Духовное содержание ислама неотделимо от политики: в самóй сердцевине этой мировой религии – понятия о земной власти, об организации общины, о социально-политическом идеале, строго и детально определенном нормативами шариата.
В нынешние дни в руках сторонников перестройки мира на исламский лад, – казалось бы, все исторические и политические козыри: демографический рост, миграции многомиллионных человеческих масс, благотворительные институты, средства массовой коммуникации, конфессиональные партии и международные организации, огромные территории, энергетические и финансовые ресурсы, тысячи эмоционально распаленных активистов, движимых утопией перекроить глобальную жизнь по неукоснительным средневековым нормативам… И эта утопия всеобщей жизни по шариату в той или иной мере исповедуется всеми основными направлениями современного политического ислама: умеренными, радикалами, экстремистами.
Обнаружившийся на исходе ХХ столетия крах идей и практик буржуазной модернизации, а заодно – и крах «национальных социализмов» на Арабском Востоке и в сопредельных ему регионах привел к кровавым и трагическим событиям «арабской весны» 2011 г., инерция которых не замирает и по сей день… Более того, идеологический абсолютизм исламистских группировок оказался фактором нарастания внутренних антагонизмов в арабо-исламском мире: чисто религиозных, социальных, территориальных, этнических, клановых.
Всё это, по словам Алексея Всеволодовича, касается и нашей внутренней, российской проблематики. И здесь от государства и общества требуются особая мудрость и особый такт в умении понимать людей и разговаривать с ними, в умении отличать глубину и своеобразие религиозного чувства от сползания к политическому авантюризму. Должен возрасти сам уровень российской образованности и культуры: высокий уровень мысли и человеческого общения оказывается в ряду непреложных предпосылок самосохранения страны в критических условиях XXI века.
Подробнее с содержанием лекции А.В. Малашенко можно ознакомиться, прослушав ее аудиозапись по ссылке: