28 октября 2022 г. состоялась VII Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре: региональный аспект и глобальное видение». Организаторами конференции выступила Библиотека иностранной литературы и Русская ассоциация чтения. Что стояло на повестке дня?
#1
#2
На конференции обсуждали широкий спектр актуальных вопросов:
#3
- междисциплинарные исследования чтения;
- чтение и цифровые гуманитарные науки;
- прагматика чтения и коммуникация в современном мире.
- глобальные вызовы современности и проблемы изучения чтения и читателя как субъекта собственной деятельности;
- поддержка в регионах чтения на русском языке;
- продвижение русского языка и литературы за пределами Российской Федерации;
- проблемы чтения на языках малых народов etc.
#4
На конференции, прошедшей в гибридном формате, очно и заочно присутствовали докладчики из городов Российской Федерации и Белоруссии: Москвы, Белгорода, Минска, Сургута, Новороссийская, Краснодара, Сыктывкара, Челябинска, Мурманска и других.
#5
Конференцию открыла Наталья Николаевна Сметанникова, президент Русской ассоциации чтения, доктор педагогических наук, и Мария Владимировна Белоколенко, заместитель генерального директора Библиотеки иностранной литературы, кандидат педагогических наук.
#15
#6
Мария Владимировна Белоколенко в своём вступительном слове рассказала о стратегических проектах «Иностранки» по продвижению чтения: «Мировая билингвальная библиотека современной литературы», «Гуманитарный Орион», «Нити культуры», «Библиотеки — свидетели Победы», «Школа молодого переводчика», «БиблиоДонбас», «Школа послов культуры», Творческая лаборатория «Рождение книги — рождение смыслов». Эти и многие другие проекты разрабатываются и реализуются как ответ на современные глобальные гуманитарные вызовы.
#16
#7
Мария Владимировна подчеркнула, что «Иностранка» — ведущий Центр межкультурного гуманитарного знания. Благодаря уникальному книжному фонду на 153 языках мира Библиотека иностранной литературы продвигает отечественные достижения науки и культуры в широкий международный контекст.
#8
Перед участниками конференции стояло четыре глобальных вопроса, неотрывно связанных с проблемами чтения. Что читать? Что делать, чтобы читали больше и лучше? Как книжный рынок обеспечивает доступ к материалам чтения? Какой должна стать воспитательная работа в учебных заведениях и учреждениях культуры?
#17
#10
Получились вот такие выводы:
#12
- приучать человека к чтению нужно с самого раннего возраста;
- читательские практики следуют за деятельностью растущего читателя;
- при выборе чтения ориентируемся на победителей национальных литературных премий;
- следим за деятельностью национальных организаций по продвижению чтения, например, за проектом «Самый читающий регион», который проводит Российский книжный союз;
- ставим во главу угла чистоту русского языка в учебно-методических и научных материалах;
- рассматриваем приоритетными критериями образовательных результатов — функциональную грамотность, обученность, профессиональную компетентность, культуру и менталитет.
#18
#13
Материалы конференции опубликованы в сборнике «Человек читающий. Homo legens-14», который поступил в фонд «Иностранки» и в скором времени будет доступен читателям.
196
Библиотека