Экзистенциализм — одно из ключевых направлений в философии XX века. Дать четкое и однозначное определение понятию «экзистенциализм» чрезвычайно трудно, поскольку как философское направление он крайне неоднороден. Идеи экзистенциализма находят свое отражение не только в философских работах, но и в произведениях художественной литературы. Многие из мыслителей, которых относят к экзистенциализму, вряд ли могли бы прийти к согласию хотя бы по одному важному вопросу. Некоторые авторы и вовсе отрицали свою причастность к экзистенциализму, хотя оказали значительное влияние на это направление и идейно были ему близки.
#1
#31
Центральная категория экзистенциальной философии — это человеческое бытие, экзистенция. Предметом рефлексии экзистенциальных мыслителей являются свобода и ответственность, проблема выбора, бытие и ничто, смысл человеческого существования, предназначение человека и многое другое.
В русле философии экзистенциализма возникла экзистенциальная психология, которая сосредоточена не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми, жизни, признающейся уникальной и несводимой к общим схемам.
В настоящую подборку входят философские трактаты, произведения художественной литературы, работы психологов, а также междисциплинарные исследования, касающиеся экзистенциальной тематики, в частности вопроса смертности человека.
В русле философии экзистенциализма возникла экзистенциальная психология, которая сосредоточена не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми, жизни, признающейся уникальной и несводимой к общим схемам.
В настоящую подборку входят философские трактаты, произведения художественной литературы, работы психологов, а также междисциплинарные исследования, касающиеся экзистенциальной тематики, в частности вопроса смертности человека.
#2
Киркегор С. Страх и трепет: Сокращенный перевод / Серан Киркегор. New York: Chalidze publications, 1982.
С. Кьеркегор — один из основоположников философии XX века, предтеча экзистенциализма. В центр своих философских размышлений Кьеркегор ставит проблему бытия единичного — единого и единственного — человека, выступая против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, по Кьеркегору, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. В этой парадигме философ анализирует три «стадии человеческой экзистенции»: эстетическую, этическую и религиозную. Вера является основанием религиозной, высшей стадии развития человека, то есть стадии экзистенции. Рассмотреть источник веры, ее специфику — задача трактата «Страх и трепет». Кьеркегор выводит главным героем — рыцарем веры — библейского Авраама и стремится показать экзистенцию Авраама и его поступки сердцем. Рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет увидеть его неповторимую единственность, несущую чудо.
#5
Хайдеггер М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер. С.-Петербург: Наука, 2002.
«Бытие и время» — ключевая работа Мартина Хайдеггера, в которой он рассуждает о концепции бытия. В ней Хайдеггер выдвигает настоятельное требование возобновить вопрос о бытии, отодвинутый европейской философией в ее истолкованиях сущего на второй план — в область абстракций и логических разработок. Бытие, по Хайдеггеру, было и остается главным делом мысли, поскольку именно вопрос о бытии наиболее важен для человеческого существа, которое Хайдеггер определяет как Dazein: вот-бытие, здесь-бытие. Хайдеггер предпринимает попытку осмысления бытия путем конкретно-феноменологического анализа человеческого присутствия в модусах его экзистенции.
#7
Ясперс К. Философская вера: Специализированная информация по общеакадемической программе «Человек, наука, общество: комплексные исследования» / Ясперс К.; [Пер. М. И. Левиной; Предисл. П.С. Гуревича]; Акад. наук СССР, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме АН СССР. Москва: ИНИОН АН СССР, 1992.
Представленные в сборнике шесть публичных лекций, прочитанные Карлом Ясперсом в 1947 году в Базеле, являются важнейшим дополнением к его основным произведениям. Образуя собой ясную концепцию, они опровергают отношение философии к метафизической вере и к таким её противоположностям, как демонология или нигилизм. В то же время эти лекции дают весьма очевидное представление об исходных пунктах и основном содержании мысли Ясперса.
#9
Тиллих П. Мужество быть / Пауль Тиллих. Москва: Модерн, 2011.
Пауль Тиллих — выдающийся немецко-американский теолог, философ-экзистенциалист. Философская система Тиллиха построена на стыке теологии, философии и психологии, в ней он стремился объединить религию и культуру в единой теории, способной дать ответ на экзистенциальные вопросы о смысле жизни, одиночестве, взаимодействии человека и мира и др. В самой известной своей работе «Мужество быть» Тиллих обращается к теме тревоги и предлагает пути ее преодоления. Эта и другие работы Тиллиха приобрели мировую известность и оказали значительное влияние не только на современную теологию, но и на экзистенциальную психологию. Среди учеников Тиллиха был один из самых известных представителей этого направления Ролло Мэй.
