Год без Тони Моррисон

10 августа 2020
#1
5 августа исполнился год со дня смерти американской писательницы Тони Моррисон (1931–2019), лауреата Нобелевской премии по литературе 1993 года, первой чернокожей женщины, получившей эту высокую награду. Тони Моррисон, урожденная Хлоя Арделия Уоффорд, не сразу пришла к сочинительству: получив высшее образование, она долгое время работала редактором, готовя к печати книги таких афроамериканских авторов и знаменитостей, как Тони Кейд Бамбара, Генри Думас, Анджела Дэвис, Мохаммед Али, а кроме того, преподавала английский и литературу в нескольких университетах. Свой первый роман она выпустила только в 39 лет, но читателям и критикам почти сразу стало ясно, что появился автор с уникальным голосом и мироощущением. Никто раньше не писал так откровенно и точно об истории и существующем положении афроамериканцев в США и в целом не создавал такого объемного, многогранного образа Америки. Тони Моррисон прославилась как непревзойденная рассказчица, чьи произведения стали классикой и заставили многих по-новому взглянуть на афроамериканскую литературу. Предлагаем вниманию читателей подборку главных книг Тони Моррисон и исследований, посвященных ее творчеству.
#2

Что почитать из Тони Моррисон:

#3
1. The Bluest Eye, 1972
В своем первом романе «Самые голубые глаза» (1970) Тони Моррисон показывает темное закулисье маленького американского городка, где живет Пикола Бридлав, единственная мечта которой — голубые глаза. Красота — понятие относительное, но для Америки 40-х годов черной красоты не существует. Моррисон рассказывает сотканную из лоскутов трагедий, невежества, предрассудков историю чернокожей девочки, желающей одного — чтобы на нее взглянули по-другому. А еще — истории множества других людей: ее родителей, одноклассников, знакомых. Перед нами чередой проходят события, которые перевернули жизнь Пиколы навсегда. Есть книги, читать которые больно. Но это боль исцеляющая, потому что, о чем бы ни писала Моррисон, все ее книги — о любви.
В «Иностранке» можно прочитать этот роман и на русском языке.
#4
2. Sula, 1974
Книга рассказывает о двух подругах, живущих в негритянской общине и ищущих свой путь в жизни. Одна из них, Нел Райт, со временем принимает строгие моральные нормы общины, выбирает статусную роль жены и матери. Другая же, Сула Пис, старается вырваться из предначертанного ей цветом кожи и окружением существования. Она отвергает навязываемые ей запреты и, желая стать «новой женщиной мира», превращается в изгоя даже внутри своей общины. В этом романе Моррисон исследует не только социальные условия, в которых живет чернокожее население США, его ежедневный быт, но и негритянский фольклор, мифологию. В 1973 году роман «Сула» (1973) выдвигался на Национальную книжную премию США.
#5
3. Song of Solomon, 1977
«Песнь Соломона» (1977) принадлежит к числу наиболее интересных произведений американской прозы 1970-х годов. Молодой афроамериканец Мейкон со странной фамилией Помер живет в маленьком городке штата Мичиган. Однажды он оставляет дом своего богатого отца и отправляется на поиски семейных драгоценностей и материальной независимости. Это путешествие оказывается путем к познанию истории своей семьи и самого себя. «Песнь Соломона» называл своей любимой книгой 44-й президент США Барак Обама.
В «Иностранке» можно прочитать этот роман и на русском языке.
#6
4. Tar Baby, 1981
Основу романа «Смоляное чучелко» (1981) составляет сюжет сказки, известной, например, по книге «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Чандлера Харриса. Тони Моррисон говорила, что в этой книге она пыталась не только воссоздать историю негритянского народа, но и раскрыть тему самоопределения афроамериканской женщины: всякое устремление в будущее тщетно, если не знать, не помнить о своих корнях, о своих предках. В центре романа — любовные отношения между Джейдин, окончившей Сорбонну чернокожей топ-моделью, которую спонсировал белый бизнесмен Стрит, и Сыном, обедневшим афроамериканцем, который работает в поместье Стрита на одном из островов Карибского моря. Джейдин и Сын встречаются на острове и, влюбившись друг в друга, решают вместе отправиться на материк, но нигде в США не находят места, где оба могут чувствовать себя как дома. В этом романе Тони Моррисон впервые изобразила среди главных героев не только афроамериканцев, но и белых людей.
