Эпоха Сергея Дягилева

31 марта 2023
#5
31 марта 1872 года родился Сергей Павлович Дягилев — российский театральный и художественный деятель, писатель, меценат, первый балетный импресарио XX века. 
#2
К. А. Коровин. Триумф Дягилева в Париже, 1910
Рождённый в Новгородской губернии в дворянской семье кадрового военного, Дягилев получил хорошее образование. В 1896 году окончил юридический факультет Петербургского университета, параллельно учась в Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова.

В 1898 году вместе с художником Александром Бенуа создал объединение «Мир искусства» и стал соредактором одноимённого журнала, где публиковал новейшие произведения писателей и художников, и сам писал статьи и рецензии о спектаклях, выставках, книгах. А вскоре стал организатором выставок картин русских художников за границей.
#29
Но главным делом жизни Дягилева стали «Русские сезоны» 1909–1929 годов, где он собрал творческий коллектив из самых великих деятелей искусства начала XX века и внёс огромный вклад в пропаганду за рубежом русского оперного и балетного искусства.
#3
Игорь Стравинский, Сергей Дягилев, Леон Бакст и неизвестная дама. Швейцария, 1915

В первом сезоне — «Исторические русские концерты» — выступили Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Фёдор Шаляпин

В 1913 году Дягилев сформировал собственную труппу «Русский балет Сергея Дягилева», куда вошли танцовщики Мариинского и Большого театров Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина. Хореографами труппы стали Михаил Фокин и Леонид Мясин, композиторами — Клод Дебюсси, Морис Равель и Игорь Стравинский, художниками — Александр Бенуа, Пабло Пикассо, Анри Матисс.
#4
Наследие Сергея Дягилева не оценимо как для русского, так и для мирового театра. Его имя стало нарицательным и воспринимается как эталон качества. Его творческий гений оставил след в жизни многих именитых деятелей искусства начала XX века.
#8
На фотографиях Сергея Павловича Дягилева… поражает и необычность его лица, и совмещение различно говорящих черт. не можешь отделаться от впечатления, что в нём слились лицо и маска — сперва видишь маску, почти неподвижную, и только потом начинаешь различать лицо, проступающее сквозь маску
Сергей Лифарь, танцовщик, балетмейстер
#6
В 1939 году в Париже вышла книга Сергея Лифаря о Сергее Дягилеве на русском языке в количестве 615 экземпляров. Первая часть «Дягилев» была переиздана издательством «Композитор» в Санкт-Петербурге в 1993 году. Настоящее издание — вторая часть монографии о всемирно известном русском театральном гении. При публикации сохранены стилистические особенности оригинала.

Книга особенно интересна тем, что написал её соратник «по цеху», Сергей Михайлович Лифарь, или Серж Лифарь (1904 —1986) — прославленный французский танцовщик, балетмейстер, премьер Парижской Оперы, много лет возглавлявший балетную труппу «Гранд-Опера», ближайший друг легендарного основателя Русского балета.

Эпоха «Мира искусства», первые Русские сезоны в Париже, принёсшие мировую славу Русскому балету и, конечно, правдивые и полные откровений страницы мемуаров о Дягилеве, их личных и творческих взаимоотношениях — всё это и многое другое вы найдёте в этой книге.
#11
#13
Эта книга — монография Линн Гарафолы, профессора кафедры танца Колумбийского университета, члена Американской академии искусства и науки, ведущего специалиста по истории Русского балета.

Автор рассказывает: «История балета ХХ века не знала труппы, которая оставила бы в ней столь же глубокий и влиятельный след, как Русский балет Дягилева. Он просуществовал всего двадцать лет — с 1909 по 1929 год, но за эти два десятилетия успел превратить балет в живое, современное искусство… На протяжении всего своего существования эта труппа была центром притяжения ярких, талантливых, исключительных личностей. Но одна фигура возвышалась над всеми остальными — Сергей Дягилев, выдающийся импресарио, руководивший Русским балетом с первых дней его возникновения до самой своей смерти в 1929 году. Это был человек железной воли и чрезвычайно тонкого вкуса, обладавший энциклопедическими знаниями и страстной любознательностью, — своеобразный Наполеон от искусств — и вместе с этим личность масштабов эпохи Возрождения».

