Где-то в стране Шам…

16 июня 2020
#2
Это одна из древнейших земель, через её историю проходили многие народы — угариты, римляне, османы, арамеи, арабы. Страна Шам (арабское название Сирии) упоминается в Библии и в предсказаниях знаменитой болгарской ведуньи Вангелии Гуштеровой (Ванги). Интересно, что 20% сирийцев исповедуют православие. На территории Дамаска и пригорода находится множество христианских храмов, а в Мечети Омейядов, одной из самых красивых и старейших мечетей Ближнего Востока, в Старом городе (исторический центр Дамаска) хранится голова Иоанна Крестителя (Яхья), пророка, почитаемого и христианами, и мусульманами. Пройдёмся же по летописи истории с потомками древних ассирийцев.
#9
— Разве джинны не женятся? Разве у них нет родителей?
— Конечно же у нас есть родители. Мы ведь должны откуда-то появиться. Но обручение, женитьба… нет, все это нам незнакомо. Наша любовь свободна. Она не сразу поняла, а когда поняла, ее глаза широко раскрылись.
— Ты хочешь сказать, у вас можно любить кого угодно?
— Лично я предпочитаю женщин, — усмехнулся он.
Хелен Уэкер «Голем и джинн»
#10
Источник: Bookmate
del, Olmo Lete, Gregorio. Incantations and Anti-Witchcraft Texts from Ugarit, De Gruyter, Inc., 2014. ProQuest Ebook Central (Access 04.06.2020)

Угарит — древний торговый город-государство Восточного Средиземноморья, находившийся на территории современной Сирии. Артефакты древнего города были случайно найдены местным крестьянином в 1928 году. Группа французских археологов под руководством Клода Шеффера в 1929—1939 и 1948–1963 годах произвела раскопки близ холма Рас-Шамра, что в 12 км. к северу огорода Латакия, и нашла остатки угаритских поселений.

Древнейшее поселение городского типа в Угарите возникло ещё в неолите, около 6000 года до нашей эры. Расцвет многонационального Угарита пришёлся на второе тысячелетие до нашей эры. В период расцвета подконтрольная ему территория простиралась на 60 километров с севера на юг, от горы Касиос до Тель-Сукаса, и на 30—45 километров с запада на восток, от Средиземного моря до долины реки Оронт.

Древнейшие письменные источники, засвидетельствовавшие существование Угарита, происходят из Эблы (XIX век до н. э.). Город упоминается в переписке между царем Ямхада и царем Мари Зимри-Лимом (ок. 1774—1759 годов до нашей эры). В XV веке до нашей эры Угарит упоминается в табличках из соседнего Алалаха.

Египетские фараоны XII династии (около 1991—1802 годов до нашей эры) Среднего царства поддерживали с Угаритом дипломатические и торговые связи. Первым свидетельством египетско-угаритских отношений является сердоликовый бисер, датируемый правлением фараона Сенусерта I. В Угарите также были обнаружены стела и статуэтка времён фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, статуя царевны Хнумет-нефер-хеджет (супруги Сенусерта II) и сфинкс Аменемхета III, обнаруженный у входа в храм Баала, а также скульптурная группа египетского визиря Сенусер-анха с двумя представительницами его семьи.

Как известно, многие древние тексты как Запада, так и Востока часто имели сакральное значение и, как правило, не были доступны большинству населения. Книга «Заклинания и тексты по борьбе с колдовством из Угарита» — литературное и историко-культурологическое исследование древнеаккадских письмен, на основе которых были написаны угаритские тексты. Целью этой работы является всестороннее изучение согласных (угаритских) и силлабических (аккадских) заклинательных и анти-колдовских текстов из рас-Шамры как единого корпуса.

Эти тексты, посвященные надвигающимся опасностям (главным образом змеиным укусам) и колдовским атакам, помещены в контекст Древней ближневосточной магической литературы. После обсуждения общих тем, включая магию, религию и угаритских богов, следует сопоставление и перевод аккадских текстов, а также новые археологические фотоматериалы.
#11
Глупому прощают семьдесят ошибок, а ученому — ни одной.
Арабская пословица
#12
Эбла. Источник: Wikipedia
Ebla and Its Landscape: Early State Formation in the Ancient near East, edited by Paolo Matthiae, and Nicoló Marchetti, Taylor & Francis Group, 2013. ProQuest Ebook Central (Access 04.06.2020)

Одна из древнейших земель Ближнего Востока, территория современной Сирийской Арабской Республики, издревле привлекала внимание человечества. Здесь возникло множество цивилизаций со своими уникальными неповторимыми культурами. И одна из них Эбла (Ибла).