#7
5. Beloved, 2004
Роман «Возлюбленная» (1987) принес американской писательнице Тони Моррисон Пулитцеровскую премию. Книга, вдохновленная реальной историей рабыни Маргарет Гарнер, рассказывает о событиях, происходивших во второй половине XIX столетия. Темнокожая рабыня Сэти совершает страшный поступок — забирает жизнь, даря таким образом свободу. Роман «Возлюбленная» — это история о том, что только после глотка свободы можно полностью осознать все ужасы рабства, о том, как трудно порой бывает вырвать из сердца память о прошлом, о сложном выборе, меняющем судьбу, и о людях, которые навсегда остаются любимыми. В 1998 году по роману Моррисон был снят фильм с Опрой Уинфри в главной роли.
В «Иностранке» можно прочитать этот роман также на русском и немецком языках.
#8
6. Jazz, 2002
Книга Тони Моррисон — это восприятие мира через джаз, это новый язык и стиль, подобный джазовой импровизации. Одно из самых удачных (и редких) соприкосновений джаза и литературы. Бывает, что нет средств для выражения своих чувств и мыслей, но всегда есть джаз, который соединяет людей разных рас. Роман «Джаз» (1992) многоплановый и сложный, в нем можно найти и мощный биг-бенд, и щемящее соло. Большая часть действия происходит в Гарлеме в 1920-е годы, однако отступления в прошлое персонажей позволяет читателям оказаться и на американском Юге середины XIX века.
#9
7. Paradise, 1998
Первый роман Моррисон, выпущенный ею после получения Нобелевской премии по литературе. Исследователи часто объединяют эту книгу с романами «Возлюбленная» и «Джаз» в трилогию об истории афроамериканцев. Действие «Рая» (1997) происходит в Оклахоме, в маленьком городке Руби, населенном исключительно чернокожими, чьи предки некогда покинули Юг и отправились на поиски спокойного дома. Неподалеку от Руби стоит необычный монастырь, где находят пристанище женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Но однажды мужчины из Руби решают, что монастырь должен быть уничтожен… Многие называли эту книгу феминистской — к некоторому, впрочем, неудовольствию самой Моррисон, не желавшей ограничивать масштаб своего произведения.
#10
8. Love, 2003
В своем восьмом романе «Любовь» (2003) Тони Моррисон, как это ей свойственно, сочетает исследование социального с элементами магического реализма. Билл Коузи, бизнесмен и общественный деятель, сумел сделать невозможное: даже после смерти он продолжает влиять на судьбы близких людей. Отец, муж, любовник, опекун, друг — он успел примерить на себя разные образы. Некоторые ему очень шли, а в некоторых Билл был настоящим чудовищем. Но книга эта не о нем, а о женщинах, окружавших его, и о чувствах, которые он у них вызывал. У каждой из героинь будет шанс рассказать свою историю, полную приятных и не очень воспоминаний. А нам останется лишь выслушать их и решить: чего было больше в их жизни — любви или ненависти.
В «Иностранке» можно прочитать этот роман и на немецком языке.
#11
9. A Mercy, 2009
Действие книги «Жалость» (2008) происходит в XVII веке. Хозяин фермы, затерянной в американской глубинке, заработав на торговле ромом, строит огромный дом, призванный стать райским уголком, но, заболев, умирает. Оставшиеся без мужчины четыре женщины — вдова, индианка-домоправительница и две афроамериканки (фактически рабыни) мужественно стараются сохранить дом, убеждая себя и окружающих в том, что они — одна семья. Но счастье в недостроенном доме невозможно…
#12
10. Home, 2012
Фрэнк Мани, ветеран войны в Корее, возвращается домой, в Америку, страдающую от расовой дискриминации. Он переполнен гневом и отвращением к самому себе. Родной дом кажется ему чужим, он не в силах поддерживать отношения с бывшей возлюбленной. Однажды младшая сестра обращается к нему за помощью, и Фрэнк должен пересечь Америку от Сиэтла до Атланты, чтобы попасть в родную Джорджию, в город, где прошло их с сестрой детство. Лотус — любимый и одновременно ненавистный город Фрэнка. Это город, в котором живут все его демоны и страхи, откуда родом его семья. Город, который он всегда хотел покинуть и в который он должен вернуться.
Чем ближе он к своей цели, тем больше понимает, кто он есть на самом деле. Он учится оставлять в прошлом ужасы войны, чтобы излечиться самому и помочь своей сестре сделать то же самое.
#13
11. God Help the Child, 2015
В центре сюжета последнего романа Тони Моррисон «Боже, храни мое дитя» (2015) — тема, которая занимала писательницу еще со времен знаменитой «Возлюбленной». Книга рассказывает о жестокости матери, которая хочет для дочери лучшего, о грубости окружающих, жаждущих счастливой жизни, и о непокорности маленькой девочки, стремящейся к свободе. Это не просто роман о взаимоотношениях детей и родителей, чья дорога к примирению затерялась в лесу взаимных обид, но притча, со всей беспощадностью рассказывающая о том, к чему приводят детские травмы. Ведь ничто на свете не дается бесплатно, даже любовь матери.