Дягилев оставил неизгладимый след в истории сценического классического танца, сделав «русский балет» — не просто понятием, но своего рода эмблемой, знаком качества. Благодаря его усилиям русский балет окончательно снискал мировую славу.
#15
Владимир Федоровский — в начале 2000-х самый публикуемый писатель русского происхождения во Франции, предлагает нашему вниманию «Le Roman de l'âme slave», своего рода балладу во времени и пространстве.

Великие авантюристы, расчётливые государственные деятели, страстные любовники и отчаянные художники — главные герои «этого русского романа» выходят на историческую сцену. Шанель и Стравинский, Дягилев и Нижинский, Матисс и Лидия, Ольга и Пикассо, Анна и Модильяни, Чехов, Кокто, Солженицын… русские, поляки, испанцы и, конечно, французы — они были молоды, они искали друг друга, они любили, они изобрели современное искусство, изменив ход века. Они часто бывали во Франции и были объединены знаменитыми Русскими сезонами.
#17
Балетные мемуары Ричарда Бакла, одна из серии автобиографических книг, была ожидаема от знаменитого писателя, критика и балетомана, который пятьдесят лет «шёл по следам Дягилева»
Уильям Абрахамс, книжный редактор
#18
Автор книги Ричард Бакл (1916 — 2001) — балетный критик, дизайнер выставок, писатель из Великобритании, с семнадцати лет был очарован книгами о Вацлаве Нежинском и Сергее Дягилеве. Видел на сцене нескольких дягилевских танцовщиц — Маркову, Данилову и Массине.

В 1939 году Бакл основал журнал «Балет». С 1948 по 1955 год был балетным критиком британской газеты «Обсервер», позже «Санди таймс». В 1954 году в Эдинбурге и Лондоне организовал выставку, посвященную жизни и творчеству Сергея Дягилева. Был близок к кругу бывших артистов «Русских сезонов», их учеников и последователей. В частности общался с балеринами Дягилева — Карсавиной, Лопоуховой и Соколовой, которые также являются персонажами этой книги, наряду с Борисом Кохно, секретарём и либреттистом Дягилева в 1920-е.

Ричард Бакл также автор автобиографических книг (1953 и 1981) и двух биографий Нижинского (1971).
#20
Он был существом и обобщением своего времени
Тамара Карсавина, балерина
#21


Книга посвящена русскому искусству конца XIX — начала XX столетия. Этот период часто называют «эпохой Дягилева», потому что каждое действо Сергея Дягилева — реализация идей, витавших в воздухе в ту историческую эпоху. С Дягилевым и его проектами были связаны многие деятели искусства того периода — художники, композиторы, хореографы.

Он был мотиватором и мотором таких важных начинаний, как издание журнала «Мир искусства» и создание одноименного художественного объединения, во многом определившего лицо русской культуры рубежа столетий. Эскизы декораций к спектаклям, иллюстрации в книгах и журнале воплощают художественные идеи времени, которым Дягилев сумел придать законченные формы.

Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Леон Бакст, Валентин Серов и другие художники составляли сердце «Мира искусства». Своим творчеством они создавали богатую и разнообразную атмосферу художественной жизни России, переломившей традицию господства одного направления. В Россию пришло многообразие стилей и манер, создавших почву для полифонии русского авангарда 1910-х годов.
#23
Эта книга издана к 300-летию Санкт-Петербурга и в ней помещена краткая хроника событий, связанных с деятельностью Сергея Дягилева, а также биографии и портреты художников, его современников и соратников. Их работы вошли в представленный альбом.
#24

Художники «Русских сезонов» Сергея Дягилева

#26
#30
Автор подборки: Оксана Рыжова
878
Комплексный отдел обслуживания
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г