«Самым важным было создание истории и поиск способов рассказать их, учитывая особенности каждого»
Как возник проект «Квартира»? Сложно ли было воплотить его в жизнь?
Б.: Мы создали инклюзивный театральный проект, который построен на сотрудничестве профессионалов индустрии и их коллег с ментальными особенностями. Начали работать в 2014 году в рамках партнерства между БДТ им. Г. А. Товстоногова и Центром «Антон тут рядом». Тогда же был создан спектакль «Язык птиц», который вошел в репертуар БДТ и до сих пор регулярно там идет. Команда, сложившаяся в процессе той работы, получила свою собственную площадку под эгидой фонда «Альма Матер» в 2017 году. Это была «Квартира» на Мойке, 40. Среди других работ там появилась и «Фабрика историй». С одной стороны, современное искусство ищет подлинность, живого человека, который
постоянно норовит ускользнуть из любой системы и схемы. Актеры с РАС учат нас
присутствовать «здесь и сейчас», не манифестировать темы и проблемы, а находить себя и зрителя лично, целостно. С другой стороны, искусство позволяет устанавливать собственные правила, отменять диктатуру «общей нормы», в которой люди с инвалидностью всегда лишние. В нашем проекте нет «помогающих» и «получающих помощь», мы все вместе изобретаем спектакли и становимся в полном смысле слова партнерами. В этом и основная идея. О сложностях можно говорить долго, самые большие связаны с неготовностью и нежеланием общества идти на контакт, принимать тех, кого социум не привык видеть.
Э.: Конечно, было трудно. Я — француженка, и то обстоятельство, что я не могла общаться на родном языке, перевернуло все мои привычки, трансформировало мой взгляд. Мы вместе научились понимать друг друга. Но я не думаю, что это было самым важным. Самым важным было создание истории и поиск способов рассказать их, учитывая
особенности каждого. И именно в этом и была радость, и сложность. Каждый спектакль — это опыт, эксперимент. Мне очень нравится принцип видимости процесса: мы играли, мы создавали эти истории, и теперь мы показываем их, играя в эту игру с публикой. Казалось бы, это детское занятие, но воображение — это очень мощное символическое пространство. Фабрика историй — это одна из «ветвей» моей многолетней работы вокруг темы историй и воспоминаний.
Почему для проекта выбрана именно коммунальная квартира?
Б.: Это — важный ленинградский архетип, он вызывает множество ассоциаций. Мы
даем зрителям этот образ, а дальше каждый сам переносится в собственное пространство
ассоциаций: от личных до фильмов Германа-старшего. Кроме того, мы ориентировались на литературное объединение ОБЭРИУ Хармса, Введенского и их коллег. Это — не столько исторический экскурс, сколько наша объективная городская реальность: множество людей, которые вынуждены жить вместе, не имея ни родства, ни общности интересов. Коммуналка изначально — источник напряжения и конфликта. Вот этому преодолению отчуждения мы и посвятили себя.
Э.: Мне, француженке, коммунальная квартира понравилась как пространство. Это — неожиданный и необычный опыт. Несмотря на то, что я уже знала Хармса или Введенского, я знала их на французском и во Франции.
«Жизнь команды — главный творческий проект режиссера инклюзивного коллектива»