Грядущая в ноябре «Ночь искусств» посвящена особому пространству — пространству избранных произведений, — а также особому времени, в котором это пространство полностью подчиняется человеческим изобретательности и воображению: ночи.
#1
#2
Введённый локдаун и вынужденные ограничения в передвижении по общественным пространствам в ещё большей мере вынуждают задуматься о причинах, побуждающих людей к возведению стен.
Архитектурные и городские пространства, сегодня остро осмысливаемые в контексте систем разграничений и фильтрации, также служат инструментом и видимым выражением творческого потенциала человека, его мечтаний и чаяний.
Архитектурные и городские пространства, сегодня остро осмысливаемые в контексте систем разграничений и фильтрации, также служат инструментом и видимым выражением творческого потенциала человека, его мечтаний и чаяний.
Люди тысячелетиями творили новые материальное и виртуальное пространства, причём нередко делая это под покровом ночи или в темноте, в свете факелов и свечей. Сегодня мало что изменилось: люди продолжают создавать здания, города, целые нематериальные миры и вселенные в свете светодиодных ламп, проекторов и экранов. Освоенные технологически, свет и отражающие его поверхности стали инструментами человеческого разума: они позволяют по-новому рассматривать вещи, оживлять фантазии, а также преобразовывать и возводить новые пространства. Вопросу о том, как и почему вокруг людей рождаются всё новые, порой весьма странные, архитектурные и городские среды, посвящена эта необычная подборка книг.
Подборка охватывает широкий период от раннего Средневековья до современности неслучайно: в этом году празднуется 700 лет со дня смерти автора «Божественной комедии» А. Данте. Произведение, описывающее устройство невидимых пространств ада, чистилища и рая, служит прекрасной иллюстрацией рождения пространства из теоретических построений и общественных представлений в эпоху, когда к небу устремлялись башни заливаемых светом и цветом готических соборов.
#3
Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Алексей Лидов
Работа известного историка искусства Алексея Лидова, посвящённая вопросу создания сакральных пространств в Византии. Оригинальный подход автора к теории художественной культуры может заинтересовать широкий круг читателей, совсем не обязательно занимающихся историей византийской архитектуры.
Работа известного историка искусства Алексея Лидова, посвящённая вопросу создания сакральных пространств в Византии. Оригинальный подход автора к теории художественной культуры может заинтересовать широкий круг читателей, совсем не обязательно занимающихся историей византийской архитектуры.
Концепция иеротопии Лидова позволяет изучать разные пространства, сооружённые для погружения в особый ритуальный опыт. Так, рассматриваются не только история и фактический результат непосредственного творчества отдельных людей, но и общее влияние различных культурных процессов и представлений на облик сооружений. Храм исследуется как сложная мультимедийная среда, в формировании которой обретают своё значение строительные материалы, потоки света, а также знаковые системы. Кроме специалистов по истории византийской традиции, книга может заинтересовать теоретиков современного искусства, архитекторов, кураторов, социальных антропологов и культурологов, занимающихся исследованиями городских и публичных пространств.
#4
Theology in Built Environments: Exploring Religion, Architecture, and Design. Sigurd Bergmann (ed.)
Сборник под редакцией теолога и религиоведа Зигурда Бергманна. Авторы рассматривают преимущественно христианские храмы разных эпох — от готических соборов до современных церквей — с точки зрения влияния на их облик технологических, экологических и теологических установок. Кроме того, сама по себе деятельность по созданию сакральных пространств рассматривается Бергманом и его коллегами как развитие соответствующих дискурсов, определяющих представления об окружающей природе и Боге. Здания, выполняя целый ряд социальных функций, изменяют не только свой собственный вид, но и представления об окружающем мире.
Сборник под редакцией теолога и религиоведа Зигурда Бергманна. Авторы рассматривают преимущественно христианские храмы разных эпох — от готических соборов до современных церквей — с точки зрения влияния на их облик технологических, экологических и теологических установок. Кроме того, сама по себе деятельность по созданию сакральных пространств рассматривается Бергманом и его коллегами как развитие соответствующих дискурсов, определяющих представления об окружающей природе и Боге. Здания, выполняя целый ряд социальных функций, изменяют не только свой собственный вид, но и представления об окружающем мире.
