В 2005 году Тим О’Рейли опубликовал статью What Is Web 2.0, в которой были раскрыты принципы развития веб-сообщества. Было выявлено, что обычные «потребители информации» преобразовались в ее создателей, которые производят, дополняют и проверяют веб-контент и тем самым делают интернет-сервисы Веб 2.0 совершеннее. Термин «Веб 2.0» стал настолько популярным, что затронул все сферы жизни общества, в том числе библиотеки.
Фото автора BERK OZDEMIR: Pexels
#1
#7
Библиотека 1.0 понимается как консервативная, с пассивными пользователями. Библиотека 2.0 включает в себя «использование интерактивных, общих и мультимедийных веб-технологий для нужд библиотечных веб-сервисов и коллекций». Такая библиотека опирается уже на 4 основы: применение мультимедиа, ориентир на пользователя, возможность общения между пользователями, сбор обратной связи для улучшения деятельности. Основой Библиотеки 3.0 стала идея формирования электронной библиотечной коллекции с возможностью поиска информации вне зависимости от местоположения читателя.
А что же тогда такое Библиотека 4.0?
По мнению Янгхи Нох, одной из создателей концепции, новая модель библиотеки имеет много общего с Интернетом 4.0, что предполагает тесное взаимодействие библиотекарей, пользователей и компьютеров между собой в информационной среде. Это означает, что процессы поиска, сбора, анализа и обработки информации не разделены между участниками данного процесса. Все это происходит одновременно, уменьшая издержки, необходимые для обработки нужной информации.
Обратим внимание на процесс развития Библиотеки 4.0, предложенный Янгхи Нох:
По мнению Янгхи Нох, одной из создателей концепции, новая модель библиотеки имеет много общего с Интернетом 4.0, что предполагает тесное взаимодействие библиотекарей, пользователей и компьютеров между собой в информационной среде. Это означает, что процессы поиска, сбора, анализа и обработки информации не разделены между участниками данного процесса. Все это происходит одновременно, уменьшая издержки, необходимые для обработки нужной информации.
Обратим внимание на процесс развития Библиотеки 4.0, предложенный Янгхи Нох:
#25
#10
На графике видно, что Библиотека 4.0 включает в себя совершенно новые направления развития, такие как:
#11
- интеллектуальная библиотека, то есть пространство для самообразования;
- makerspace («сделай сам», а именно воплощение идеи в жизнь с помощью современной техники: 3D-принтеров, робототехники, оборудования для создания видеоигр, электронных книг и др. Библиотеки не только предоставляют дорогостоящую технику и необходимую учебную литературу, но и приглашают преподавателей, которые учат воплощать в жизнь новые технологии;
- контекстно-зависимая технология (Context-Aware Technology), которая проводит анализ поведения и интересов пользователя, позволяет адаптировать работу к изменяющимся условиям, то есть библиотека может распознавать пользователя и предоставлять персонализированные услуги как новым, так и существующим пользователям;
- большие данные (Big Data);
- открытый исходный код, открытое программное обеспечение (Open Source);
- облачные сервисы (Cloud Service), что позволит быстрее передавать ту или иную информацию;
- дополненная и виртуальная реальность;
- библиотекарь 4.0. Роль библиотекарей будет очень важна для реализации вышеперечисленного; обучение библиотекаря 4.0 — основной приоритет будущего.
#12
Перед нами стояла задача составления подборки — путеводителя по комплексным исследовательским материалам, рассказывающим о деятельности зарубежных библиотек.
Для составления такой подборки необходимо было исследовать информацию о зарубежных библиотеках, а также статьи в профессиональных и академических журналах.
Существуют ли в целом комплексные исследования библиотек (исследования по деятельности библиотек, тенденций их развития, будущих очертаний отрасли, кардинальных изменений)?
После проведения анализа сайтов зарубежных библиотек и изучения статей на данную тематику, мы пришли к выводу, что комплексные исследования иностранных библиотек не осуществляются. В основном исследования и статьи затрагивают вопросы развития отрасли, применения новых технологий, благодаря которым создается перечень услуг, позволяющих быть ближе к читателям, что в настоящее время делает зарубежные библиотеки необычайно востребованными.
Итак, давайте познакомимся с самыми интересными зарубежными тенденциями развития библиотечной отрасли:
#13
- ACRL Research Planning and Review Committee. (2020). 2020 Top Trends in Academic Libraries. College & Research Libraries News, 81(6);
- ACRL Research Planning and Review Committee. (2018). 2018 Top Trends in Academic Libraries. College & Research Libraries News, 79(6);
- Petrowski, M. J. 2017 Academic Library Trends and Atatistics. Chicago, Illinois: Association of College and Research Libraries, 2018;
- Mallikarjun, D. and Kumar, H. A. (2019). National and International Trends in Library and Information Science Research: A comparative Review of the Literature. IFLA Journal;
- IFLA Trend Report, 2019;
- Pedersen, L. (2016). The Future of Public Libraries: A Technology Perspective. Public Library Quarterly, 35(4), 362-365;
- Kubat, G. (2017). The Mobile Future of University Libraries and an Analysis of the Turkish Case. Information and Learning Sciences, 118(3), 1-23;
- Farmer, Lesley S. J. (2016). Library Space: Its Role in Research. The Reference Librarian, 57(2), 87-99.
#14
А если у вас есть желание познакомиться с трендами технологического прогресса, мы советуем изучить отчет Deloitte Insights.
#15
Возможно ли в библиотеке применить интернет вещей и виртуальную или дополненную реальность и кому она может пригодиться, расскажет следующая подборка статей:
#16
- Wójcik, M. (2016). Internet of Things — Potential for Libraries. Library Hi Tech, 34(2), 404-420;
- Greene, D. and Groenendyk, M. (2019). An Environmental Scan of Virtual and Augmented Reality Services in Academic Libraries. Library Hi Tech;
- Frost, M., Goates, M., Cheng, S. and Johnston, J. (2020). Virtual Reality: A Survey of Use at an Academic Library. Information Technology and Libraries.
#17
О том, как управлять данными и при этом сохранить конфиденциальность информации, расскажут следующие исследования:
#18
- Noh, Y. (2020). A Study on the Changes in Librarians' Perception Before and After User Privacy Education. Library & Information Science Research, 42(3);
- Tripathi, M., Shukla, A. and Sonker, S. K. (2017). Research Data Management Practices in University Libraries: A Study. DESIDOC Journal of Library & Information Technology, 37(6), 417-424.
#21
А если нужно построить доверительные отношения с читателями через социальные сети и внедрить CRM-систему, то вам сможет помочь статья Improving Customer Relations with Social Listening: A Case Study of an American Academic Library, написанная в Университете Флориды.
Устойчивые зарубежные тенденции, упомянутые в текстах, которые мы перечислили в данной подборке, ежедневно встречаются в современной зарубежной практике функционирования библиотек. Желаем вам удачи в изучении и внедрении новых интересных процессов при работе с читателями и надеемся, что эта статья будет вам полезной.
#22
Автор: Владлен Найданов.
1648
Центр междисциплинарных исследований