Эбла (современный Телль-Мардих‎) — древний семитский торговый город-государство, существовавший на территории древней Сирии в III тысячелетии до нашей эры. Располагался к западу от излучины Евфрата в Сирии, в 53- х к юго-западу от современного Алеппо. Книга «Эбла и его ландшафт: раннее государственное образование на древнем Ближнем Востоке» повествует об одной из старейших цивилизаций Сирии.

Открытие 17 000 табличек, датируемых серединой третьего тысячелетия до нашей эры произвело революцию в изучении древнего Ближнего Востока. Это первое крупномасштабное англоязычное издание, рассказывающие об археологических исследованиях в Эбла. Используя инновационный ландшафтный подход, 29 очерков исследуют древний город и его окрестности через призму археологического, текстуального, археобиологического, археометрического, геоморфологического и дистанционного зондирования.

Сборник даёт нам детальную картину элементов и стратегий развития раннего государства в Эбла, интересную изучающим древний Ближний Восток, археологам, историкам, антропологам и лингвистам. Эта работа стала возможной благодаря гранту IDEAS от Европейского исследовательского совета.
#13
Самым большим любителем благовоний среди азиатских владык античного периода считался сирийский царь Антиох Епифаний, который устроил в Дафне несколько представлений, где благовония играли чрезвычайно важную роль. В одной из организованных им процессий участвовали двести женщин, каждая из которых несла золотой кувшин с духами. В другой процессии шествовали юноши в ярко-красных туниках, несшие на золотых подносах олибанум, мирру и шафран… Каждого, кто входил в гимнасий, умащали благовониями из золотой чаши.
Юджин Риммель «Энциклопедия парфюмерии»
#14
Натаниэль Дж. Андраде, автор книги. Источник: numismatics.org
Andrade, Nathanael J. Syrian Identity in the Greco-Roman World, Cambridge University Press, 2013. ProQuest Ebook Central (Access 04.06.2020)

Как известно, Римская империя, во многом наследовавшая древнегреческой цивилизации, владычествовала на очень обширной территории. Многие страны современной Европы и Ближнего Востока как разноцветной мозаикой украшены «осколками» могущества Великой Римской империи. Не исключением стала и земля сирийская. Яркий тому пример город Пальмира, когда-то один из богатейших городов поздней античности. Сирия была присоединена в 64 году до нашей эры полководцем и консулом Римской республики Помпеем после победы в Третьей Митридатовой войне. Она оставалась под властью Рима, а потом Византии до 637 года нашей эры, когда пала в ходе арабских завоеваний.

Книга «Сирийская идентичность в греко-римском мире» исследует, как жители Римской имперской Сирии заново «изобретали» выражения греческой, римской и сирийской идентичности. Исследование демонстрирует как организация греческих общин и равноправная политическая сеть, распространяющая гражданство на этнических сирийцев, повлияли на процесс становления самоидентичности.

Жители Сирии переплели идиомы различного культурного происхождения, в том числе с Ближнего Востока, чтобы выразить греческую, римскую и сирийскую идентичности инновационными для своего времени способами. Исследуя огромное количество письменных и материальных источников, автор утверждает, что «гречность» и «сирийскость» были постоянно меняющимися и трансформирующимися категориями, развенчивая популярный в современной этнологии тезис о статичности этого явления.
#15
Чудесный вид на купола и минареты древнего прекрасного города Алеппо открывался из окон дома на холме. В доме жила семья, самая обычная: муж был пчеловодом, жена рисовала картины и воспитывала маленького сына. Жизнь текла размеренно и счастливо и хотелось верить, что так будет всегда.
Кристи Лефтери «Хранитель пчел из Алеппо»
#16
Источник: Brill
Watenpaugh, Heghnar Zeitlian. Image of an Ottoman City: Imperial Architecture and Urban Experience in Aleppo in the 16th and 17th Centuries, BRILL, 2004. ProQuest Ebook Central (Access 04.06.2020)

Все современные цивилизации возникли когда-то, каждая в своё время, от объединения торгово-экономическими, политическими и культурными нитями древних городов-крепостей. У каждого города, как и у каждой страны, своя история и своё место в ней.

Так, Алеппо — один из самых древних постоянно населённых городов мира. Раскопки в Телль ас-Сауда и Телль аль-Ансари показывают, что область была заселена уже во второй половине III тысячелетия до нашей эры. Алеппо упоминается в хеттских надписях, в надписях Мари на Евфрате, в центральной Анатолии, и в городе Эбла, где он описывается как один из главных центров торговли и город военного искусства. На протяжении многих веков Алеппо был самым крупным городом в Великой Сирии и третьим по величине в Османской империи, после Константинополя и Каира.