#14
12. Playing in the Dark: Whiteness and the Literary Imagination, 1992
В 1990 году Тони Моррисон прочитала в Гарварде серию лекций, посвященных ее видению истории американской литературы, а через два года, обработав написанные для них тексты, выпустила книгу «Игра в темноте. Белизна и литературное воображение» (1992). В своей работе Моррисон развивает концепцию американского африканизма, утверждая, что американский литературный канон строился во многом от противного — на умолчании о неизменном афроамериканском присутствии в американском обществе. Она анализирует ряд знаменитых текстов Эдгара Аллана По, Марка Твена и других писателей и показывает, насколько расовый вопрос влиял на воображение и творчество белых писателей-классиков.
#15
13. Lecture and Speech of Acceptance, Upon the Award of the Nobel Prize for Literature, Delivered in Stockholm on the Seventh of December, Nineteen Hundred and Ninety-three, 1994
В 1993 году Моррисон получила Нобелевскую премию по литературе за «романы, характеризующиеся фантастической силой и поэтической выразительностью, в которых показана американская реальность в ее существенных проявлениях». Настоящую короткую книжку составили лекция, прочитанная писательницей в Стокгольме на вручении премии, и благодарственная речь. Лекция наполовину состоит из развернутой метафоры — притчи о языке и умении рассказывать истории. К старой мудрой слепой женщине приходят дети, и один из них задает вопрос: «Жива или мертва птица, которую я держу в руке?..»
#16
14. Remember: The Journey to School Integration, 2004
Тони Моррисон собрала целую коллекцию архивных фотографий, на которых изображены исторические события, связанные с десегрегацией в американских школах. Черпая вдохновение в этих незабываемых снимках, писательница создает свой текст — вымышленный рассказ о разговорах и чувствах детей, живших в эпоху «раздельного, но равного» обучения. «Помните. Путешествие в школьную десегрегацию» — это одновременно визуальное и повествовательное путешествие, знакомящее читателей с одним из переломных моментов американской истории.
#17

Что почитать о Тони Моррисон:

#18
1. Linda Wagner-Martin Toni Morrison and the Maternal, 2014
В этом издании Линда Вагнер-Мартин предлагает необычайно интересный разбор творчества Тони Моррисон, начиная с ее первой книги «Самые голубые глаза» и заканчивая романом «Домой» 2012 года. Вагнер-Мартин описывает Моррисон как глубоко оригинальную романистку, которую на протяжении всей ее писательской карьеры формировали семейные роли, в которых она выступала. Моррисон часто говорила о себе как о дочери, сестре, жене, матери, наставнице и подруге, и в своих произведениях часто обращалась к теме семьи, и в частности к теме отношений между матерью и ребенком.
#19
2. Evelyn Jaffe Schreiber, Race, Trauma, and Home in the Novels of Toni Morrison, 2010
В центре этого междисциплинарного исследования первых девяти романов Тони Моррисон находятся понятия коллективной и личной травмы. Ивлин Джаффе Шрайбер изучает то, каким образом неизжитая травма рабства, укоренившаяся в телах и умах афроамериканцев, передается дальше и живет в следующих поколениях. Рассматривая понятие травмы с точки зрения нескольких новейших теорий — психоаналитических, нейробиологических, культурологических и социальных, — Шрайбер анализирует долгосрочные последствия рабства, описанные в произведениях Моррисон, и оценивает почти недостижимую задачу восстановления афроамериканцев после травмы и обретения полноценной субъектности.
#20
3. Toni Morrison's The Bluest Eye, 2007
Книга посвящена роману Моррисон «Самые голубые глаза», рассказывающего историю Пиколы Бридлав, молодой чернокожей девушки, которая, желая стать частью закрытого для нее мира, мечтает о голубых глазах как принятом в этом мире эталоне красоты. В издание входят критические статьи, аннотированная библиография, указатель, а также обстоятельное вступление, написанное знаменитым литературоведом Гарольдом Блумом, — оно обогащает наше понимание этой душераздирающей книги, поднимающей важнейшие темы расы и идентичности.
#21
4. Toni Morrison and the Bible: Contested Intertextualities, 2006
Авторы критических статей, вошедших в этот сборник, изучают использование Моррисон в своем творчестве библейских мотивов, и в том числе то, каким образом писательница обыгрывает исходные тексты, чтобы обратиться к теме духовности в той мере, в какой она затрагивает вопросы расы, пола и класса. Рассматривая понятие религии в самом широком смысле, книга помещает произведения Моррисон в духовно-теологический контекст.
