастер-класс по батику — росписи мини-платков.
#1
#2
Батик — это ручная роспись по ткани специальными красками и составами.
С древних времен эта техника использовалась многими народами, получив широкое распространение и в азербайджанской культуре, например, в национальном платке.
Искусство росписи по ткани зародилось несколько тысяч лет назад в Китае, оттуда распространилось в Индию и другие страны. Изначально для росписи использовались только натуральные ткани (шелк, атлас и туаль) и красители, полученные из корней, коры и листьев растений.
Есть несколько техник росписи, но наиболее распространенными можно назвать горячий батик, холодный батик, свободную роспись и сибори.
Техника горячего батика — именно та, которая использовалась при появлении этого искусства. Заключалась она в том, что на ткань специальными печатями с разными узорами наносили воск (иногда в несколько слоев), затем изделие окунали в краску, а после полного высыхания удаляли воск, который сохранял первоначальный цвет вещи и не давал новой краске попасть внутрь контура. Чтобы получилась качественная роспись по ткани, ее обычно прокрашивали с обеих сторон.
Холодный батик — техника, которая появилась намного позже. В ней используются специальные краски и резервирующий состав (на основе бензина или резины). Резервом наносится контур рисунка, внутри которого ткань раскрашивается в разные цвета. Эта техника более проста и удобна, а также позволяет использовать ее в домашних условиях. Именно этот способ мы и продемонстрируем в мастер-классе.
При свободной росписи использование резерва сводится к минимуму. Нанося краску на ткань, ей специально позволяют растечься и немного смешаться между собой, а затем контуром дорисовывают отдельные детали (например, сердцевины цветов или элементы пейзажа).
Техника сибори больше распространена в Индии и также не требует использования резерва. На ткани в разных местах завязывают различные узелки, которые затем аккуратно окунают в краску, а остальная часть изделия сохраняет свой первоначальный цвет. Затем их развязывают, и получаются абстрактные рисунки.
Широкое распространение роспись по ткани как вид искусства получила и в азербайджанской культуре. Наиболее ярким примером росписи можно назвать кялагаи (азерб. Kəlağayı) — национальный женский головной убор, а по сути — шелковый платок с узором, неотъемлемая часть национального костюма.
Чаще всего в нем используются узоры «бута» (его мы рисуем в нашем мастер-классе) и его разновидности, а также различные растительные и животные мотивы. Каждый орнамент и символ имеет свое значение, поэтому раньше платки можно было «читать», и таким образом многое узнать об его обладательнице.
#3
#4
Сейчас в Азербайджане есть специальные фабрики (например, в городе Шеки), которые не только специализируются на создании кялагаи, но и до сих пор хранят традиции их росписи, используя технику горячего батика — специальный засекреченный состав воска, печати, натуральные ткани и красители. Конечно, сейчас для большего разнообразия цветов добавляют и синтетические краски, а узоры используют для эстетической составляющей, платки делают разных размеров, и носят их не традиционно на голове, а в качестве шарфа. Он также популярен в качестве одного из главных сувениров среди многочисленных туристов, а азербайджанские дизайнеры так или иначе часто включают его в свои коллекции. Кялагаи остается неотъемлемой частью азербайджанской культуры, а его изготовление и ношение в 2014 году было внесено в список культурного нематериального наследия ЮНЕСКО.
#5
#6
А теперь предлагаем Вам посмотреть мастер-класс и попробовать сделать мини-платок своими руками.
#7
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/-SjmRE5alls" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
1055
Центр культурно-просветительских программ