Интервью с соавтором цикла "Люди людям" Мариам Андреасян

1 сентября 2022
#1
8 сентября мы возвращаемся к авторскому циклу встреч «Люди людям. Как социокультурные проекты меняют жизнь в городах», подготовленному победителями конкурса «Open call культурных проектов Иностранки». Перед новой встречей мы задали несколько вопросов одному из авторов цикла Мариам Андреасян, менеджеру в сфере культуры и социокультурного проектирования территорий, руководителю департамента межмузейных проектов в Политехническом музее.
#36
#2
Откуда Вы узнали о конкурсе «Open Call культурных проектов Иностранки»? Как пришли к идее провести цикл встреч?
#3
Я увидела анонс открытого конкурса для лектория «Иностранки» в социальных сетях. На тот момент мне уже давно хотелось провести цикл встреч про социокультурные проекты, но я не знала, какую площадку выбрать. Библиотека иностранной литературы показалась очень хорошим вариантом, потому что было понятно, что такое сотрудничество может стать взаимовыгодным. Моя целевая аудитория — активные горожане, которых заинтересует разнообразная программа «Иностранки».
#5
Какова целевая аудитория цикла? Кому он может быть полезен?
#7
Когда мы с Радой Константиновой, экспертом в области развития территорий и работы с городскими сообществами, и Григорием Мартишиным, экспертом по социальному предпринимательству и амбассадором Models of Impact, готовили программу этого цикла, мы ориентировались на активных горожан, которых интересуют социокультурные проекты, развитие города и его благоустройство. Часто таких людей называют «профессиональные горожане». Это все те, кто не просто живет в городе, но готов вкладывать свои личные ресурсы, время и опыт в качество жизни и городское развитие.

Еще мы предполагали, что на очные встречи будут приходить не только москвичи, но и жители других регионов, которые подумывают вернуться в родной город, чтобы запустить там собственный культурный проект.
#26

Смотрите плейлист прошедших встреч цикла «Люди людям. Как социокультурные проекты меняют жизнь в городах»

#28

Читать о проекте

#27
В рамках программы «Люди людям: как социокультурные проекты меняют жизнь в городах» мы говорим, как через социальные проекты можно развивать регионы, городские сообщества и вовлекать жителей в культурные инициативы. Креативные проекты могут изменить жизнь города вне зависимости от его размера. Чтобы убедиться в этом, мы приглашаем на встречи экспертов из разных регионов и городов. Задача курса — познакомить участников с региональными проектами и на конкретных примерах разобрать возможные модели развития территорий средствами культуры.

Мероприятия проекта интересны студентам и молодым специалистам, проживающим в Москве и других регионах России, бизнесменам, менеджерам культуры, работникам музеев, библиотек, социальных и образовательных площадок, НКО, независимым продюсерам, художникам и творческим профессионалам.
#25
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/videoseries?list=PLrlFFoveLAD5g1z0S3PLrnWZ0imePLZbm" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
#12
Многие московские и региональные библиотеки сейчас создают просветительские проекты, предоставляют в аренду музыкальное оборудование или сложный софт для дизайна и проектирования, проводят фестивали и конференции для кураторов культурных проектов. 
Назовите трех ваших библиотечных фаворитов в этом направлении.
#13
Самый большой фаворит — Научная публичная библиотека им. Н. А. Некрасова, которая в том числе выпускает методические пособия для библиотек. «Некрасовка» — отличный пример того, как из библиотеки можно сделать точку притяжения. На втором месте Библиотека иностранной литературы: у вас обширная программа, большая аудитория и разнообразные темы. Далее Национальная библиотека Республики Татарстан, которая не так давно была полностью обновлена. Сейчас там проводят мероприятия разных форматов: концерты, экскурсии, лекции. И с точки зрения архитектуры это прекрасное здание.
#14
#15
Надо заметить, что сегодня библиотеки не всегда отдельные учреждения. Многие культурные центры или локальные проекты еще на стадии запуска планируют собственные полноценные библиотеки. Например, культурный центр «Рельсы» в Твери, с директором и сооснователем которого Ильей Андреевым мы будем общаться на следующей встрече. Команда этого центра на начальном этапе спроектировала библиотеку. Там можно бесплатно работать, читать книги по разным видам искусства, социальным наукам, философии, архитектуре и урбанистике. Многие издательства дарят им книги.