Книга может заинтересовать как любопытствующего читателя, задающегося вопросом об истории возникновения «привычных» и «странных» современных церквей, так и исследователей из разных областей, занимающихся вопросами теории архитектуры
#5
Rhythmanalysis. Space, Time and Everyday Life. Henri Lefebvre
В небольшой книге, изданной вскоре после смерти автора, представлено несколько важных работ, по-своему суммирующих исследовательские подходы социолога и философа Анри Лефевра, особенно известного благодаря своей монографии «Производство пространства».
В небольшой книге, изданной вскоре после смерти автора, представлено несколько важных работ, по-своему суммирующих исследовательские подходы социолога и философа Анри Лефевра, особенно известного благодаря своей монографии «Производство пространства».
В книге находятся три работы: «Элементы ритманализа», «Ритманалитический проект» и «Попытка ритманализа средиземноморских городов». Последние два текста были написаны Лефевром в соавторстве с женой, Катрин Регулье.
В центре внимания Лефевра находятся категории времени, пространства и ритма. Проект ритманализа — это попытка исследования пространства как во власти ритмов времени. Ритмы, физические колебания различных веществ и световых волн, структурируют мир и во многом определяют отношение человека к пространству: таковы, например, ритмы сердца или ритмы движения на городских дорогах. Мир по Лефевру следует изучать как непрестанное движение, которое выражается в ритмах, совмещая различные оптики и подходы. Книга адресована широкому кругу исследователей, работающих в междисциплинарных пространствах.
#6
Hollywood Soundscapes: Film Sound Style, Craft and Production in the Classical Era. Helen Hanson
Книга киноведа Хелен Хэнсон рассматривает кинопространства голливудских фильмов с точки зрения их акустического содержания. Кино, технически укротившее свет и время, а значит и визуальный мир, с начала 30-х годов прошлого столетия также начало активно укрощать мир звука.
Книга киноведа Хелен Хэнсон рассматривает кинопространства голливудских фильмов с точки зрения их акустического содержания. Кино, технически укротившее свет и время, а значит и визуальный мир, с начала 30-х годов прошлого столетия также начало активно укрощать мир звука.
Хэнсон изучает приёмы работы голливудских звукооператоров в период с 1931 по 1948 год. Она показывает, как и в силу каких технических ограничений формировались коды и конвенции, позволяющие создавать и воспринимать звуковые ландшафты в кино так, словно они происходят совсем не в кино, а на самом деле. Книгу можно смело рекомендовать для освоения в рамках курсов по истории кино, а также для философов техники и теоретиков медиа
#7
Architecture and the Crisis of Modern Science. Alberto Pérez-Gómez
Книга канадского историка Альберто Переса-Гомеса посвящена вопросу влияния религиозных и научных парадигм на архитектурную теорию.
Книга канадского историка Альберто Переса-Гомеса посвящена вопросу влияния религиозных и научных парадигм на архитектурную теорию.
Автор, исходя из положения о кризисе метафорической и репрезентативной функции современной ему архитектуры (книга издана в середине 80-х), обращается к методам феноменологии и наблюдает, как вслед за развитием научного мышления последовательно инструментализируется мышление архитекторов. Из творцов, позволяющих прикоснуться к божественному миру, они превращаются в простых исполнителей технических заданий.
По мнению ряда критиков (книга удостоилась книжной премии Элис Дэвис Хичкок), исследование хорошо обосновывает развитие архитектурной теории через соотнесение с различным культурными процессами. Книгу стоит прочитать историкам архитектуры и искусства, а также культурологам, изучающим репрезентативную роль архитектурных пространств.
#8
Машина зрения. Поль Вирильо
Небольшая, но важная работа архитектора и критика медиа Поля Вирильо, впервые опубликованная в 1988 году. Она посвящена феноменологическому осмыслению визуального восприятия пространств, а также провидчески описывает возможные последствия, которые способен принести компьютерный интеллект в формирование человеческой и архитектурной сред.
