7 декабря в Библиотеке иностранной литературы прошла встреча читателей с известными экспертами в области кино и литературы — главным редактором журнала «Искусство кино» и кинокритиком Антоном Долиным и с литературным критиком Галиной Юзефович.
#46
#2
В ходе беседы Галина Юзефович и Антон Долин говорили о британском фэнтези — делились с аудиторией своим отношением к разным режиссерам и экранизациям, рассуждали, важно ли прочесть книгу перед просмотром фильма по ней, и, конечно же, обсуждали наиболее известные произведения не только британского, но и мирового фэнтези. Специально для вас мы собрали основные литературные рекомендации экспертов. Все эти книги вы можете взять почитать в нашей Библиотеке на разных языках.
#7
Антон Долин поделился своим мнением на тему того, что лучше — книга или фильм:
#4
Для меня главное в этой бесконечной бессмысленной дискуссии «что лучше — книга или фильм», чтобы не вели ее всерьез, чтобы не заменяли одно другим. Их невозможно заменить друг другом, а вот сопоставлять образы в своей голове с образами в чужой — это жутко увлекательное занятие. Это очень интересно — бессмысленно, но интересно
Антон Долин
#6
Рассуждения Галины Юзефович о том, важно ли прочесть книгу перед просмотром фильма по ней:
#8
Я, конечно, считаю, что в целом посмотреть экранизацию после прочтения — разумная идея, просто потому что хорошо, когда у тебя в голове есть своя картинка, которую ты можешь наложить на картинку, сконструированную режиссером. Для меня это как раз самое интересное — посмотреть, как книгу прочитал кто-то другой
Галина Юзефович
#9
Стартовать с кино — плохая идея. Потому что если первый Гарри Поттер, которого ты встретил в своей жизни, это Дэниэл Рэдклифф, то потом он навсегда Дэниэл Рэдклифф
Галина Юзефович
#10
«Властелин колец», Дж. Р. Р. Толкин
#11
Ровно двадцать лет назад в прокат вышла первая часть кинотрилогии — «Властелин Колец: Братство Кольца». Оглушительный успех экранизации поспособствовал росту популярности и без того всемирно известного романа. Трилогия прочно вошла в классику мировой литературы и является одним из самых популярных произведений XX века.
#47
Дж. Р. Р. Толкину удалось создать поистине впечатляющим мир Средиземья — с необъятными просторами и прекрасными видами, с борьбой добра и зла, с множеством народов и целыми системами языка с алфавитом и грамматикой. Антон Долин и Галина Юзефович уже много лет являются преданными ценителями творчества Дж. Р. Р. Толкина. Они высоко оценили кинотрилогию Питера Джексона, отметив музыкальное сопровождение, подбор актеров и режиссёрскую работу. Но главное — Питеру Джексону удалось передать в своих фильмах атмосферу Средиземья.
#12
Я столько лет прожила в этой книге, что я себя внутренне считаю почетным гражданином
Галина Юзефович
#13
Средиземье в этом фильме настоящее. Вы можете этого не знать, вы можете думать, что это всё нарисованное, но это настоящая другая страна, куда этот фильм нас переносит
Антон Долин
#15
«Хоббит, или Туда и обратно», Дж. Р. Р. Толкин
#14
Это первая публикация Толкина, действие которой происходит в мире Средиземья. В отличие от последующего романа «Властелин колец», ориентированного на взрослую аудиторию, «Хоббит, или Туда и обратно» был предназначен для детского и подросткового чтения. Эксперты с большой душевной теплотой упомянули книгу, отметив при этом, что фильм «Хоббит» не имеет к ней никакого отношения, и его трудно называть экранизацией.
#18
«Хроники Нарнии», К. С. Льюис
#17
«Хроники Нарнии» часто называют младшим братом «Властелина колец», и это неудивительно — К. С. Льюис и Дж. Р. Р. Толкин были близкими друзьями. Цикл из семи повестей рассказывает о приключениях детей в волшебной стране Нарнии, где животные могут разговаривать с людьми, магия никого не удивляет, а добро борется со злом. Хотя это серия книг для детского чтения, в ней много христианских идей и образов, которые могут быть интересны и взрослым.