#11
Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл творчества / Н. А. Бердяев; [Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Л. В. Полякова]. Москва: Правда, 1989.
Николай Бердяев — христианский и политический мыслитель, проповедник философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. «Философия свободы» — известное произведение Бердяева, в котором автор разрабатывает философскую концепцию христианства, размышляет о проблемах онтологии, гносеологии, религии, истории культуры. Ее первая часть воинственно полемична и направлена против современной ему западной философии, утратившей «бытие» как жизненную первореальность, в которой совершается всякое познание. Вторая часть внешне разворачивается как историософия, как поиск смысла истории. Однако для Бердяева это подлинная христианская онтология, построение которой создает прочный фундамент возводимой им «церковной гносеологии». Истинное познание возможно только в истинном бытии, и пока само бытие остается неосмысленным в его «падшести», никакая критика современной философии не может ничего исправить. Должно быть исправлено само бытие: личностное (потому одно из названий «философии свободных» — «конкретный персонализм») и вселенское. Личное изживание греховности как путь из отчужденности к соборности «церковного сознания» дополняется поэтому у Бердяева рассуждениями о мессианском предназначении России.
#13
Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология ХХ века / П. П. Гайденко. Москва: Республика, 1997.
Данная книга — плод многолетнего труда П. П. Гайденко, философа, известного как в нашей стране, так и за рубежом своими исследованиями экзистенциальной тематики. Автор рассматривает своеобразие онтологии, в центре которой проблема человеческого существования, обретающего свою свободу и свой смысл в прорыве к трансцендентному, запредельному и непостижимому началу всего сущего. В книге анализируется трагический опыт конечного существования С. Киркегора, экзистенциальная философия М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. А. Бердяева, герменевтика В. Дильтея, М. Шелера, Г. Гадамера, Ю. Хабермаса и др.
#15
Merleau-Ponty M. Phenomenology of perception / Maurice Merleau-Ponty; Transl. by Donald A. Landers. London; New York: Routledge, 2014.
«Феноменология восприятия» — наиболее известное произведение крупнейшего французского феноменолога Мориса Мерло-Понти — реализует замысел новой феноменологии, которая исходит не из феноменологически понятого живого тела как целостного «я», субъекта восприятия, мышления, речи, общения и свободы. Широко привлекая и анализируя современные психологические данные и теории, прежде всего гештальттеорию, опираясь на фундаментальные понятия, а иногда и на интуицию позднего Гуссерля, Мерло-Понти создает вполне самобытную философию, заставляющую по-новому осмыслить традиционные философские темы и категории. Написанная живым, динамичным и вместе с тем вполне строгим и академическим стилем, «Феноменология восприятия», пожалуй, больше, чем какое-либо другое произведение феноменологии и экзистенциализма, позволяет говорить о реализации программной задачи, поставленной в последние годы жизни Гуссерлем, — разработке онтологии Lebenswelt, «жизненного мира» — и выстраивает целостный и оригинальный образ мира человека, основанный на феноменологических принципах и методе.
#17
Сартр Ж.-П. Тошнота / Жан Поль Сартр; [Пер с франц. Ю.Я. Яхниной]. Москва: АСТ, 2016.
«Тошнота» — это дневник Антуана Рокантена, жителя вымышленного города Бувиль. Он мучительно старается понять себя. Антуан побывал во многих странах, где собирал материал для исторической книги, а сейчас нигде не работает, ничем конкретным не занят и, в сущности, свободен. Но свобода не приносит ему счастья — наоборот, для Рокантена это тяжелая ноша. В этом романе автор анализирует проблемы, которые станут основными в его творчестве: трагичности и безысходности человеческой жизни, свободы и абсурдности бытия.
#19
Камю А. Посторонний; Миф о Сизифе; Калигула; Падение / Альбер Камю; [Пер. с франц. Н. Галь и др.]. Москва: АСТ, 2020.
«Посторонний» — дебютная работа писателя, классическая иллюстрация идей экзистенциализма. Героя этой повести судят за убийство, которое он совершил по самой глупой из всех возможных причин. И это правда, которую герой не боится бросить в лицо своим судьям, пойти наперекор всему, забыть обо всех условностях и умереть во имя своих убеждений. В «Постороннем» принято видеть творческий манифест Камю, его проповедь абсолютной свободы. Человеческое существование представлено в повести как цепочка случайностей, практически не зависящих от воли субъекта, который приспосабливается как может к предлагаемым условиям.