#16
#23
Библиотека должна стать полноценным «третьим местом», куда хочется приходить, приводить знакомых, проводить время и быть частью сообщества постоянных посетителей.
Мариам Андреасян
#17
Как Вы считаете, что нужно современной библиотеке, чтобы она успешно реализовывала собственные культурные проекты?
#18
Традиционно считается, что самое важное в библиотеке — это фонд. С другой стороны, не все приходят в библиотеку за книгами — например, я сама много лет пользуюсь порталом Литрес по читательскому билету библиотек Москвы, это очень удобно. Сейчас библиотеки часто используют как коворкинги. Раньше и я ходила в те залы Ленинки, где вообще нельзя разговаривать, и выполняла восьмичасовой объем работы за три часа.

Библиотека должна стать полноценным «третьим местом» (в книге социолога Рэя Ольденбурга «Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места „тусовок“ как фундамент сообщества» этим термином названа часть городского пространства, не связанная с домом или работой. — Прим. интервьюера), куда хочется приходить, приводить знакомых, проводить время и быть частью сообщества постоянных посетителей. Думаю, для этого и нужны мероприятия, в которых посетители могут активно участвовать: мастер-классы, уроки по изучению языка, фестивали, вечера поэзии, кинопоказы с обсуждением.

Важно продолжить открытый конкурс просветительских и культурных проектов — скорее всего, у ваших читателей есть много идей и они ищут возможности их воплотить. Совместная работа над культурно-просветительской программой «Иностранки» может привести к созданию интересных коллабораций.

#29
Из Вашего Telegram-канала «Диалекты. О России с любовью» я узнала, что Вы пишете книгу для ремесленников. Ремесло в обыденном понимании — закрытая и традиционная сфера, где умение передается от мастера к ученику без посредников. Почему Вы приняли решение написать именно книгу?
#32
Интерес с тех пор не угас, но сейчас мне любопытно наблюдать за производствами, которые создают современную, актуальную продукцию, сохраняя при этом традиционную методику. Так я поняла, например, что в технике гжели вовсе не обязательно рисовать одинаковые розы, чтобы гжель сохранилась.
Мариам Андреасян
#30
Я давно слежу за народными промыслами и работой ремесленников — интерес к ним у меня появился еще в студенчестве. Я ездила на экскурсии по Золотому кольцу и другим историческим поселениям. Конечно, в середине 2000-х туризм в городах был развит не так активно, как сейчас — выбор был небольшой и посещать стоило разве что только храмы, краеведческие музеи и производства народных промыслов. Довольно быстро я поняла, насколько это интересно, и обошла все, что было доступно: Жостово, Федоскино, Гжель, производство матрешек, валенок, финифть.
#31
#33
Интерес с тех пор не угас, но сейчас мне любопытно наблюдать за производствами, которые создают современную, актуальную продукцию, сохраняя при этом традиционную методику. Так я поняла, например, что в технике гжели вовсе не обязательно рисовать одинаковые розы, чтобы гжель сохранилась. Для книги я собираю истории и фотографии мастеров и надеюсь, что мы сделаем серию выставок и лекторий с ремесленниками. 

Недавно я побывала на производстве «Крестецкая строчка» в Новгородской области. Это отличный пример, как можно омолодить промысел, дать ему новую жизнь и рассказать о нем не только внутри страны, но и далеко за пределами. Сейчас готовы две главы книги и скоро будет третья.

#34
Большое спасибо за увлекательный рассказ и цикл! Посоветуйте нашим читателям несколько книг из фонда «Иностранки».
#20
Сергей Никитин-Римский «Страна Имен» — о том, почему все в России как-то называется и о том, как нелогичны бывают топонимы и гидронимы.

Мишель Обама «Becoming. Моя история» — я люблю биографии людей, в особенности женские, поэтому мне понравилось это прекрасное описание жизни Мишель в Белом доме в течение восьми лет.

Марта Бреен и Йенни Юрдал «Свобода. Равенство. Сестринство» — я не очень люблю комиксы, но в этом случае он помогает за короткое время изучить основные вехи истории феминизма и разобраться, кто есть кто.
#35
#21
Интервью подготовила Лиза Разгильдяева. 
561
Центр культурно-просветительских программ
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г