Лекторий молодых ученых: театральные воззрения Сергея Дурылина!

20 февраля 2025
#1
12 февраля стартовал авторский цикл историка театра, аспиранта ГИТИСа Надежды Мининковой «Театр как форма эскапизма. Театральные воззрения Сергея Дурылина в семи историях»

#2
В течение всего цикла поговорим о театральных воззрениях историка театра, театрального критика и религиозного писателя Сергея Дурылина. Как воспитание может влиять на формирования типа театрального мышления и творчества? Можно ли оставаться певцом актерского искусства в век режиссуры? В чем состоит «оправдание театра» и какие задачи должен ставить перед собой актер, выходя на сцену? На эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответы на курсе лекций «Театр как форма эскапизма. Театральные воззрения Сергея Дурылина в семи историях». 
#3

Расписание встреч

#4
ДатаПространствоКраткое описание встречиРегистрация
12 февраля в 19:00Центр межрелигиозного диалогаВстреча 1

Совершим путешествие в купеческую Москву 1880-х гг. и узнаем, как повлияли на формирование детского мировоззрения первые посещения храмовых богослужений и семейные паломнические поездки, ранние книжные и театральные впечатления.  
Видеозапись 
26 февраля в 19:00Центр межрелигиозного диалога Встреча 2

Вторая встреча посвящена гимназическому периоду будущего историка театра Сергея Дурылина. Узнаем, как гимназическая среда влияла на стремительное испарение детской веры. Поговорим о дачном театре и приспособлениях для постановок на открытом воздухе. 
Видеозапись 
12 марта в 19:00Центр межрелигиозного диалога Встреча 3

Поговорим о экзистенциальном кризисе Дурылина. 
Как происходило мировоззренческое формирование личности в Серебряном веке? Какую роль сыграл в этом театр? 
Регистрация
26 марта в 19:00Центр межрелигиозного диалога Встреча 4

Вместе с Сергеем Дурылиным окажемся в 1917 году. Узнаем, из-за чего он отверг участь эмигранта и оставил приходское служение. Поговорим о том, как проходил выбор между культом и культурой? И почему театральная культура в восприятии Дурылина — христианская par excellence?
Регистрация откроется позднее 
9 апреля в 19:00Центр межрелигиозного диалога Встреча 5 

Узнаем, что делать вернувшемуся из очередной ссылки репрессированному интеллигенту в сталинской Москве 1930-х гг. Как происходила ментальная адаптация в новой реальности? Что помогло не утратить параметры и нормы человечности? 
Регистрация откроется позднее 
23 апреля в 19:00Центр славянских культурВстреча 6
Поговорим о понимании искусства как движения от «реального» к «реальнейшему». Узнаем, что дает классика артисту, что такое «реализм в высшем смысле» и как заставить зрителя испытать «внутреннее событие» в процессе сценического действия.
Регистрация откроется позднее 
14 мая в 19:00Центр межрелигиозного диалога Встреча 7

Поговорим об актерском искусстве с точки зрения Сергея Дурылина.
Регистрация откроется позднее 
#5
Также предлагаем познакомиться с творческим наследием Дурылина в фондах Библиотеки иностранной литературы:
#6
Дурылин С. Н. В своем углу: Из старых тетрадей.

В первом издании автобиографической прозы Сергея Дурылина воедино собраны воспоминания, дневниковые заметки и записи разных лет. На страницах книги оживает неретушированная история духовных странствий человека Серебряного века, его искусов и преодолений, обретений и потерь, очарований и разочарований. Она написана искренне и свободно — это годами длящаяся беседа с собой. Автор вспоминает о своих духовных учителях и современниках: Льве Толстом, Владимире Соловьеве, Константине Леонтьеве, Павле Флоренском, Василии Розанове, Михаиле Нестерове. Дурылина-мемуариста отличает самобытность, тонкость психологических характеристик, образность, искренность впечатлений, наблюдений и вместе с тем проницательность, философичность прозрений о судьбах культуры и человека в послереволюционной России.
#7
«Я никому так не пишу, как Вам…»

В книге впервые опубликована переписка Сергея Николаевича Дурылина и Елены Васильевны Гениевой с 1925 по 1933 год, раскрывающая повседневность русской интеллигенции первой половины XX века. Большую часть писем Дурылин получал находясь в ссылке (с 1928–1939 гг. — в Томске, с 1930–1933 гг. — в Челябинске). Его корреспондентка Елена Гениева распахивала для него окно в мир: делилась театральными и книжными впечатлениями, рассказывала о культурных событиях Москвы, вспоминала о встречах с общими знакомыми. В приложении к изданию напечатаны стихи и проза С. Н. Дурылина и отрывки из дневника Е. В. Гениевой. Эти тексты — равноправные участники особого действа переписки-диалога, осененного «облаком любви».
#8
Дурылин С. Н. Рассказы, повести и хроники

В прозаический том сочинений Сергея Николаевича Дурылина вошла «потаенная» дурылинская проза. Это цикл «Рассказы Сергея Раевского» (1914-1921), рассказы «Сладость ангелов» (1922), «Сирень» (1925), повести «Хивинка (рассказ казачки)» (1923), «Сударь-кот» (1924). Эти тексты, за исключением рассказа «Жалостник» из «Рассказов Сергея Раевского», не были и не могли быть опубликованы при жизни автора. Однако все они были хорошо известны узкому кругу «уцелевших», таких как философ Петр Перцов, художник Михаил Нестеров, композитор Пантелеймон Васильев и другие, и вызвали неизменное и устойчивое восхищение.
#9
Дурылин С. Н. Три беса
 
В сборнике «Три беса» впервые собраны и опубликованы повести и рассказы Сергея Дурылина, написанные с 1905 по 1925 гг. Неповторимая проза ярким образным языком повествует о человеке перед лицом Бога, о России, сохранившей христианскую веру и культурные традиции XIX века. Коллективный роман «Соколий пуп» пародийно и карикатурно рисует портреты современников Дурылина эпохи Серебряного века русской культуры: философов Николая Бердяева и Ивана Ильина, Владимира Эрна и Михаила Гершензона, поэтов Эллиса и Вячеслава Иванова. Существенно дополняют сборник републикованные художественные очерки Дурылина о путешествиях на Север, в Олонецкий край и к Полярному кругу.
#10
Дурылин С. Н. Мария Николаевна Ермолова. 1853-1928. Очерк жизни и творчества: К столетию со дня рождения
 
В последней фундаментальной прижизненной монографии Сергея Дурылина подробно раскрывается одна из важных областей его творчества — увлечение театром.

В ранней юности его первым и главным впечатлением от театра стал спектакль «Орлеанская дева» с Марией Ермоловой в центральной роли. Образ Светлой Девы, полной религиозного одушевления, духовного огня во многом способствовал разрешению мировоззренческого кризиса Дурылина, укреплению его веры. Спустя сорок с лишним лет он оформил юношеское впечатление в стройное научное исследование. Книга скрупулезно подробна и точна в фактологическом отношении, строга — в концептуальном. Она дает наиболее полное представление о жизни и творчестве великой актрисы Малого театра Марии Николаевны Ермоловой.
587
Центр культурно-просветительских программ
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г