#19
Для меня самый мощный художественный образ из всей этой плеяды книг — это, конечно, шкаф. Старый шкаф, в который ты залезаешь и, протискиваясь, выходишь в иной мир. Я всегда себе это представлял, мне казалось, что это правдивая история, что правда где-то существует этот портал. И что шкаф — идеальный портал, и никакая другая дверь не работает в качестве такого портала
Антон Долин
#22
У Льюиса, который вообще-то писатель-проповедник, если какая мифология и есть, то это мифология библейско-евангельская. Все образы, которые там присутствуют, это либо библейско-евангельское, либо что-то очень усредненненно-европейское
Галина Юзефович
#23
«Гарри Поттер», Джоан Роулинг
#21
История о «мальчике, который выжил» покорила мир, а после экранизации семи книг популярность франшизы достигла феноменального уровня. Это история о жизни и приключениях волшебника Гарри Поттера и его друзей в школе чародейства и волшебства Хогвартс. Основной сюжет посвящен противостоянию Гарри и тёмного волшебника лорда Волан-де-Морта, который стремится обрести власть и бессмертие.
#48
Серия книг о Гарри Поттере позиционируется как детская литература, однако в сюжете большая роль отведена темам смерти, борьбы добра и зла, несправедливости и коррупции. Во время встречи с читателями Антон Долин и Галина Юзефович обсудили стиль разных экранизацией книг о Гарри Поттере.
#24
«Игра престолов», Джордж Мартин
#20
Это первый роман из семи книг цикла «Песнь льда и огня» американского писателя Джорджа Р. Р. Мартина. Действие книг разворачивается в вымышленном мире, напоминающем средневековую Европу с присущими ей идеалами рыцарства, зваными приемами, турнирами и в тоже время жестокостью, предательством, кровопролитными битвами и войнами. Основная сюжетная линия посвящена борьбе семи благородных домов за Железный трон и власть в Вестеросе.
#26
Игра престолов, конечно, совсем не британское фэнтези, но, тем не менее, британского там очень много. Это то, на чем основывался Джордж Мартин, а также огромное количество актеров и даже режиссеров, места, где все снималось. Это история о том, как кино победило литературу. Джордж Мартин остановился, в какой-то момент у него случился многолетний writer's block, и теперь ему придется догонять фильм. И этого выбора «сначала смотреть или читать» не стало, осталось только кино — оно съело первоисточник. Книга и сериал существуют в двух разных параллельных мирах
Антон Долин
#27
#25
Эта широко известная средневековая германская эпическая поэма, написанная в конце XII — начале XIII века. Она занимает почетное место среди таких известных произведений, как поэмы Гомера, «Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве».
#28
«Удивительный волшебник из страны Оз», Фрэнк Баум
#30
Знаменитая сказочная повесть «Удивительный волшебник из Страны Оз» американского писателя и классика детской литературы Лаймена Фрэнка Баума больше известна нам как «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова. Книга посвящена приключениям девочки Дороти из Канзаса в волшебной стране, где она встречает преданных друзей и сталкивается с опасностями.
#31
Что такое вообще фэнтези? Первое фэнтези в моей жизни — серия книг А. Волкова про изумрудный город. Для меня примета фэнтези — форзац книжки, на котором есть карта вымышленного мира. И с тех пор, даже при чтении тех фэнтези-книг, где нет на форзаце этой карты, на моем воображаемом форзаце карта есть всегда. Потому что фэнтези — это обязательно путешествие в другой параллельный мир
Антон Долин
#32
«Лига выдающихся джентельменов», Алан Мур
#33
Серия комиксов, написанная Аланом Муром и проиллюстрированная Кевином О’Нилом, объединяет несколько художественных произведений и литературных героев в одном времени и мире. Алан Мур — один из тех авторов, которые помогли изменить отношение к комиксам в США и Великобритании. Его творчество часто называют «образцом высокого искусства».
