«Единство, в котором рождается разнообразие» — как устроен мир балета

29 апреля 2022
#1
С 3 по 11 июня в Москве на сцене Большого театра России пройдёт XIV Международный конкурс артистов балета. Это ежегодное большое событие, которое даёт возможность юниорам и опытным артистам показать свой талант и способности. В этом году конкурс посвящён 95-летию со дня рождения известного балетмейстера, народного артиста СССР и председателя жюри конкурса Юрия Григоровича.

Балет — это не только хрупкое и утончённое искусство, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, это труд огромного количества людей — артистов, хореографов, костюмеров и художников. Вместе с исследователем современной хореографии, историком танца, автором телеграм канала @westsidestory и проекта nofixedpoints.com, Витой Хлоповой разбираемся в тонкостях мировых балетных школ, их сходствах и различиях, а также узнаём про национальный танец в современном балете и читаем книги, которые можно найти в фондах «Иностранки».
#27
Считается, что балет зародился в Италии, но достиг своего совершенства во Франции: и не просто так, а благодаря любви к танцеванию короля Франции Людовика XIV. Балетная школа, указ об открытии которой он подписал, является старейшей в мире и насчитывает почти четыре века развития.

Ещё одна сильнейшая балетная школа — русская — почти на 100 лет моложе, но если присмотреться поближе, то можно увидеть, что состоит она из набора европейских техник. Ведь именно французы и итальянцы стояли у истоков великого русского балета.

Зато в XX веке русский балет отдаёт долг не только французскому балету, вдохнув в него новую жизнь благодаря антрепризе Сергея Дягилева, но ещё и стоит у истоков создания балетного искусства многих других стран. Без «Русского балета Дягилева» и Америка бы пошла совсем другим путём, и Англия, такие отдалённые страны, как Новая Зеландия и Австралия.

Французы до сих пор строго охраняют свой балетный храм: практически нереально поступить на службу в Opéra de Paris, не окончив их школу. Американцы охраняют наследие и сложнейшую технику Джорджа Баланчина, которые в 30-е года приехал строить американский балет. Для датчан священным именем является имя Августа Бурнонвиля, чья техника и 200 лет спустя является катастрофически сложной в исполнении. Москва негласно соревнуется с Петербургом, но все же эталоном русской школы является методика Агриппины Вагановой, чьё имя сейчас носит академия русского балета в Санкт-Петербурге.
Вита Хлопова
#10
Погружаться в тему балета советуем именно с этой книги. Understanding ballet — своеобразная мини-энциклопедия, которая рассказывает историю балетного искусства, периоды его развития, а также даёт основные термины, которыми пользуются профессионалы. Джон Грегори основал Harlequin Ballet — гастролирующую труппу, которая впервые поставила балет на Британских островах. Джон не просто передаёт свой накопленный опыт и делится закулисной балетной жизнь, он учит читателя чувствовать это искусство, понимать его шаги.

В книге представлены фотографии Майка Дэвиса, известного фотографа, который выпустил более 20 книг о балете и сотни репортажей со спектаклей. В Understanding ballet он показывает несколько разных балетных школ и делает фокус на разноплановых фотографиях. Он снимает не только мировых звёзд, для Майка главное — артист и его талант, а не класс.

#9
#12
Официально первая балетная школа открылась в Америке в XX веке. Особое влияние на американский балет оказал русско-грузинский хореограф Джордж Баланчин. Он положил начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству. Проработав хореографом в труппе Дягилева, Баланчин решил создать своё — и это была безумная идея, потому что европейская и русская школы имели вековую историю, тогда как в Америке ничего подобного не было.

Но автор книги считает, что всё начинается в 1767 году, когда в Нью-Йорке поставили спектакль Harlequin’s Vagaries для 10 индийских офицеров. Он считает — американская балетная школа зародилась в колониях.

Книга разделена на 5 частей, в которых повествуется об американских театрах балета, значимых хореографах, балетных школах, постановках. Ольга Майнард пишет о влиянии различных течений на американский балет, в том числе затрагивает русскую балетную школу и русских артистов балета.
#13
#15
История австралийского балета начинается в начале XX века. Первые балетные труппы основали в 1930-е годы. Влияние на балетную школу оказали русские артисты, приезжающие в страну с гастролями. Так в 1925-1926 и в 1929 годах балерина Анна Павлова ездила с выступлениями в Австралию. Организатором её выступлений был американский импресарио еврейского происхождения Соломон Юрок.

