В этом году весь читающий мир отмечает 475-летие Мигеля де Сервантеса Сааведра. По мнению экспертов Нобелевского института, лучшей книгой человечества назван именно его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Этот титул уступили ему произведения Достоевского, Толстого и Шекспира, а также других литературных гениев. Среди юбилейных событий, посвященных Сервантесу, есть и новая версия «Дон Кихота» в Театре на Таганке: постановку осуществил Денис Хуснияров по пьесе Алексея Житковского.
#1
#3
Для детского театра инсценировку написали Александра Бруштейн (автор знаменитой книги «Дорога уходит в даль») и режиссер Борис Зон. Первую инсценировку для русской сцены, как известно, написал Михаил Булгаков. Ну, а заглавный герой Алексея Житковского впервые приехал в Россию, прихватив собой другого заглавного героя — Санчо Пансу, чей «Русский дневник» и лег в основу этой пьесы.
#4
Мне всегда интересен сюжет про чудиков-гениев — таких как Князь Мышкин или Дон Кихот. Хочется попытаться разобраться с чем-то недосягаемым. Ставить сегодня «Дон Кихота» всерьез, как рыцарский роман, нам с Алексеем показалось странным. Театр — это ведь в первую очередь игра, а художник для того и создан, чтобы подвергать сомнению самые нетленные вещи, «влезать в них с ногами», испытывать нормальное творческое нахальство, задавая им свои вопросы.
Денис Хуснияров
#5
В Театре на Таганке это уже вторая его работа после постановки спектакля по «Спутникам» Веры Пановой.
#6
В лице бедного идальго, живущего большими идеями и не способного примириться с мелкой действительностью, Сервантес прощается с эпохой, оплакивает старый добрый миропорядок, где чёрное — чёрное, белое — белое, справедливое — справедливо, а порок должен быть наказан. Казалось бы — мир посерел, Дон Кихот окончательно превратился в шута, навсегда остался в прошлом. С великими идеями покончено.
Как бы не так! Снова и снова на протяжении вот уже четырёх столетий человеческой истории, Дон Кихот воскресает, призрак его вторгается в культурные границы мира и вершит свое правосудие. Что это за суд и каков этот судья сегодня — боязно и трудно представить.
Действительно, кем бы мог быть Дон Кихот, появись он сейчас? Тем же эксцентричным мечтателем на хилом мерине, или строгим ревнителем традиционных ценностей, карающим всё, что не укладывается в их рамки? Что вообще стоит за «геройством», не является ли оно — изломом, вывертом человеческой сущности? А что если подлинный протагонист этой эпопеи — обыватель Санчо, мечтающий о спокойной жизни и захваченный бурной историей в нескончаемый плен? Тогда рассказ меняет акценты, великое делается смешным, а смешное — великим.
Как бы не так! Снова и снова на протяжении вот уже четырёх столетий человеческой истории, Дон Кихот воскресает, призрак его вторгается в культурные границы мира и вершит свое правосудие. Что это за суд и каков этот судья сегодня — боязно и трудно представить.
Действительно, кем бы мог быть Дон Кихот, появись он сейчас? Тем же эксцентричным мечтателем на хилом мерине, или строгим ревнителем традиционных ценностей, карающим всё, что не укладывается в их рамки? Что вообще стоит за «геройством», не является ли оно — изломом, вывертом человеческой сущности? А что если подлинный протагонист этой эпопеи — обыватель Санчо, мечтающий о спокойной жизни и захваченный бурной историей в нескончаемый плен? Тогда рассказ меняет акценты, великое делается смешным, а смешное — великим.
#7
Еще одним источником вдохновения для авторов спектакля стал документальный фильм «Сошедшие с пути — в Пекин по проселочной дороге» двух молодых австралийских путешественников, Тима Коупа и Криса Хэзерли. Они проехали на велосипедах около 9000 километров по Сибири и Китаю, снимая по пути все происходящее.
Каждая новая встреча-сцена на этой бескрайне дороге решена в новом ключе: это и неореализм, и былинный сказ, и кукольный театр, и виртуальная реальность, которая все больше заполняет пространство и спектакля, и нашей жизни. Денис Хуснияров привнес в спектакль еще одного персонажа, которого нет ни в романе Сервантеса, ни в пьесе Житковского. Это… испанский язык, его музыка, его взрывной темперамент и непростой характер. Благодаря разыгранной ситуации, интонациям актеров и краткому синопсису зритель полчаса смотрит спектакль на испанском языке и почти все понимает.
Мы решили расспросить режиссера о его литературных пристрастиях и составить пятерку важных для него книг. И получили такой ответ:
Каждая новая встреча-сцена на этой бескрайне дороге решена в новом ключе: это и неореализм, и былинный сказ, и кукольный театр, и виртуальная реальность, которая все больше заполняет пространство и спектакля, и нашей жизни. Денис Хуснияров привнес в спектакль еще одного персонажа, которого нет ни в романе Сервантеса, ни в пьесе Житковского. Это… испанский язык, его музыка, его взрывной темперамент и непростой характер. Благодаря разыгранной ситуации, интонациям актеров и краткому синопсису зритель полчаса смотрит спектакль на испанском языке и почти все понимает.