#49
Многие из экранизаций его произведений чрезвычайно популярны — например, фильм «V — значит Вендетта».
#35
У меня есть одно любимейшее английское фэнтези. Это цикл Алана Мура и Кевина О’Нила «Лига выдающихся джентельменов». Это кроссовер в совершенно постмодернистском духе, где соединяются разные викторианские популярные герои в команду а-ля «Викторианская лига справедливости» или «Мстители». Там присутствует Аллан Квотермейн из «Копи царя Соломона», Мина Харкер, выжившая после победы над Дракулой, Гриффин из «Человека-невидимки», Дориан Грей, а Капитан Немо возит их всех на своем Наутилусе. <…> Этот текст — пример того, как очень талантливый человек берет все, что Англия напридумывала за свою литературную историю, кидает это все в один котёл, перемешивает большой поварешкой — и получается очень хорошо.
Антон Долин
#36
«Американские боги», Нил Гейман
#37
В романе знаменитого английского писателя Нила Геймана «Американские боги» смешиваются мифологии разных времён и народов с элементами современной американской культуры. Например, заметную роль в книге играют скандинавские боги. Кроме того, в событиях книги участвуют и персонажи из мифов реального мира. В центре сюжета — эпическая история противостояния богов старого и нового миров.
#50
История начинается, когда главный герой Тень, освободившись из тюрьмы, становится телохранителем таинственного мистера Среды. Вдвоём им предстоит совершить почти невозможное — собрать всех древних богов на финальную битву с божествами современности.
#34
Мне кажется, «Американские боги» — это уже такая третья надстройка над фэнтези. То есть если фэнтези надстраивается над мифологией, то Нил Гейман надстраивается еще следующем этажом. В мире «Американских богов» понятно, что, когда там возникают скандинавские боги, то они имеют больше отношения к фэнтези, чем к реальной скандинавской мифологии. Я считаю, «Американские боги» — один из главных фэнтези-романов XXI века
Галина Юзефович
#38
«Англия, Англия», Джулиан Барнс
#39
Джулиан Барнс — один из самых ярких и оригинальных английских писателей современности, лауреат Букеровской премии 2011 года. Он легко и виртуозно играет в своих произведениях стилями и направлениями. Тонкая стилизация и едкая ирония, утонченный лиризм и доходящий до цинизма сарказм естественно сочетаются в его книгах. В романе «Англия, Англия» Джулиан Барнс пытается найти ответ на вопрос, что же собой представляет настоящая Англия.
#40
Это великая, на мой взгляд, книга, в которой большая корпорация решает развивать английский туризм и <…> для этого они начинают собирать важнейшие британские артефакты в одном месте. Они строят такую микро-Англию, куда свозят все важное для туриста, чтобы ему не нужно было мотаться по всей большой Англии. Оказывается, что этих значимых британских артефактов, за которыми едет турист, довольно небольшое количество, и они очень смешные
Галина Юзефович
#41
«Старикам тут не место», Кормак Маккарти
#42
Знаменитый роман Кормака Маккарти, лауреата Пулитцеровской премии, производит колоссальное впечатление, несмотря на то, что изначально был написан как сценарий. Авторская стилистика, почти лишённая знаков препинания, затягивает и завораживает своей простотой. Это драматическая книга о цене жизни и смерти, ошибках и ответственности, а также о смысле любви. Кинокритик Антон Долин высоко оценил экранизацию этого романа братьями Коэн.
#44
«Город и город», Чайна Мьевиль
#43
Это нуарный детектив с элементами гротеска и фантастики известного британского писателя Чайна Мьевиль. Действие книги происходит в специфической реальности — два города, Бещель и Уль-Кома, существуют одновременно на одном и том же месте, однако власти строго следят за неприкосновенностью границы, контактировать жителям запрещено. Сюжет разворачивается вокруг убийства, произошедшего в одном из городов.
#45
Автор подборки: Алевтина Артемова
2299
Центр культур англоязычных стран