В 1940-50 годы появились труппы Kirsova Ballet, Borovansky Ballet, Laurel Martyn's Ballet Guild, West Australian Ballet, но они просуществовали недолго. Особое событие произошло в 1962 году, когда на деньги меценатов создали Australian Ballet. Сегодня это ведущая классическая австралийская труппа.

Australian Ballet — это книга-фотоальбом, которая показывает артистов, работающих в классическом и современном танцевальных стилях. Дэвид Формби два года путешествовал с ведущими австралийскими труппами. Он исследовал профессиональную и личную сторону закулисной жизни. Для него было важно показать артистов балета с обычной человеческой стороны. Он много общался с самими артистами, с хореографами, параллельно делая фотографии. Книга-фотоальбом стала итогом исследования, которое Дэвид тщательно готовил.
#16
#18
Русский балет известен на весь мир своей уникальностью и эталонностью. Он повлиял на становление многих национальных балетных школ, а «Русские сезоны» Дягилева положили начало развитию балетного и изобразительного искусства Европы в XX веке.

Книга Михаила Ларионова — это своеобразный архив, который художник собирал на протяжении всего времени, пока дружил с Дягилевым. Основная часть материалов состоит из либретто, программ, заметок, комментариев и рисунков-набросков балетного оформления. Всё это связано со спектаклями, в которых Ларионов участвовал как художник. Изначально у него была идея создать книгу воспоминаний о своём друге, но постепенно вырисовывалась книга о русской балетной школе.

«Русские сезоны» — это театральная антреприза С. П. Дягилева, гастрольные выступления русских артистов за границей в 1908–1914 годах. Открылись «сезоны» 19 мая 1908 года в Париже постановкой «Борис Годунов». Исключительно балетные спектакли в рамках «русских сезонов» ставились только в 1909 и 1910 годах, а годом позже, в 1911 году образовалась труппа Русский балет Дягилева. Труппа существовала до 1929 года, она была успешной за рубежом, особенно во Франции и Великобритании. В Русском балете работали известные хореографы — Михаил Фокин, Джордж Баланчин, Серж Лифарь, Леонид Мясин, Вацлав Нижинский.
#19
#21
Произведение рассказывает нам о необычном для Индии виде сценического искусства — балете. Автор пишет, что балет это не просто танец, это нечто большее — продолжение трёхтысячелетней истории. В Индии балет имеет специфические формы, а Projesh Banerjee довольно подробно затрагивает тему религии, когда пишет о балете.

Он концентрируется на деталях и рассказывает о всех сторонах этого искусства. Мы привыкли, что в центре внимания главные действующие лица — артисты. Но автор Indian Ballet Dancing уделяет внимание музыке, освещению, хореографии. В книге даётся исторический бэкграунд, разбираются национальные балетные школы, описывается современный балет, а также известные постановки.

#22
#24
Автор рассуждает о переплетении балета и национального танца, их связи и взаимодополнении. Ольга Макарова говорит о языке сценической хореографии, музыкальной стилизации спектаклей, использовании национальных костюмов и постановках. «Национальный танец в современном балете» — это своеобразный синтез нескольких стилей, сочетание народного и классики. 

С первых страниц книги мы ныряем в историю и оказываемся в XVIII веке, когда хореографы в своих спектаклях обращались к культуре Турции и Китая, потом переносимся в век XIX, где появляется термин «характерный» балет. Основная идея характерного балета — передать специфические черты национальной пластики какого-либо народа. Потом уносимся в романтическую эстетику и формирование концепции романтического спектакля. Наступает XX век — эпоха модернизма, перемен, поиска. Тогда же многогранность, объёмность и цельность национальных образов начинает культивироваться в среде увлечённых модернистской идеей творцов.

Книга рассказывает нам о противопоставлении классического и стилизованного национального танца, о стилизации национального танца в сквозном танцевальном действии балета, затрагивает тему постмодернизма и подробно разбирает постановки XX века.


#25
#26
Над подборкой работали — Мария Передок, Дмитрий Арефьев
Фото на обложке — Unsplash 
380
Библиотека
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г