Мы решили расспросить режиссера о его литературных пристрастиях и составить пятерку важных для него книг. И получили такой ответ:
#8
Книга, пьеса, любой текстовый документ, для режиссера, — самый близкий друг, партнёр, соавтор. Большую часть времени режиссёр в поиске материала для постановки, а это значит перманентное чтение. Режиссёр, — это фантазёр, поэт, выдумщик. Поэтому режиссура сама по себе уже является «донкихотством». Суть профессии — сочинить мир, в который все поверят. Спектакль в каком-то смысле симулякр. Правда, которой не было.
В этой связи приведу несколько важных книг, написанных режиссерами, про режиссуру, но не только для режиссеров.
В этой связи приведу несколько важных книг, написанных режиссерами, про режиссуру, но не только для режиссеров.
Денис Хуснияров
#20
#10
Книга советского режиссёра театра и кино, педагога Анатолия Эфроса «Репетиция — любовь моя» стала первой в цикле из четырех, куда также вошли «Профессия: режиссер», «Продолжение театрального романа» и «Книга четвертая».
В своей книги, Эфрос не дает конкретные советы, творческо-педагогические приемы или методы, а проводит читателя через собственные размышления, обрывки анализа пьес, характеров, мыслей, предлагая сформировать собственные идеи и представления. Благодаря увлеченной, непосредственной манере повествования легко почувствовать собственную сопричастность с театральным миром. Существенную часть повествования составляют размышления и воспоминания автора о неотъемлемой части спектакля, как репетиция.
В своей книги, Эфрос не дает конкретные советы, творческо-педагогические приемы или методы, а проводит читателя через собственные размышления, обрывки анализа пьес, характеров, мыслей, предлагая сформировать собственные идеи и представления. Благодаря увлеченной, непосредственной манере повествования легко почувствовать собственную сопричастность с театральным миром. Существенную часть повествования составляют размышления и воспоминания автора о неотъемлемой части спектакля, как репетиция.
#11
Репетиция должна доставлять радость. Потому что на репетицию уходит половина каждого дня по всей жизни. И если после мучительных репетиций даже и получится хороший спектакль, — это не искупит потерь.
Анатолий Эфрос
#21
#13
В своей книге Михаил Буткевич подробно описывает, как он пришел к идее игрового театра, как понимает его существо и специфику и дает советы тем, кто уже занимается или собирается заняться этим пресловутым игровым театром. Решение об издании труда было принято автором с выходом на пенсию. Из накопившихся за три с лишним десятилетия записок, заметок, зарисовок, режиссерских экспликаций, записей своих и чужих мыслей, сочинений, планов и планчиков, конспектов лекций и всего того, что было создано в часы кропотливой работы над постановками, был создан невероятный пласт информации, скурпулезно разобранный и нанизанный на сюжетную линию книги — идею игрового театра. Получившаяся книга, также именуемая «любовным трактатом», входит в программу профессионального обучения режиссеров ГИТИСа.
#14
В процессе подготовки [к репетициям] я даже вывел для себя один смешной закон, звучащий анекдотически, почти абсурдно: соотношение времени, затрачиваемого на репетицию, и времени, необходимого для подготовки к этой репетиции, звучит как один-к-четырем. Что это значит? Ну, например, мне, чтобы провести хорошую трехчасовую репетицию, нужно готовиться, как минимум, 10-12 часов.
Михаил Буткевич
#22
#17
В своей книге, малоизвестный в СССР, но уже к 1971 году, поставивший 57 драматических спектаклей, 7 опер, 7 фильмов, 5 телеспектаклей, американский режиссер Питер Брук делится своими размышлениями, наблюдениями и взглядами, а также систематизирует различные театральные тенденции, анализирует их смысл и задачи и вводит актуальную терминологию.
В своем труде Питер Брук осмысляет сущность и предназначение театра, вводя понятия «Неживого театра», «Священного театра», «Грубого театра» и «Театра как такового». В своем неустанном поиске чистого от лжи, штампов и предрассудков «Живого театра», автор проходит длительный путь размышлений, итогом которого стала книга «Пустое пространство» (1968).
В своем труде Питер Брук осмысляет сущность и предназначение театра, вводя понятия «Неживого театра», «Священного театра», «Грубого театра» и «Театра как такового». В своем неустанном поиске чистого от лжи, штампов и предрассудков «Живого театра», автор проходит длительный путь размышлений, итогом которого стала книга «Пустое пространство» (1968).
#16
В повседневной жизни «если бы» — фикция, в театре — эксперимент. В повседневной жизни «если бы» — уклончивость, в театре — «если бы» — это правда.
Когда нас удается убедить в этой правде, тогда театр и жизнь — одно целое. Это высокая цель. Но это тяжелая работа.
Играть стоит большого труда. Но когда мы рассматриваем работу, как игру, тогда это уже не работа.
Игра есть игра.
Когда нас удается убедить в этой правде, тогда театр и жизнь — одно целое. Это высокая цель. Но это тяжелая работа.
Играть стоит большого труда. Но когда мы рассматриваем работу, как игру, тогда это уже не работа.
Игра есть игра.
Питер Брук
#18
Ближайшие показы спектакля «Дон Кихот. Санчо Панса. Русский дневник» состоятся 7 и 8 июня на Новой сцене Театра на Таганке, а благодаря тесному сотрудничеству Тетра и Библиотеки, наши читатели могут приобрести билеты со скидкой 15% по промокоду INOSTRANKA.
#19
355
Библиотека