Фото — peoples.ru

Лучшие цитаты Андре Жида. К юбилею писателя

14 декабря 2019
#2
В 2019 году исполнилось 150 лет со дня рождения Андре Жида (1869–1951), французского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе за 1947 год. Предлагаем вашему вниманию его избранные цитаты, а также несколько книг из фонда «Иностранки», которые позволяют больше узнать о жизни и творчестве великого писателя.
#1
1) Больше всего я ненавижу перевранные цитаты. Так можно заставить писателя сказать все, что угодно. 
«Дневник»

2) Психологический анализ утратил для меня всякий интерес с того дня, как я подметил, что человек испытывает то, что он воображает, будто испытывает. Отсюда недалеко от мысли, что он воображает, будто испытывает то, что испытывает… Я хорошо вижу это на примере своей любви: какое Бог увидел бы различие между любовью к Лауре и тем, что я воображаю, будто ее люблю, — между моим воображением, будто я люблю ее меньше, и меньшей любовью к ней? В области чувств реальное не отличается от воображаемого. И если для того чтобы любить, достаточно вообразить, будто любишь, то, когда любишь, достаточно сказать себе, что ты воображаешь, будто любишь, и тотчас любовь твоя станет чуть меньшей, и ты даже немного отделишься от того, кого любишь, — или же от любви твоей отпадет несколько кристаллов. Но чтобы сказать себе это, разве не нужно уже любить немного меньше? 
«Фальшивомонетчики» 

3) Я не могу от всех требовать своих добродетелей. Хорошо уже, если я нахожу в них свои пороки. 
«Имморалист»

4) Быть может, существует Бог, но у Природы не существует никаких намерений. Вернее, если есть, то они от Бога. У наслаждения нет цели, а между тем только оно ведет к возможному зачатию. Но, предшествует ли наслаждение этой тенденции или следует за ней, оно эмансипируется… не считается ни с чем, кроме себя самого и становится самодостаточным…
«Коридон»

5) Католичество — недопустимо, протестантство невыносимо, и тем не менее я ощущаю себя истовым христианином. 
«Дневник»

6) Рыбы, умирая, переворачиваются брюхом вверх и всплывают на поверхность: таков их способ падать.
«Дневник»

7) Я не признаю для себя оговорок и разграничений, которые они [газеты] хотели бы установить, и существую лишь как нечто целое. Я желаю только быть естественным, и в каждом моем поступке удовольствие, которое я от него получаю, мне порукою, что я должен был его совершить… Ах, если бы все окружающие нас могли убедиться в этом! Но большая часть из них надеется добиться от себя чего-нибудь хорошего только принуждением; они нравятся самим себе только искалеченными. Каждый старается меньше всего походить на самого себя. Каждый выдумывает себе хозяина, потом подражает ему; он даже не выбирает себе хозяина, которому подражает; он принимает уже указанного хозяина.
«Имморалист» 

8) Семьи, я вас ненавижу! запертые домашние очаги; закрытые двери; ревнивые хранилища счастья.
«Яства земные»

9) Не существует таких человеческих качеств, которые, будучи весьма милыми в молодости, к старости не становились бы неприятными.
«Тесные врата»

10) Утверждать свою невинность ценой отрицания своей жизни значит позволять торжествовать общественному мнению. Как странно! У всех хватает смелости иметь свое мнение, но признать свои нравы решимости нет. Все согласны страдать, но никто не хочет быть опозоренным.
«Коридон»

11) Христианин, который не достигает радости, бросает тень на крестные страдания Христа и тем самым усиливает их. Разве желание возложить на себя крест Христов и слиться с его муками не означает отречения от его дара?
«Дневник»

12) Большая часть человеческих поступков, даже не продиктованных заинтересованностью, меняет свое направление от чужого взгляда, тщеславия, моды… Бывает искренность глубокая, перед самим собой, но она гораздо труднее достижима и куда реже встречается, нежели просто искренность внешних выражений. Многие за всю жизнь не испытывают ни одного подлинно искреннего чувства и не догадываются об этом. Они воображают, что любят, ненавидят, страдают; даже смерть их — акт подражания.
«Дневник»

13) Когда мы прибыли в СССР, там еще не затихли окончательно споры о формализме. Я попытался понять, какой смысл вкладывался в это слово, и выяснил, что в формализме обвинялся всякий художник, проявляющий бОльший интерес к форме, нежели к содержанию. Кстати добавлю, что достойным интереса (точнее, терпимым) считается только определенное содержание. Если этого нет, художественное произведение считается формалистическим и вообще лишенным смысла… Признаюсь, что не могу написать без улыбки эти два слова — «форма» и «содержание». Хотя, скорее, следовало бы плакать, зная, что критика основывается на этом абсурдном разграничении. Возможно, что в этом есть польза с политической точки зрения, но незачем тогда говорить о культуре.
«Возвращение из СССР»

