«Хотелось стать лучшей в своём деле» — интервью с руководителем Центра редкой книги и коллекций

16 мая 2022
#1
Книжное собрание Библиотеки иностранной литературы является национальным достоянием, созданным многими поколениями сотрудников Библиотеки. Люди, которые работают в «Иностранке» в наши дни продолжают её лучшие традиции и делают её такой, какой читатели знают и которую любят. Именно люди заботятся о книгах, о залах Библиотеки, придумывают и воплощают в жизнь «события» и создают особую атмосферу «Иностранки».

Сегодня мы подготовили интервью с руководителем Центра редкой книги и коллекций Дмитриевой Кариной Александровной. Она посвятила себя культуре книги 44 года назад. В интервью мы расскажем, как работает руководитель Центра редкой книги, чем занимается в рабочее время и почему 44 года работы в Библиотеке пролетели для неё незаметно.

В непринуждённой беседе перенесёмся на Таганку конца 1970-х годов, в Московский институт культуры того же времени, окажемся в 1990-х, вспомним Екатерину Юрьевну Гениеву и посмотрим старые фотографии. Карина Александровна поимённо вспомнит своих коллег, запечатленных на фотографии 1982 года — сотрудников отдела каталогизации (так раньше назывался Центр обработки документов), о которых расскажет увлечённо, тепло и с большим уважением.
#2

Как «Иностранка» стала моим домом

#29
#3
Хорошо помню тот день, когда я впервые переступила порог Библиотеки. Несмотря на летний день и хорошую погоду, в Библиотеке было много читателей. Люди сидели повсюду, даже на подоконниках — в читальных залах не хватало мест, а посетители всё приходили. Мне очень нравилось бывать в «Иностранке» в качестве читателя. У моих родителей была небольшая библиотека русской классической литературы. А мне хотелось бóльшего и я записывалась в городские и гарнизонные библиотеки, где находила те книги, которые хотела почитать, а ещё мне нравилась уютная и спокойная обстановка читальных залов, возможность с головой окунуться в мир литературы.
#28
#27
Не поступив в Педагогический институт, я решила устроиться в Библиотеку на работу. У меня не было никакой уверенности в том, что меня примут. Но меня приняли. И, как показало время, это был настоящий подарок судьбы, который случился в моей жизни 1 сентября 1977 года. Так началась моя жизнь в Библиотеке, в отделе каталогизации в должности библиотекаря, где первоначально занималась сортировкой комплектов карточек для каталогов.

В отделе каталогизации сотрудники либо оставались надолго, либо уходили сразу. Работа такая — требует усидчивости, внимания, знания многих стандартов и правил библиографического описания. 
#23
Книг, как и людей, двух одинаковых не бывает. Всё это требует постоянной работы мысли и умения выбрать необходимые сведения для составления библиографического описания.
Карина Дмитриева
#4

Советское библиотечное образование в конце 1970-х

#5
Проработав год в Библиотеке, поняла главное — я не просто хочу работать в «Иностранке», я хочу стать профессионалом в своём деле. Так я стала студенткой вечернего отделения Московского государственного института культуры, который окончила в 1983 году. Основными предметами были библиографоведение и библиотековедение. Одним из наиболее ярких представителей этого направления был С. А. Трубников — педагог, ученый, заведующий кафедрой библиографии (отраслевой библиографии) МГИК с 1976 по 1985 годы. На факультете технической литературы, куда я поступила, изучали предметы, связанные с автоматизацией библиотек. Мы изучали возможности использования вычислительных машин в библиотечном деле, углублённо занимались каталогизацией. Когда нашу студенческую группу пригласили в Институт научно-технической информации, я впервые увидела вычислительную машину каких-то невероятных размеров.
#6

От каталогизатора до руководителя отделом

#7
ВГБИЛ, 28 ноября 1979 год
Я проработала в отделе каталогизации 20 лет. По направлениям деятельности отдел был разбит на группы — библиографическое описание книг, периодики, группа расстановки карточек в каталогах, группа технической обработки литературы. Меня, как самого молодого сотрудника, не только опекали, но и учили основам профессии корифеи своего дела Т. А. Косульникова, Т. Л. Болычева, Е. Е. Эйхман, Е. Р. Дроздова, бывшая в то время начальником отдела каталогизации. В конце 90-х годов меня вызвали на встречу с генеральным директором Е. Ю. Гениевой и предложили возглавить научно-исследовательский отдел редкой книги. Это предложение прозвучало для меня как «гром среди ясного неба». Согласилась не сразу и при условии, что, если на новом месте не получится оправдать оказанное мне доверие, вернусь в отдел каталогизации.
#8
Многолетняя работа под руководством Екатерины Юрьевной Гениевой оказала на меня очень сильное влияние. Она научила меня любить Библиотеку как свой второй дом: с уважением и вниманием относиться к посетителям и сотрудникам, не проходить мимо бумажки на полу, не пасовать перед сложными задачами, искать и находить выход из любой непростой ситуации. С ней всегда было интересно, я многому научилась у неё как руководитель и как человек.
#9

«Один в поле не воин»

#10
Карина Дмитриева с Екатериной Гениевой. Потсдам, Германия, 2004 год
Скажу сразу, что всё то, что мне удалось сделать в Библиотеке, стало возможным благодаря всем моим замечательным и высокопрофессиональным коллегам, работа с которыми для меня и удовольствие, и ответственность одновременно. За 44 года было столько интересных встреч с людьми, событий и реализованных проектов. Но есть среди них особенные, реализованные благодаря дальновидности Е. Ю. Гениевой и успешной работе коллектива единомышленников.
#11
Одним из таких проектов стал «Германо-российский библиотечный диалог», созданный в 2000 году Библиотекой иностранной литературы под эгидой Министерства культуры РФ совместно с Культурным Фондом земель и Государственной библиотекой Берлина (ФРГ). Как проект он стал возможен благодаря смелости Екатерины Юрьевны, всегда выступавшей за ведение профессионального диалога по всем вопросам, даже по таким деликатным как тема перемещённых культурных ценностей.