Небольшая, но важная работа архитектора и критика медиа Поля Вирильо, впервые опубликованная в 1988 году. Она посвящена феноменологическому осмыслению визуального восприятия пространств, а также провидчески описывает возможные последствия, которые способен принести компьютерный интеллект в формирование человеческой и архитектурной сред.
Вирильо, оперируя категориями скорости и света, достаточно убедительно критикует современную культуру. Признавая тотальную власть различных форм медиа (от архитектуры до произведений искусства) над человеческой эволюцией, он местами точно описывает динамику технологического и архитектурного развития. Несмотря на сильный пророческий пафос, книгу стоит рекомендовать к вдумчивому прочтению культурологам, архитекторам, урбанистам, историкам и теоретикам медиа, а также специалистам в области машинного обучения.
#9
Rethinking Curating. Art after New Media. Beryl Graham & Sarah Cook
В книге кураторов Берила Грэма и Сары Кук описываются различные подходы к экспонированию современных цифровых медиа инсталляций, активно взаимодействующих со зрителем. Эти живые пространства-произведения, по определению открытые для множества интерпретаций, радикально меняют зрительские практики. Они становятся настоящим вызовом для кураторов — творцов экспозиций.
В книге кураторов Берила Грэма и Сары Кук описываются различные подходы к экспонированию современных цифровых медиа инсталляций, активно взаимодействующих со зрителем. Эти живые пространства-произведения, по определению открытые для множества интерпретаций, радикально меняют зрительские практики. Они становятся настоящим вызовом для кураторов — творцов экспозиций.
Авторы стараются помочь кураторам современного медиаискусства в выработке основных принципов и приёмов работы с подобными произведениями. Этот текст интересен и как исследование, и как источник, выражающий актуальные теоретические установки современности в отношении организации особенных пространств — пространств производства нового опыта и столкновения с художественными произведениями. Книга будет полезна исследователям современного искусства, а также другим специалистам, изучающим взаимоотношения дискурсов, технологий и пространств.
#10
Quand les Cathédrales Etáient Blanches. Voyage au pays des timides. Le Corbusier
«Соборы были белыми, мысль — ясной, разум — живым, зрелище — правильным»… Книга знаменитого архитектора, опубликованная в 1937 году, — прекрасное выражение целей и идеалов архитектурного модернизма. В ней Ле Корбюзье обращается к самому себе и своему поколению как к людям, находящимся на пороге новой машинной эпохи. Она обещает стать не менее великой, чем эпоха прекрасных кафедральных соборов, по-своему покорившая небеса.
«Соборы были белыми, мысль — ясной, разум — живым, зрелище — правильным»… Книга знаменитого архитектора, опубликованная в 1937 году, — прекрасное выражение целей и идеалов архитектурного модернизма. В ней Ле Корбюзье обращается к самому себе и своему поколению как к людям, находящимся на пороге новой машинной эпохи. Она обещает стать не менее великой, чем эпоха прекрасных кафедральных соборов, по-своему покорившая небеса.
«Новое Средневековье», по мнению архитектора, пока ещё скрывает свой великий потенциал: даже небоскрёбы Манхеттена пока ещё не превзошли в своей смелости строителей готических сооружений. Их небоскрёбы всё ещё «недостаточно высоки», а мечты «недостаточно дальновидны». Америка, не пережившая войны, по мнению Ле Корбюзье, могла бы действовать решительнее, смелее устремиться вверх. Вместо прекрасного рая американцы возвели «чистилище», в котором люди пребывают, словно зависшие между небом и землёй. Американское стремление к небу всё ещё менее впечатляющее и менее консолидированное, нежели во времена, «когда соборы были белыми».
#11
Автор подборки: Щедрина Ольга (Центр междисциплинарных исследований)
Все книги можно найти и прочитать в Научном зале им. Вяч. Вс. Иванова «Иностранки». Некоторые из книг, входящих в коллекцию личной библиотеки
Вяч. Вс. Иванова, интересны ещё и тем, что содержат дарственные надписи и автографы авторов.
306
Центр междисциплинарных исследований