12 февраля стартовал авторский цикл историка театра, аспиранта ГИТИСа Надежды Мининковой «Театр как форма эскапизма. Театральные воззрения Сергея Дурылина в семи историях»
#1
#2
В течение всего цикла поговорим о театральных воззрениях историка театра, театрального критика и религиозного писателя Сергея Дурылина. Как воспитание может влиять на формирования типа театрального мышления и творчества? Можно ли оставаться певцом актерского искусства в век режиссуры? В чем состоит «оправдание театра» и какие задачи должен ставить перед собой актер, выходя на сцену? На эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответы на курсе лекций «Театр как форма эскапизма. Театральные воззрения Сергея Дурылина в семи историях».
#3
Расписание встреч
#4
Дата | Пространство | Краткое описание встречи | Регистрация |
12 февраля в 19:00 | Центр межрелигиозного диалога | Встреча 1 Совершим путешествие в купеческую Москву 1880-х гг. и узнаем, как повлияли на формирование детского мировоззрения первые посещения храмовых богослужений и семейные паломнические поездки, ранние книжные и театральные впечатления. | Видеозапись |
26 февраля в 19:00 | Центр межрелигиозного диалога | Встреча 2 Вторая встреча посвящена гимназическому периоду будущего историка театра Сергея Дурылина. Узнаем, как гимназическая среда влияла на стремительное испарение детской веры. Поговорим о дачном театре и приспособлениях для постановок на открытом воздухе. | Видеозапись |
12 марта в 19:00 | Центр межрелигиозного диалога | Встреча 3 Поговорим о экзистенциальном кризисе Дурылина. Как происходило мировоззренческое формирование личности в Серебряном веке? Какую роль сыграл в этом театр? | Регистрация |
26 марта в 19:00 | Центр межрелигиозного диалога | Встреча 4 Вместе с Сергеем Дурылиным окажемся в 1917 году. Узнаем, из-за чего он отверг участь эмигранта и оставил приходское служение. Поговорим о том, как проходил выбор между культом и культурой? И почему театральная культура в восприятии Дурылина — христианская par excellence? | Регистрация откроется позднее |
9 апреля в 19:00 | Центр межрелигиозного диалога | Встреча 5 Узнаем, что делать вернувшемуся из очередной ссылки репрессированному интеллигенту в сталинской Москве 1930-х гг. Как происходила ментальная адаптация в новой реальности? Что помогло не утратить параметры и нормы человечности? | Регистрация откроется позднее |
23 апреля в 19:00 | Центр славянских культур | Встреча 6 Поговорим о понимании искусства как движения от «реального» к «реальнейшему». Узнаем, что дает классика артисту, что такое «реализм в высшем смысле» и как заставить зрителя испытать «внутреннее событие» в процессе сценического действия. | Регистрация откроется позднее |
14 мая в 19:00 | Центр межрелигиозного диалога | Встреча 7 Поговорим об актерском искусстве с точки зрения Сергея Дурылина. | Регистрация откроется позднее |
#5
Также предлагаем познакомиться с творческим наследием Дурылина в фондах Библиотеки иностранной литературы:
#6
Дурылин С. Н. В своем углу: Из старых тетрадей.
В первом издании автобиографической прозы Сергея Дурылина воедино собраны воспоминания, дневниковые заметки и записи разных лет. На страницах книги оживает неретушированная история духовных странствий человека Серебряного века, его искусов и преодолений, обретений и потерь, очарований и разочарований. Она написана искренне и свободно — это годами длящаяся беседа с собой. Автор вспоминает о своих духовных учителях и современниках: Льве Толстом, Владимире Соловьеве, Константине Леонтьеве, Павле Флоренском, Василии Розанове, Михаиле Нестерове. Дурылина-мемуариста отличает самобытность, тонкость психологических характеристик, образность, искренность впечатлений, наблюдений и вместе с тем проницательность, философичность прозрений о судьбах культуры и человека в послереволюционной России.
