FEM TALKS: «Людям кажется, что и так все понятно: мужчина, женщина, неравенство — о чем тут еще говорить?»

20 ноября 2019
#1
FEM TALKS — образовательный проект о феминизме, цель которого — предоставить людям возможность говорить и узнавать о феминизме на языке актуальных исследований. В преддверии дискуссии «Феминистское осмысление Антропоцена» поговорили с создательницами проекта о феминизме в академии, трудностях ведения некоммерческого проекта и коммерциализации феминистской повестки. 
#2

Феминизм — это не только активизм и борьба за права женщин, но и внушительный пласт теории.

#3
— Расскажите об истории создания проекта. Как возник FEM TALKS?

— Мы все учились на гуманитарных специальностях в МГУ: философии и политологии. Так как в студенчестве мы уже идентифицировали себя как феминистки, определенный пробел в учебных программах был нам особенно заметен — в них очень мало женщин. Обычно возражают, что в философии и политологии не так много женских имён, поэтому в учебный план включают то, что есть. Но это не так — существуют целые направления феминистской философии и политической мысли. Это важно: феминизм — это не только активизм и борьба за права женщин, но и внушительный пласт теории. Этот пласт мы захотели выявить и так появился проект по популяризации феминистской теории и философии — FEM TALKS.

— Что было самым сложным в начале?

— Самым сложным было и остается найти время и силы на проект, его активное развитие и продвижение. Некоммерческие проекты всегда требуют серьезных вложений: временных, интеллектуальных, денежных. Для того, чтобы запустить даже не самый амбициозный проект требуется капитал — как минимум, социальный.

#4
Лана Узарашвили 
— Вы начинали как университетский проект. Расскажите о вашем образовании и о ваших собственных исследованиях.

— FEM TALKS не столько университетский проект, сколько проект на базе университета — МГУ им. Ломоносова. Мы проводили первые дискуссии в университете, потому что нам было важно ввести феминистские исследования в пространство академии. Но, конечно, выбор площадки был не случаен — мы все выпускницы МГУ, нам было важно что-то сделать именно там.

Катерина Денисова: я окончила философский факультет МГУ, отделение философии религии и религиоведения. С этим связан мой научный интерес — я занимаюсь феминистской теологией, защитила по этой теме диплом. В сентябре мы провели мероприятие «Женщина и религия: история и вызовы современности». Пригласили специалисток по православию, исламу, я выступила с докладом про католическую феминистскую теологию.

Анастасия Красильникова: я учусь в магистратуре НИУ ВШЭ, до этого училась в МГУ на факультете политологии, где защитила диплом о концепции марксистского феминизма Александры Коллонтай. Сейчас я пишу о гендерной маркированности городского пространства. Мой научный интерес помогает и в работе над FEM TALKS — мы провели мероприятие по феминистской урбанистике в феврале, а в августе — летнюю школу о женской безопасности в городе.

Лана Узарашвили: я так же, как и Катя, окончила философский факультет МГУ, занималась визуальными исследованиями. Изучала сначала эстетику, затем перешла на кафедру философии науки и исследовала научные изображения Ренессанса. Сейчас я начала учиться в аспирантуре Института философии РАН, где буду заниматься исследованием Антропоцена, а именно — попытаюсь понять, как осознание результатов влияния человека на жизнь Земли помогает увидеть новые горизонты в философии.
#5
— Что бы вы назвали главной миссией проекта?

— Мы видим нашу миссию двусторонне: с одной стороны это внедрение феминистских исследований в российскую академию, с другой — напоминание, что феминизм это комплексное течение со своими теориями и философиями. И в нём не так просто разобраться, как может показаться человеку со стороны, который воспринимает феминизм как набор лозунгов и демонстраций.

— Вы организовываете лекции и записываете подкаст, делитесь тематической литературой и переводите различные статьи о феминизме. Что еще охватывает проект FEM TALKS?

— FEM TALKS постепенно растет и переводы теперь делаем не только мы — другие исследовательницы предлагают для проекта свои тексты, переводные и авторские. Это очень круто и важно для нас, потому что FEM TALKS отчасти и задумывался как некая платформа феминистского знания и площадка для феминистских исследовательниц.

Летом мы реализовали еще один формат — летнюю школу «Женщины и безопасность в городе». Школа частично проходила в Иностранке, но, помимо лекций и ридинг-групп, мы проводили мероприятия и непосредственно в городском пространстве: полевое исследование, прогулку с инваактивисткой (активисткой за права людей с ограниченными возможностями — прим. ред.) на предмет доступности среды, мастер-класс по изготовлению трафаретов для граффити. Здорово, что в рамках этого формата удалось создать площадку для обмена мыслями и работы над общим проектом — по итогам школы планируется зин.

