Кинематограф Югославии

2 августа 2024
#1
С 1 по 31 августа в Центре славянских культур пройдет книжная выставка «Славянский кинематограф». Предлагаем вашему вниманию небольшой рассказ о том, как зарождалось и развивалось киноискусство в Югославии, чью историю можно поделить на три периода. Ведь югославские и постюгославские фильмы пользуются большим успехом на фестивалях и на на Балканах. Однако практически неизвестны рядовому российскому зрителю.
#3

Становление

#5
Источник: historyfilmhistory.com
Как правило, зарождение национального кинематографа начинается с документального кино. В Югославии ситуация сложилась противоположным образом. Первым сняли именно художественный фильм. Произошло это в 1910 году. В основу кинокартины «Черный Георгий» были положены события легендарного восстания в Сербии против турецкого владычества.
Первая хроникальная лента была снята в 1913 году. Она запечатлела повседневную жизнь Загреба того времени. Интерес к кинематографу рос. Открывались и разорялись многочисленные небольшие киностудии. А в 1922 году в хорватском городе Сплите была основана первая киношкола.
(по материалам книги И. Анохина «Киноискусство Югославии»).
#6

1950-е и «партизанское кино»

#30
После прихода к власти Иосипа Броз Тито практически все фильмы в Югославии стали финансироваться за счет государства. Особое место в кинопроизводстве заняло так называемое «партизанское кино». Хорватский историк кино Иво Шкрабало назвал его «одним из самых аутентичных жанров, появившихся в югославском кинематографе». Такие фильмы снискали любовь зрителей и благосклонность критиков. Фильм «Битва на Неретве» был даже отмечен жюри Каннского фестиваля. В 1980-е «партизанское кино» постепенно исчезает с киноэкранов.
Последним «приветом» стал «Андеграунд» (1995 г.) Эмира Кустурицы, в котором штампы жанра язвительно высмеиваются, чтобы в конце зритель вдруг испытал скорбь и тоску от того, что нет уже такой страны Югославии [1].
Главный актер того времени — Велимир Живоинович. Заметим, что он прекрасно вписался в другие этапы развития югославского кино.
#23
#24
Однако стоит отметить, что в 1950-е появились не только военные фильмы. Экранизировалась классика, снимали комедии, приключенческие фильмы и сказки.
#10
Афиша фильма «Скупщики перьев» (1967 г., реж. Александр Петрович)
Источник: kinopoisk.ru
1960-е знамениты своими бунтарскими настроениями. Рост студенческого движения во всем мире, раскрепощение нравов, рок-н-ролл. Все это не могло не отразиться на кинематографе. Во Франции набирала популярность «новая волна», в США — «новый Голливуд», а в Югославии появилась «черная волна». Историк кинематографа Константин Парвулеску так охарактеризовал время расцвета этого направления: цензура в Югославии 1960-х годов просто расслабилась и утратила контроль в области искусства. Один из наиболее влиятельных представителей черной волны Душан Макеев заявлял, что чиновники «либо не понимали или не беспокоились о том, чем мы занимаемся… А люди, которые понимали, что мы делаем, — любили нас».
#12
«Когда буду мертвым и белым»
Этот фильм послужил источником вдохновения для режиссера Джона Шлезингера.
Источник: fcs.rs
Критик З. Врдловец утверждал, что фильмы фильмы «черной волны» грубы и слишком натуралистичны. Они открыто демонстрируют смерть и жестокость. Со словами критика нельзя не согласиться. Фильмы наполнены черным юмором и излишне натуралистичными сценами. Но все-таки югославская черная волна в своей основе глубоко гуманистична.
Центральная фигура этого периода — Александр Петрович. Его первый фильм «Три» был на военную тематику и резко контрастировал с партизанским кино. А лента «Скупщики перьев» получила главный приз на Каннском фестивале. Исследователь Данко Стойич утверждает, что по фильмам Петровича можно написать и кандидатскую, и докторскую диссертации.
Другие ключевые фигуры «черной волны»: режиссеры Живоин Павлович, Желимир Жилник, актеры Драган Николич и Милена Дравич.
#25
#14
Афиша фильма «Пес, который любил поезда»  (источник: kinopoisk.ru)
Факультет кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге — один из трёх факультетов Академии исполнительных искусств в Праге и пятая старейшая киношкола в мире. Его выпускниками были Милош Форман, Агнешка Холланд, Вера Хитилова и многие другие. На рубеже 1950 — 1960-х годов FAMU стал естественным центром чешской «новой волны». Учились в Праге и великие югославские режиссеры. Мы остановимся на творчестве двоих из них. Горан Паскалевич (1947 — 2020) и Эмир Кустурица.
#16
Афиша фильма «Время цыган» (kinopoisk.ru)
По настроению их фильмы похожи. Пронизанные грустью и юмором, они отражают жизнь простых людей. В дальнейшем и Маркович, и Кустурица размышляли о причинах гражданской войны на просторах Югославии. Однако фильмы Кустурицы сюрреалистичнее.
Стоит отметить, что оба режиссера часто сотрудничали с выдающимся югославским сценаристом Горданом Михичем (Черная кошка, белый кот, Аргентинское танго, Время цыган, Пёс, который любил поезда, Обманчивое лето 68-го). Также они неоднократно удостаивались наград престижных кинофестивалей. Эмир Кустурица — первый югославский режиссер, завоевавший приз на кинофестивале в Венеции.
#26
#18
Афиша фильма «Черный бомбардировщик» (источник: imdb.com)
Югославия начала распадаться в 1991 году. Этот процесс был затяжной и сопровождался многочисленными военными конфликтами. Многие деятели культуры и искусства уехали за границу. В то же время кинопроизводство не прерывалось. Фильмы продолжали выходить ежегодно. Большинство работ было посвящено войне или жизни после нее. Однако ситуация в последнее время изменилась. «Для сегодняшних молодых авторов агрессия и деструкция больше не являются главной тенденцией. Появляется искусство гуманное, светлое, ироничное». Кинематографисты стран бывшей Югославии вновь сотрудничают друг с другом, создают проекты с европейскими коллегами, участвуют в престижных киносмотрах.
#20
Афиша фильма «Чефуры вон!» (источник ru.kinorium.com)
Фильмы нового периода можно поделить на три категории:
— фильмы о военных конфликтах 90-х и их последствиях (Раны, Сон в зимнюю ночь, По млечному пути, Бикфордов шнур, Почему ты меня бросила? , Перед дождем, Грбавица).
Стоит отметить историю создания фильма «Красивые деревни, красиво горят» режиссера. Фильм снимался недалеко от театра военных действий.
А картина «Ничья земля» получила Оскар за лучший иностранный фильм;
— социальные драмы и трагикомедии (Панки живы, Стрижка, Враг класса, Чефуры вон! , Аисты вернутся, Завтра утром);
— романтико-ностальгические фильмы о прошлом (Монтевидео, божественное видение, Мы будем чемпионами мира, Шляпа профессора Вучича, Чарльстон для Огненки, Третий тайм,).
#28
#22
Познакомиться ближе с кинематографом стран бывшей Югославии можно на фестивалях: Московский международный кинофестиваль, Фестиваль кино и музыки «Кустендорф», Международный фестиваль в Сараево и др. Фильмы сербского производства периодически появляются в российском прокате.Также в группе Центра славянских культур регулярно выходит рубрика «Киносреда».
292
Центр славянских культур
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г