В сентябре 2022 года исполняется 155 лет со дня рождения архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна, чьё имя стало синонимом архитектурного модерна. Поэтому мини-цикл подборок, посвященных стилю Модерн в архитектуре, начинаем с творчества этого незаурядного мастера.
#29
#12
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн…
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн…
Валерий Яковлевич Брюсов
#11
Модерн, Ар-нуво, Югендстиль, Сецессион, Либерти, Модернизмо, Еловый стиль, Тиффани. У этого направления много имен. В сентябре 2022 года исполняется 155 лет со дня рождения архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна. Поэтому мы подготовили мини-цикл подборок, посвященных стилю Модерн в архитектуре. И в первой части расскажем вам о наиболее известных архитекторах, работавших в этом стиле.
#14
#2
М. О. Эйзенштейн с семьей, 1900 г.
(источник wikipedia)
Ригу не зря прозвали «столицей европейского модерна». Около трети зданий в центре города выполнено в этом стиле. Одним из корифеев рижского модерна стал русский архитектор и гражданский инженер Михаил Эйзенштейн. Его личность загадочна и противоречива. Точно известно, что архитектор прекрасно владел немецким и французским, слыл одним из самых заядлых театралов, был без ума от оперы. Дотошные журналисты его эпохи угадывали в женских маскаронах, которым Эйзенштейн уделял огромное внимание при проектировании фасадов, лица популярных оперных певиц [1]. Архитектура была его хобби. По различным данным, Эйзенштейн спроектировал в Риге от 15 до 53 домов. Большинство из них располагается в центральном районе города. Преимущественно это доходные дома. Строения Эйзенштейна можно назвать своеобразной энциклопедией рижской жизни. Архитектор даже окончил курс Санкт-Петербургского археологического института в 1902 году, чтобы знать историю местных «замков и развалин», а также прочих «прибалтийских особенностей» [2]. Также здания ярко отражают мировоззрение автора. Любопытно, что даже в 30-е годы дома Эйзенштейна часто ругали за «безвкусицу» и «порочный стиль». Сегодня Эйзенштейна называют «рижским Гауди», а без его домов Рига уже не была бы Ригой.
Сын Михаила Эйзенштейна — великий режиссер Сергей Эйзенштейн. «Тщеславный, мелкий, непомерно толстый, трудолюбивый, несчастный, разорившийся, но не снимавший белых перчаток (даже в будни!) и идеального крахмала воротничков», — вспоминал он об отце. Однако в поступках «ориентировался всегда на папеньку»: как и тот, поступил в Институт гражданских инженеров, был педантом и не курил [3].
#16
#3
Виктор Орта
(Источник https://www.cbbd.be/fr)
Виктор Орта — бельгийский архитектор и декоратор, один из основателей ар-нуво. Созданный по его проекту особняк Тассель в Брюсселе (1892—1893) считается первой постройкой в «новом стиле». Наряду с тремя другими домами, также построенными по проекту Виктора Орта вдоль улицы Тюрен, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Своё кредо архитектор определил следующим образом: «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и, подобно готике, выявить материал, а природу — отобразить в стилизованном декоре».
Интересный факт: в Брюсселе имеется Музей Орта. Дом, в котом он расположен, был построен по проекту самого архитектора. Многие годы Орта использовал здание в качестве «творческой лаборатории», изучая и применяя наиболее прогрессивные методы и технологии. Даже после окончания строительства он продолжал вносить изменения в облик дома.
#19
#5
Анри Ван де Велде
(Источник https://tlmagazine.com/) Анри Ван де Велде — бельгийский архитектор, живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, теоретик искусства и художественный критик. Именно он стал одним из родоначальников стиля «модерн». Свой первый архитектурный заказ выполнил в 1894 г. А уже через год начал строительство собственного особняка в новом стиле «Блуменверф» в окрестностях Брюсселя. Проект привлек всеобщее внимание. Архитектор высоко ценил современность, но в то же время большое влияние на его работу оказывали классические литература и живопись. То, что он соединял проблему стиля с проблемой синтеза искусств, было характерно для эстетики модерна в целом. Ван де Велде считал, что промышленность способна привести искусство к синтезу: «Если промышленности снова удастся сплавить стремящиеся разойтись искусства, то мы будем радоваться и благодарить ее за это»[4]. Основные идеи его творчества — красота в простоте и функциональность. В поздних работах перейдет к стилю «функционализм».