— Планируете ли вы новые форматы?

— С самого возникновения проекта мы горим идеей сделать курс по феминистской теории. Как раз сейчас мы над этим работаем: продумываем концепцию, пишем программу. В ближайших планах — выйти на YouTube, выпустить зин по результатам летней школы, доделать сайт. 
#7

В феминизме не так просто разобраться, как может показаться человеку со стороны, который воспринимает его как набор лозунгов и демонстраций

#8
— Ставите ли вы перед собой какую-то конечную цель, после достижения которой вы бы закрыли или серьезно переформатировали проект?

— Мы не ставим конечных целей. Отчасти потому, что проект довольно молодой, отчасти потому, что он не является исключительно самореализацией и личной амбицией трех его основательниц. Это может прозвучать пафосно, но мы действительно работаем на идею. Здесь важна специфика — так как FEM TALKS это феминистский некоммерческий проект, глобальная конечная цель здесь довольно ясная. Конечно, когда феминистская теория станет предметом академического изучения в России на глобальном, а не маргинальном уровне, а статус феминизма как валидного философского направления будет понятен всем, кто имеет отношение к интеллектуальному труду, придется серьезно задуматься об ином позиционировании проекта. Но как скоро это произойдет? Что касается промежуточных целей и FEM TALKS как образовательного продукта — этих целей много, мы над ними работаем и надеемся на крутой результат.
#9
Анастасия Красильникова
— Что значит проект для вас и для общества в целом?

— Говорить о значении FEM TALKS для общества сложно, мы только начали и наша аудитория не настолько широка. Для нас FEM TALKS — это идея и удовлетворение запроса — в первую очередь, нашего собственного. Мы чувствовали нехватку: в образовательных программах, учебниках, даже в интернете. Чудесных исследовательниц много, как и пабликов по феминизму и даже гендерным исследованиям. Но пространства, куда можно было бы прийти за феминистским знанием и получить его в систематизированном виде (вот мероприятие, вот подкаст, вот текст) — не было. У нас появилась амбиция стать таким пространством. Нам кажется, наш запрос пересекается с тенденциями в обществе: у людей огромная потребность в знании, причем не в поверхностной популистской информации — это больше не работает.
#10
— Как вы находите спикерок для лекций?

— Так как мы и в академии, и в феминистском сообществе одновременно, у нас есть представление об исследовательницах и их интересах. Если мы не знаем, кого позвать, то просим знакомых специалистов подсказать. Иногда случается и так, что выступаем сами, но стараемся этого не делать, поскольку наш проект, помимо всего прочего, нацелен на открытие имен исследовательниц. Женщин вообще сложно продвигать: если какой-то мужчина пару раз сказал слово «гендер», его уже везде зовут выступать, а некоторые женщины, которые много лет исследуют этот гендер, находятся в каком-то забвении, и о них никто не слышит. Нам важно исправлять и эту ситуацию.

— Трудно ли продвигать в России образовательный проект о феминизме? Почему?

— Несмотря на актуальность внеуниверситетского образования, такие проекты продвигать в принципе сложно. А наш еще и носит некоторый идеологический окрас, с которым не каждый готов себя ассоциировать. И также нам сложно объяснить аудитории, почему нужно разбираться в феминизме. Всем понятно, почему хорошо знать об искусстве и литературе, но феминизм пока еще не понимается как теоретическая область. Людям кажется, что и так все понятно: мужчина, женщина, неравенство — о чем тут еще говорить?
#11

Если какой-то мужчина пару раз сказал слово «гендер», его уже везде зовут выступать, а женщины, которые много лет исследуют этот гендер, находятся в каком-то забвении, и о них никто не слышит

#12
— Люди в России готовы к тому, чтобы воспринимать идеи феминизма?

— Разговор начат — и это уже очень важно. Все больше людей интересуется вопросами гендера, даже среди мужчин — их интересуют новые концепции маскулинности, вопросы осознанного отцовства. Людей начинает возмущать откровенная дискриминация, даже если они не ассоциируют себя с феминизмом и боятся этого слова. Безусловно, противники феминизма были, есть и будут, но, если бы их не было, в феминизме не было бы смысла.

— За время работы над проектом заметили ли вы какое-то изменение в общественном мнении о феминизме?