#21
Ялом И. Д. Экзистенциальная психотерапия / Ирвин Д. Ялом; пер. с англ. Т. С. Драбкиной. Москва: Независимая фирма «Класс», 1999.
Фундаментальный и обстоятельный труд известного американского психотерапевта, одного из самых ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления. Экзистенциальная терапия представлена в ней как целостный подход — от теоретической структуры до технических приемов. Психотерапевтам любой теоретической ориентации необходимо знакомство с этим направлением, так как экзистенциальная терапия фокусируется на базисных проблемах существования человека. Кроме того, эта книга будет чрезвычайно интересна для любого специалиста гуманитарной сферы, а также для тех читателей-неспециалистов, готовых принять на себя нелегкий и захватывающий труд задуматься о сущности бытия.
#23
Франкл В. Воля к смыслу / Виктор Франкл; Пер. с англ.: [Любовь Сумм]. Москва: Альпина нон-фикшн, 2018.
«Воля к смыслу» — это одна из самых авторитетных, блестящих, богатых на афоризмы и точные формулировки работ основоположника логотерапии, психиатра и невролога Виктора Франкла. Этот классический труд не утратил своей актуальности и написан столь доступно, что круг его читателей практически не ограничен. Автор выстраивает иерархию целей и ценностей и исследует многомерный потенциал личности, вмещающей в себя целый мир и ответственной за происходящее в ее судьбе. Говоря об экзистенциальном вакууме, стрессах и кризисах, воле к смыслу и жизни, о психологии и религии, Виктор Франкл дает ответы на вопросы, важные для любого современного читателя.
#25
May R. The meaning of anxiety / By Rollo May; Submitted. for the degree of doctor of philosophy, in. Columbia university. New York: The Ronald Press Company, 1950.
Тревога — это распространяющееся и глубокое явление двадцатого века. Феномен тревоги важен не только при лечении эмоциональных нарушений и расстройств поведения, но и для литературы, социологии, политики, экономики, образования, религии и философии. В книге выдающегося американского психотерапевта Ролло Мэя, ученика Пауля Тиллиха, феномен тревоги рассматривается с разных позиций — с исторической, философской, теоретической и клинической точек зрения. Но главной целью работы стало размышление о том, что значит тревога в жизни человека и как можно ее конструктивно использовать.
#27
Беккер Э. Отрицание смерти / Эрнест Беккер; пер. с англ. А. Ерыкалина. Москва: АСТ, 2023.
Книга американского психолога и антрополога Эрнеста Беккера «Отрицание смерти» стала классическим трудом в области психологии и философии. Беккер анализирует, как страх смерти влияет на человеческую жизнь и поведение, отношения с другими людьми и общество в целом, и объясняет, как отрицание смерти влияет на мотивации и действия, и становится источником многих проблем и конфликтов. Автор объединяет огромный спектр областей — от психологии и философии до религии и гуманитарных наук — и опирается на работы Сёрена Кьеркегора, Зигмунда Фрейда, Нормана Брауна и Отто Ранка.
#29
Розин В. М. Смерть с близкого расстояния в отражениях и рефлексии культуры, философии и литературы: загробная жизнь, война, пандемия и другие аспекты жизни и смерти / В. М. Розин; Российская академия наук, Институт философии. Москва: URSS, 2023.
В новой книге известного российского философа и культуролога представлены многолетние размышления и исследования автора по поводу события, которое никто на земле не может избежать и которое хоть иногда становилось предметом размышления и вопрошания каждого. Смерть в книге рассматривается двояко: и как всеобщий культурно-исторический и биологический феномен, и как индивидуальный процесс, переживаемый иногда спокойно, иногда трагически отдельным человеком. Поскольку эти мысли и переживания у каждого свои, автор в обсуждении сущности смерти опирается не только на рассказы и рефлексию других, но главным образом на свои собственные нарративы. Как правило, это реконструкции историй, происходивших с автором или размышления о смерти, которые его занимали, причем представленные и в жанре научных исследований, и в художественном творчестве.
#30
Все упомянутые книги можно прочитать в Библиотеке иностранной литературы, а часть из них — взять на дом.
#32
Автор подборки — Диана Полякова
3818
Центр междисциплинарных исследований