14) Наши поступки связаны с нами, как свечение с фосфором. Они разрушают нас, это правда, но они же создают наше сияние. 
«Яства земные»

15) С тех пор, как у меня пропало хорошее настроение, я постоянно боюсь омрачить радость ближнего. Лучше всего я себя чувствую, когда могу усилить чью-нибудь радость.
«Дневник»

Цитаты даются в переводах А. Франковского, А. Радловой, Е. Гречаной, Ю. Покровской, Я. Богданова, А. Лапченко.
#32

Что почитать об Андре Жиде:

#9
Жан Кокто (1889-1963) был на двадцать лет моложе Андре Жида (1869-1951), но это не помешало им завязать дружбу, которую однако слегка подтачивала, тут же, впрочем, снова скрепляя, разница темпераментов. Андре Жид одновременно тяготился некоторой, на его взгляд, легкомысленностью своего младшего современника и тянулся к ней. Кокто отвечал ему искренней, незамутненной симпатией.
#11
В сборник входят 24 работы, посвященные актуальным вопросам и вечной актуальности творчества Андре Жида и представленные на международном коллоквиуме, который состоялся в марте 2011 года.
#14
Это глубокое исследование роли любопытства в творчестве и жизни Андре Жида является важным модернистским вкладом в изучение любопытства в литературе и культуре в целом. Обращаясь к темам сексуального, научного и писательского любопытства, эта книга, фиксируя, как работает любопытство в биографических текстах (в том числе в путевых заметках), проливает свет на соответствующие процессы в художественных произведениях, и наоборот.
#16
В 1925–1926 гг. начинающий кинорежиссер Марк Аллегре в качестве секретаря сопровождал Андре Жида в его путешествии по Конго и Чаду. Аллегре не только снимал их поездку, но, равно как и Жид, вел путевой дневник, в котором отнюдь не повторял наблюдения «учителя», а делал собственные наблюдения над тем, что представляет собой колониальная жизнь во Французской Экваториальной Африке.
#18
Несмотря на все строки, которые Андре Жид посвятил матери, в том числе в своей автобиографии «Если зерно не умрет», она остается персонажем не до конца изученным, если не вовсе неизвестным. Книга их переписки 1880–1895 гг. наконец-то позволяет познакомиться с ней по-настоящему, а кроме того, содержит уникальные сведения о молодости Жида.
#20
Это исследование посвящено тому, как при первой публикации были восприняты во Франции четыре книги Жида: «Имморалист» (1902 г.), «Коридон» (1924 г.), «Фальшивомонетчики» (1925 г.) и «Если зерно не умрет» (1926 г.) Из-за своего содержания эти книги вызвали острую дискуссию о гомосексуальности как литературном предмете. Реакции читателей, отраженные в публикациях того времени и в переписке Жида, анализируются в хронологическом порядке.
#22
От Верлена до Сартра через Валери, Малларме, Клоделя, Пруста, Мартена дю Гара, Жионо, Мальро… Андре Жид знал всех крупных писателей своего времени — как французских, так и европейских. В своем творчестве он затронул самые важные этические и эстетические вопросы своего времени. В этом словаре представлены темы, произведения — самого Жида и других писателей, его друзья и литературные соперники, так что изучение его идей и творчества превращается в путешествие по литературному XX веку.
#24
Эта работа с редкой эрудицией и ясностью раскрывает такую непростую тему, как отношения Андре Жида и Советского Союза. Более того, без этой книги не обойтись, если ставить перед собой цель разобраться в политических воззрениях Жида или в истории путешествий иностранцев по СССР.
#26
Отношения между Андре Жидом и Марселем Прустом начались с недоразумения, которое могло поссорить их навсегда: отрицательный отзыв Жида на первую версию романа Пруста «В поисках утраченного времени», который тогда еще назывался «Сердечные перебои», послужил причиной для отказа от печатания рукописи со стороны издателя Гастона Галлимара. Но Жид быстро одумался, и его письмо Прусту с извинениями («Вот уже несколько дней я не выпускаю вашу книгу из рук; я насыщаюсь ею с наслаждением; я утопаю в ней. Увы! Зачем надо было, чтобы моя любовь сопровождалась такой болью?.. отказ от этой книги станет… одним из самых горьких сожалений моей жизни». Пер. Л. Ефимова.) стало основанием для их долгой переписки, превратившейся в настоящее произведение искусства.
#28
Переписка Андре Жида с великим немецким поэтом-модернистом Райнером Марией Рильке, автором знаменитых поэтических сборников «Книга образов», «Часослов», «Дуинские элегии», «Сонеты к Орфею».
#30
В этой книге Даниэль Мутот, автор нескольких значительных работ по творчеству Андре Жида, анализирует растительные образы, которые встречаются в произведениях писателя.
#31
Подборку цитат и книг подготовил Дмитрий Румянцев.
2966
Библиотека
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г