Под османское владычество Сирия попала в 1517 году, когда султан Селим I отвоевал эту землю у египтян. При османах Сирия была разделена на 4 провинции во главе с губернаторами, которые напрямую подчинялись стамбульской администрации. Во время Первой мировой войны арабы вместе с англичанами участвовали в освобождении Сирии от Османов. В 1920 году Сирия ненадолго стала вотчиной Франции. Но уже 17 апреля 1946 года страна получила полную независимость.

«Образ османского города: имперская архитектура и городской опыт в Алеппо в XVI–XVII веках» — градостроительное и архитектурное исследование Алеппо, центра ранней мировой торговли. Автор опирается на архивные и повествовательные тексты, архитектурные свидетельства и современные теоретические дискуссии о связи между имперской идеологией, городскими образцами и архитектурной формой.

Первые два столетия османского владычества способствовали огромному развитию городов в Сирии. Монументальные сооружения, построенные по приказу османских чиновников, привнесли новую имперскую архитектуру из Стамбула. Рассматривая городской и социальный контексты, прослеживая их эволюцию на протяжении двух столетий и анализируя их обсуждение в османских и арабских источниках, эта книга предлагает новую модель понимания местной рецепции и адаптации имперских форм, институтов и норм
#17
Если боишься — не говори, если сказал — не бойся.
Арабская поговорка
#18
Источник: Christian Book Distributors
The Ancient Languages of Syria-Palestine and Arabia, edited by Roger D. Woodard, Cambridge University Press, 2008. ProQuest Ebook Central (Access 04.06.2020)

Государственным языком Сирии является арабский. Наряду с персидским (фарси) и тюркскими языками, арабский самый распространённый язык на Ближнем Востоке. На нём говорят почти 300 миллионов человек. Кроме того, это один из самых древних языков на земле. Как и языки Запада, языки Востока имеют свои местные региональные наречия и варианты.

«Древние языки Сирии, Палестины и Аравии» — книга, написанная на основе знаменитой Кембриджской энциклопедии древних языков мира. Каждая глава посвящена отдельному языку или набору тесно связанных разновидностей языка. В каждой из этих глав даётся полное описание системы (систем) письма, фонологии, морфологии, синтаксиса и лексики данного языка, а также даётся описание языка в его собственном лингвистическом и историческом контексте. Этот сборник — совместный труд учёных всего мира, ведущих специалистов в области изучения древних языков.
#19
Если ты не чувствуешь красоты цветов, если ты не ценишь дружбы и если тебя не радуют песни — ты болен, тебя надо лечить.
Арабская поговорка
#20
Источник: Amazon.co.uk
Boggs, Richard. Hammaming in the Sham: A Journey Through the Turkish Baths of Damascus, Aleppo and Beyond, Garnet Publishing (UK) Ltd, 2012. ProQuest Ebook Central (Access 04.06.2020)

Культура купания или hammaming — неотъемлемый атрибут жизни Ближнего Востока. Первоначально хаммамы были частью древнеримской традиции, но впоследствии были поглощены Востоком до такой степени, что многие из них стали почти пристройками к близлежащим мечетям. Книга «Хаммам в стране Шам: путешествие через турецкие бани Дамаска, Алеппо и за его пределами» — исследование культуры хаммама на примере сирийских бань.

Легенда гласит, что в Дамаске когда-то было 365 «турецких бань» — по одной на каждый день года. На протяжении веков хаммамы были существенной частью общественной жизни Сирии. До 1950-х годов в Дамаске сохранилось около 50 хаммамов, однако с тех пор под натиском программ модернизации и устройства домашних ванных комнат многие из них были разрушены. Сегодня сохранилось менее 20 рабочих хаммамов.

В своём исследовании автор Ричард Боггс путешествует по современной Сирии, документируя традиции купания в Дамаске, Алеппо и других местах. В своём описании «жизни хаммама» он показывает, как эти древние институты обслуживают как тело, так и душу, и через свои беседы с купальщиками даёт представление об исторических корнях современного сирийского общества.

Около 100 цветных фотографий сопровождают текст, изображая традиционные кварталы Дамаска и Алеппо, а также почти религиозное ощущение хаммамов. Авторские портреты работников бань и купальщиков показывают уникальную сторону Сирии, редко выставляемую на обозрение внешнего мира.
2923
Комплексный отдел обслуживания
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г