#22
5. Internationality in American Fiction, 2005
Этот сборник является частью проекта, исследующего американскую литературу с точки зрения влияния на местных писателей произведений зарубежных авторов. Среди романистов 1860–1990-х годов сначала рассматриваются Генри Джеймс и Уильям Дин Хоуэллс, которые внесли значительный вклад в становление понятия «великий американский роман», включив свое творчество в международный контекст за счет установления связи между своими романами и произведениями французской и русской литературы. Фолкнер является ключевой фигурой более позднего периода, когда ряд американских авторов, также стремясь к интернационализации своего творчества, попутно стали ориентирами для писателей многих стран мира. В свою очередь, творчество Моррисон берется как пример расширения внутриамериканского контекста.
#23
6. Julia Eichelberger Prophets of Recognition: Ideology and the Individual in Novels by Ralph Ellison, Toni Morrison, Saul Bellow, and Eudora Welty, 1999
В своей интереснейшей работе Джулия Эйчелбергер обращается к роману Тони Моррисон «Самые голубые глаза», а также к книгам «Невидимка» Ральфа Эллисона, «Захватить день» Сола Беллоу и «Дочь оптимиста» Юдоры Уэлти, чтобы поговорить об отношениях отдельной личности и современного американского общества. Эйчелбергер утверждает, что, несмотря на всю разницу между выбранными ею произведениями, герои каждого из них стремятся обрести свое место в социуме, но при этом противостоят некоторым распространенным в нем дегуманизирующим культурным представлениям.
#24
7. Toni Morrison: Beloved, 1998
Пособие по самому знаменитому роману Тони Моррисон «Возлюбленная» включает в себя отрывки из интервью и рецензий, изучение исторических документов и традиционных «невольничьих повествований», на которые писательница часто опиралась в своем творчестве, а также исчерпывающее сочетание психоаналитической и постколониальной теорий. Издание подробно описывает место этой книги в творчестве Моррисон и среди других произведений афроамериканской литературы.
#25
8. Toni Morrison's Fiction: Contemporary Criticism, 1997
Этот сборник критических статей анализирует отношение Тони Моррисон к расовым и гендерным проблемам, а также ее литературные связи с другими крупными современными писателями. Авторы вошедших в книгу работ уделяют внимание таким вопросам, как влияние на творчество Моррисон африканского и афроамериканского фольклора, нерасторжимость в ее произведениях реальности и мифа, изображение ею человеческого тела, различные способы построения структуры повествования.
#26
9. Marva Jannett Furman Toni Morrison's Fiction, 1996
Книга может послужить отличным введением в творчество Тони Моррисон. В фокус внимания Марвы Джаннетт Фурман попали шесть романов, рассказ и книга литературной критики. Фурман реконструирует развитие творческого видения Моррисон и определяет ее влияние на современную литературу, описывает становление писательницы и отмечает повторяющиеся темы и сходных персонажей. Книга исследует вклад романистки в расширение и переосмысление американского литературного канона за счет изображения ею афроамериканского опыта.
#27
10. Philip Page Dangerous Freedom: Fusion and Fragmentation in Toni Morrison's Novels, 1995
В своих книгах Тони Моррисон изображает разобщенную культуру общества, в котором царит расовое расслоение. Ни один другой современный писатель не передавал так точно «раздвоенное сознание» афроамериканской жизни. Романы Моррисон пронизаны мотивом распада, ведь ее герои, пусть и старающиеся изо всех сил закрепить за собой значимые роли и идентичности, постоянно сталкиваются с неизбежной проблемой раздробленности. Действуя на нескольких уровнях, это разделенное существование влияет на рассказчиков, события, отдельных людей, пары, семьи, районы, расы.
#28
11. Patrick Bryce Bjork The Novels of Toni Morrison: The Search for Self and Place Within the Community, 1994
Настоящее исследование посвящено культурным и общинным традициям, запечатленным в романах Тони Моррисон. Автор работы старается проследить за тем, как эти традиции влияют на поиск персонажами своей идентичности и своего места в рамках конкретных афроамериканских сообществ. Книга показывает, что в каждом своем романе Моррисон воспроизводит афроамериканские ценности, традиции и представления, стремясь подчеркнуть важную роль, которую играют сообщества в развитии и/или деградации человеческой личности.
#29
12. Doreatha Drummond Mbalia Toni Morrison's Developing Class Consciousness, 1991
Первая часть издания предлагает всесторонний анализ романов Моррисон. Автор защищает тезис о том, что каждый новый роман писательницы является тематическим и структурным ответвлением от предыдущего, свидетельствуя при этом о росте ее осознания эксплуатации и угнетения людей африканского происхождения и ее приверженности борьбе за их освобождение. Во второй части книги автор указывает на автобиографические элементы, появляющиеся в произведениях Моррисон, и тем самым проливает некоторый свет на особенности творческого процесса нобелевской лауреатки.
403
Центр междисциплинарных исследований
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г