— В России молодежь очень неоднородна. Есть люди, для которых вопросы феминизма — «прошлый век», а есть условная часть тех, кто только открывает его для себя. Так или иначе, заметно, что растет уровень цинизма. Все узнали словосочетание «social justice warrior» и используют его в оправдание каким-то явно отрицательным явлениям типа харассмента, расистских высказываний и прочего. То есть коммерческий тренд на феминизм породил циничное и несерьезное к нему отношение. Люди, не узнав ничего о феминизме, сразу же попадают в ловушку его медиа-репутации, а она не объективна и описывает только десятую часть того, что из себя представляет феминизм. Но можно вспомнить, что в каждую волну феминизма с ним происходило нечто подобное, однако он «возрождался» для решения новых проблем.

— Феминизм — это тренд или острая необходимость современности?

— Говорить о том, что феминизм в России — тренд, довольно сложно. Опросы общественного мнения, скорее, говорят об обратном. Тем не менее, тренд и острая необходимость — не всегда взаимоисключающие понятия. Другой вопрос, что важно быть очень осторожными и избегать излишней коммерциализации той или иной повестки. Многоразовые кружки и футболки с феминистскими лозунгами это, может, и неплохо, но экоактивизм и феминизм не исчерпываются ими.
#13
Катерина Денисова
— Расскажите о базовых книгах и работах, которые повлияли на вас?

Анастасия Красильникова: Конечно, «Второй пол» Симоны де Бовуар. Это классический текст и первая книга о феминистской теории, которую я прочитала. Из недавнего — «Кинг-Конг-теория» Виржини Депант, выпущенная издательством No Kidding. 

Лана Узарашвили: Л. Иригарей «Пол, который не единичен», Л. Малви «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф», Д. Харауэй «Манифест киборгов», В. Вульф «Своя комната».

Катерина Денисова: если речь о феминистских книгах, то это «Половая политика мяса» Кэрол Адамс. Я не ем мясо уже пять лет, и этот текст важен для меня потому, что выявляет его идеологические коннотации. Мясо — не только проблема этики и экологии, но и инструмент давления, маркер классового и гендерного различия.

#18

Противники феминизма были, есть и будут, но, если бы их не было, в феминизме не было бы смысла

#14
— С какой книги вы бы рекомендовали начать знакомство с феминизмом?

— Начинать знакомство можно с чего угодно. Наша личная рекомендация — «Политическая теория феминизма» Валери Брайсон. С помощью этой работы можно познакомиться с базовыми направлениями феминизма, их историей и основными теоретическими положениями. Набирают популярность комиксы и графические романы, в них материал изложен наглядно и доступно. Среди наших фаворитов «Плод познания», «Свобода, равенство, сестринство» и «Краткая история феминизма»

— Ваш проект предполагает серьезную исследовательскую работу. Помогают ли в ней библиотеки?

— Безусловно. Причем не только как вместилище фонда, но и как пространство, площадка для мероприятий. В «Иностранку» приезжала с лекцией Зорица Скакун — специалистка Oxfam по гендерным вопросам в Сирии, «Некрасовка» регулярно проводит связанные с феминизмом мероприятия, сейчас в Библиотеке им. Достоевского интересный цикл дискуссий про маскулинность от Института Гёте и Фонда Генриха Бёлля. Это порождает диалог, обмен идеями. И, конечно, было удивительно и приятно обнаружить большое количество классических феминистских трудов в фондах «Иностранки» — от феминистской критики языка до графических романов Элисон Бекдел.
#15
#19
#16
— В «Иностранке» мероприятие FEM TALKS будет проходить не в первый раз. Насколько важно превращать библиотеку в глобальное образовательное пространство?

— Очень важно как для библиотеки, так и для посетителей. Всем ясно, что в эпоху электронных книг и интернета фонд не может быть единственным достоинством библиотеки, даже если он редкий.

— Почему человеку, не знакомому с гендерными исследованиями и с феминизмом, стоило бы послушать лекции на FEM TALKS?

— Наш проект позволяет слушателям получить доступ к очень широкому полю феминизма. Мы стараемся не зацикливаться на каких-то конкретных проблемах или течениях, не вписываем деятельность строго в рамки одного из направлений феминизма. Благодаря этому люди могут получать информацию о феминистской теории и практиках, не будучи даже солидарными с феминизмом. Гендерная проблематика сегодня интересует так или иначе всех молодых людей, часто можно услышать рассуждения об этом на улице или в интернете, и тем не менее большинство еще не овладело аппаратом феминистского/гендерного мышления: люди не знают традиции решения каких-то вопросов, терминологии и т. д. Феминизм очень связан с другими марксистскими и постмодернистскими теориями. Думаем, мы своей деятельностью даем возможность людям увидеть, как преломляется феминизм в разных доменах культурной жизни: будь то город, религия или психотерапия.
#17
Интервью подготовила Екатерина Маслова
Фото предоставлены FEM TALKS
2671
Библиотека
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г