#7
«Я никому так не пишу, как Вам…»
В книге впервые опубликована переписка Сергея Николаевича Дурылина и Елены Васильевны Гениевой с 1925 по 1933 год, раскрывающая повседневность русской интеллигенции первой половины XX века. Большую часть писем Дурылин получал находясь в ссылке (с 1928–1939 гг. — в Томске, с 1930–1933 гг. — в Челябинске). Его корреспондентка Елена Гениева распахивала для него окно в мир: делилась театральными и книжными впечатлениями, рассказывала о культурных событиях Москвы, вспоминала о встречах с общими знакомыми. В приложении к изданию напечатаны стихи и проза С. Н. Дурылина и отрывки из дневника Е. В. Гениевой. Эти тексты — равноправные участники особого действа переписки-диалога, осененного «облаком любви».
#8
Дурылин С. Н. Рассказы, повести и хроники
В прозаический том сочинений Сергея Николаевича Дурылина вошла «потаенная» дурылинская проза. Это цикл «Рассказы Сергея Раевского» (1914-1921), рассказы «Сладость ангелов» (1922), «Сирень» (1925), повести «Хивинка (рассказ казачки)» (1923), «Сударь-кот» (1924). Эти тексты, за исключением рассказа «Жалостник» из «Рассказов Сергея Раевского», не были и не могли быть опубликованы при жизни автора. Однако все они были хорошо известны узкому кругу «уцелевших», таких как философ Петр Перцов, художник Михаил Нестеров, композитор Пантелеймон Васильев и другие, и вызвали неизменное и устойчивое восхищение.
#9
Дурылин С. Н. Три беса
В сборнике «Три беса» впервые собраны и опубликованы повести и рассказы Сергея Дурылина, написанные с 1905 по 1925 гг. Неповторимая проза ярким образным языком повествует о человеке перед лицом Бога, о России, сохранившей христианскую веру и культурные традиции XIX века. Коллективный роман «Соколий пуп» пародийно и карикатурно рисует портреты современников Дурылина эпохи Серебряного века русской культуры: философов Николая Бердяева и Ивана Ильина, Владимира Эрна и Михаила Гершензона, поэтов Эллиса и Вячеслава Иванова. Существенно дополняют сборник републикованные художественные очерки Дурылина о путешествиях на Север, в Олонецкий край и к Полярному кругу.
В сборнике «Три беса» впервые собраны и опубликованы повести и рассказы Сергея Дурылина, написанные с 1905 по 1925 гг. Неповторимая проза ярким образным языком повествует о человеке перед лицом Бога, о России, сохранившей христианскую веру и культурные традиции XIX века. Коллективный роман «Соколий пуп» пародийно и карикатурно рисует портреты современников Дурылина эпохи Серебряного века русской культуры: философов Николая Бердяева и Ивана Ильина, Владимира Эрна и Михаила Гершензона, поэтов Эллиса и Вячеслава Иванова. Существенно дополняют сборник републикованные художественные очерки Дурылина о путешествиях на Север, в Олонецкий край и к Полярному кругу.
#10
Дурылин С. Н. Мария Николаевна Ермолова. 1853-1928. Очерк жизни и творчества: К столетию со дня рождения
В последней фундаментальной прижизненной монографии Сергея Дурылина подробно раскрывается одна из важных областей его творчества — увлечение театром.
В последней фундаментальной прижизненной монографии Сергея Дурылина подробно раскрывается одна из важных областей его творчества — увлечение театром.
В ранней юности его первым и главным впечатлением от театра стал спектакль «Орлеанская дева» с Марией Ермоловой в центральной роли. Образ Светлой Девы, полной религиозного одушевления, духовного огня во многом способствовал разрешению мировоззренческого кризиса Дурылина, укреплению его веры. Спустя сорок с лишним лет он оформил юношеское впечатление в стройное научное исследование. Книга скрупулезно подробна и точна в фактологическом отношении, строга — в концептуальном. Она дает наиболее полное представление о жизни и творчестве великой актрисы Малого театра Марии Николаевны Ермоловой.
587
Центр культурно-просветительских программ