«Другое Средневековье» Жака Ле Гоффа: интеллектуалы, тело, чудеса и деньги

9 января 2024
#2
1 января 1924 года родился Жак Ле Гофф — один из самых ярких исследователей Средневековья. Его имя неразрывно связано со школой «Анналов» — течением во французской историографии, основанным Люсьеном Февром и Марком Блоком. Важным источником вдохновения для Ле Гоффа стала книга М. Блока «Короли-чудотворцы», опубликованная в 1924 году. Сам Ле Гофф считал, что «история создается с помощью документов и идей, первоисточников и воображения». Он обращался к литературным и изобразительным памятникам, долгое время остававшимся вне внимания классических историков. Его идеи написания истории основывались на внимании к образам, верованиям и представлениям или к тому, как средневековый человек смотрел на мир. Другим Средневековье Ле Гоффа было и из-за временных рамок. Он предпочитал говорить о «долгом Средневековье», растянувшемся на пятнадцать веков, с III по XIX века.
#3
Одно из первых исторических исследований Ле Гоффа, написанное им в 30-летнем возрасте. Сам автор определил тему книги как «Введение в историческую социологию западных интеллектуалов», словом, эта книга о тех, чьим ремеслом были мышление и преподавание своих мыслей в школах, а затем в университетах, покрывших сетью Западную Европу с XIII века. Ле Гофф выделяет средневековых интеллектуалов в особую социальную группу, это не просто ученые священнослужители, философы и поэты, а отдельный социальный слой, появляющийся с развитием городов и формирующий университетские корпорации. Ле Гофф в увлекательном повествовании прослеживает долгую историю средневековых интеллектуалов от борьбы университетов за свои права и привилегии до превращение профессоров в наследственную аристократию, рассматривает традиции и образ жизни преподавателей и студентов.
#4
Жак Ле Гофф особенно выделял эту работу среди остальных написанных им книг. Во многом, именно «Цивилизация средневекового Запада» прославила его как историка, хотя и вызвала недовольство тех, кто не нашел в книге о Средневековье привычного рассказа о череде правящих монархов и военных походов. Здесь Средние века представлены в двух измерениях: глобального развития на протяжении веков и статичных структур ментальности или взгляда на мир. Если в первой части рассказывается об исторической эволюции Западной Европы от падения Рима до зарождения государств в XIV–XV веках. В другой части повествования можно найти ответы на вопросы о ценностях и установках средневекового общества: как относились к времени, пространству, труду и смерти.
#5
У тела есть своя история. В обществах разных эпох отношение к нему было порой совершенно противоположным. Если в Античном полисе занятие спортом, гимнастикой и тщательный уход за телом были частью представлений о цивилизованности и принадлежности к греко-римской культуре, то тело в Средние века полностью находилось под влиянием христианства. Монашеский аскетический взгляд на человеческое тело, как «отвратительное вместилище души», соседствовал с позитивной трактовкой телесности, освященной земной жизнью и воскресением Иисуса Христа. Жак Ле Гофф и Николя Трюон прослеживают противоречивое восприятие тела на протяжении V–XV веков, обращаясь к темам болезней, старости, медицины, теологическому и политическому пониманию тела.
#6
Рыцарь и трубадур, Карл Великий и Робин Гуд, кафедральный собор и замок, страна Кокань и Мерлин — образы средневековья, часто встречающиеся в современной культуре. Сказочные и далекие для нас, эти мифы, герои и чудеса, действительно будоражили воображение средневекового человека. Жак Ле Гофф предлагает свою реконструкцию сотворения и использования образов, побуждавших средневековое общество к мыслям и действиям. Представления о героях и чудесах опирались на ментальность общества, его чувственного ощущения бытия, культуры, которые наполняли мифы о них жизнью. Как стремится показать Ле Гофф, образы находились на стыке реального и легендарного, питая воображение людей. Так, идеализированный образ храброго рыцаря служил примером для отправлявшихся в крестовые походы, а страна Кокань, где «кто больше спит, тот больше и зарабатывает», стала мечтой об изобилии в мире неурожаев и эпидемий.
#7
Богатство в средневековом мире не было связано только с деньгами, главными его воплощениями служили земли, слуги и власть. Тем не менее, именно в Средние века зарождаются основы финансовой системы Нового времени, например, банки. Жак Ле Гофф предлагает проследить историю самих денег — монет, их бытование в средневековом социуме, экономике и менталитете. Другой темой очерка стали взаимоотношения средневекового Христианства и денег. В условиях доминирования христианской трактовки богатства происходил экономический рост городов, повышение роли и престижа купцов, а также усиление королевской власти, стремящейся к взиманию регулярных налогов с подданных.
#13
Приглашаем на книжную выставку «Зачем королям творить чудеса?», приуроченную к 100-летию издания книги М. Блока «Короли-чудотворцы» и рождения Ж. Ле Гоффа. Выставка продлится с 15 января по 25 февраля в Зале абонементного обслуживания.
1083
Комплексный отдел обслуживания
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г