Это профессиональная площадка, которая объединяет усилия специалистов двух стран по поиску, изучению, идентификации, реставрации, оцифровке, сохранению и введению в мировой культурный и научный оборот информации о перемещённых в результате Второй мировой войны книжных фондах.

#24
Мы всегда давали доступ к тому, что есть в Библиотеке — помогали специалистам заниматься научными исследованиями, изучением и описанием фондов.
Карина Дмитриева
#25
Ещё один важный момент, который хотелось бы прояснить — Библиотека не имеет полномочий передавать другой стране перемещённые культурные ценности, это делает правительство. Но благодаря совместным проектам, в том числе «Германо-российскому библиотечному диалогу» мы можем обсуждать профессиональные библиотечные вопросы и находить точки соприкосновения друг с другом.
#12
Заметными событиями, которым также дала начало Екатерина Юрьевна Гениева, стали международные конференции «Культурная карта Европы», «Трудная судьба культурных ценностей», «Жесты доброй воли и законодательство», «Культурные ценности: возможности и перспективы общеевропейского сотрудничества» и др. Успеху конференций во многом способствовала наша совместная работа с удивительным человеком — М. М. Богуславским, учёным с мировым именем, считавшим своим долгом консультировать и помогать нам.

Совместно с российскими и немецкими коллегами успешно реализовали научно-просветительские проекты по истории формирования и бытования европейских библиотек, фонды которых частично или полностью оказались во многих российских библиотеках. Результатом проектов стали публикации сводных каталогов. Мы выпустили «Книжное собрание князя Карла Августа фон Харденберга», «Книги из собрания графов Йорк фон Вартенбург», «Книги из частного собрания Фридриха Вернера фон дер Шуленбурга» и другие каталоги.
#26
#13
Не могу не вспомнить работу над серией публикаций по проекту «Обретённое наследие», в рамках которого нам пришлось сотрудничать с российскими архивами, библиотеками и региональными музеями, что стало настоящим испытанием. Но мы справились и получили отличные отзывы коллег.
Запомнились многочисленные поездки на конгрессы ИФЛА (Международная федерация библиотечных ассоциаций), где изучала зарубежный опыт и посещала наиболее интересные библиотеки, музеи, выставки. Обсуждали с коллегами профессиональные проблемы и пути их решения. Позже всё это очень пригодилось при работе над нашим новым пространством по истории книги и книжного дела «Вселенная Гутенберга».

В 2018 году Вадим Валерьевич Дуда, на тот момент он был генеральным директором «Иностранки», вызвал меня к себе, чтобы узнать, каким я вижу после ремонта пространство 4 этажа Библиотеки. Это был шанс! Уникальный шанс реализовать давнюю мечту о создании постоянной экспозиции по материалам из собрания редких книг библиотеки. Спасибо моим коллегам, которые поддержали меня в тот момент. Проект концепции лежал на столе у директора уже через две недели. Так родилась «Вселенная Гутенберга», которой мы, по праву, гордимся.
#14

Центр редкой книги и коллекций сегодня

#15
Сегодня мы стали масштабнее: у нас появилось экспозиционное пространство с современным мультимедийным оборудованием, удобный лекционный зал, большой читальный зал. Мы проводим как классические книжно-иллюстративные выставки, так и создаем виртуальные экспозиции, пополняем электронный каталог и формируем электронную библиотеку. Продолжаем комплектовать фонд книжных памятников и редких книг, читаем лекции и занимаемся просветительской деятельностью. Участвуем практически во всех масштабных библиотечных мероприятиях. Продолжаем исследовательскую работу, выступаем на конференциях, конгрессах, семинарах и круглых столах. Публикуемся в профессиональных и научно-популярных изданиях. Участвуем в деятельности Российской библиотечной ассоциации (РБА). Интересным направлением нашей работы стало участие в выставках, организованных на музейных и выставочных площадках Москвы.
#22
#16

Найти своё место в жизни и не выгорать на работе

#17
Для меня никогда не существовало карьерных амбиций. Мне всё в Библиотеке было интересно. Хотелось как можно глубже познать профессию, стать лучшей в своём деле.

Окружение в Библиотеке и сама работа помогают не выгорать. Мы постоянно что-то придумываем, а значит, — творчески развиваемся. Если ты любишь свою работу, то не думаешь о выгорании. Работая с интересом, находишь неограниченные возможности для самореализации. Я и сейчас уверена, что работа в Библиотеке это работа для творческих и увлечённых людей.
#18
Автор интервью — Мария Передок
288
Библиотека
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г