#18
#15
Эктор Гимар, 1907
(источник wikipedia)
Эктор Гимар — французский архитектор и художник-декоратор. Один из самых известных представителей стиля ар-нуво. Спроектированный Гимаром особняк мадам Фурнье «Кастель Беранже» (Castel Beranger) (1894—1898) считается одним из первых строений в данном стиле за пределами Бельгии. Создатель знаменитых входных павильонов парижского метрополитена. Некоторое время спустя модерн в Париже начали называть «стилем гимар» или «стилем метро». Изобретённые им формы относили к флоральному течению в искусстве европейского модерна.
#20
#6
Антонио Гауди
(источник wikipedia)
Антонио Гауди — испанский архитектор, чьи работы признаны шедеврами стиля модерн. Здания по его проектам включают в себя сложные естественные, органичные формы и пространственные конструкции: гиперболоиды, коноиды и геликоиды[5]. Они выделяются благодаря своим причудливым формам и расцветкам. Их пространство напоминает живую материю. Оно рождается и развивается, расширяется и двигается. Большинство строений Гауди возведено в Барселоне. Главными его шедеврами считаются храм Святого Семейства, Эль Каприччо, Дом Мила, крипта Колонии Гуэла.
Интересные факты: 10 июня, день смерти Гауди и Эдена Лехнера, был объявлен Всемирным днем модерна. Также идёт кампания в поддержку причисления Гауди к лику святых. Его хотят сделать святым-покровителем всех архитекторов.
#21
#22
Эден Лехнер
(источник wikipedia)
Эден Лехнер — ярчайший представитель венгерского модерна. Его нередко называют «венгерским Гауди». Лехнер старался выразить языком архитектуры венгерский национальный характер. Одним из первых венгерских архитекторов применил в строительстве бетон и сталь. Наиболее известный его проект — Музей прикладного искусства в Будапеште. Он открылся в 1896 году, в год празднования тысячелетия Венгрии.
#23
#7
Чарльз Ренни Макинтош (источник wikipedia)
Чарльз Ренни Макинтош — архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме». Архитектор использовал метод «изнутри наружу». Дом, мебель и внутренняя отделка проектировались как единая гармоничная система[6]. Он был новатором в применении современных строительных материалов — бетона, зеркального стекла, стали. Благодаря Макинтошу модерн в Глазго смог обрести свой собственное неповторимое лицо.
#25
#8
Шехтель Ф.О. (источник wikipedia)
Федор Осипович Шехтель — русский архитектор, живописец и график, сценограф. Создатель русского модерна в архитектуре. По его проектам возводили типографии и особняки, доходные дома и магазины, гостиницы и дачи. Только в Москве было построено более 60 зданий — Ярославский вокзал, типография «Утро России», особняк Степана Рябушинского, здание МХТ. Многие из его построек вошли в золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. Его творчество воплощает основную идею искусства как магии, волшебства, сказки. Интересно, что являясь прославленным русским зодчим, Шехтель так и не получил диплом архитектора.
#24
#9
Кекушев Л.Н. (источник wikipedia)
Лев Николаевич Кекушев — российский архитектор, преподаватель, один из крупнейших мастеров стиля «модерн». В числе заказчиков Кекушева были знаменитые предприниматели и меценаты рубежа XIX–XX веков, в числе которых был и Савва Мамонтов, который заказал зодчему проектирование и строительство комплекса железнодорожных и технических сооружений. Однако наиболее известен Кекушев как автор и создатель великолепных особняков и общественных зданий. В отличие от более позднего модерна Ф. О. Шехтеля и В. Ф. Валькота, его стиль наиболее близок к раннему франко-бельгийскому модерну Виктора Орта. Творческое наследие архитектора поистине огромно. Авторству Л. Н. Кекушева принадлежат выдающиеся постройки в Москве и других городах России, многие из которых считаются красивейшими зданиями старой России. Его также называют виртуозом деревянного зодчества.
Интересный факт: по мнению булгаковедов, особняк Кекушевой (особняк возведенный архитектором для своей жены) — один из претендентов на звание «дома Маргариты».
#17
#10
Мазырин В. А. (источник wikipedia)
Виктор Александрович Мазырин — русский архитектор, мастер московского модерна. Его жизнь и творчество до сих пор остаются загадкой для историков отечественной архитектуры. Волею судеб его дети не сохранили архива отца. Внук архитектора, Иван Адрианович Шапошников, приложил массу усилий, чтобы собрать хотя бы крохи сведений о своем замечательном деде. А ведь Мазырину принадлежит одно из самых красивых и загадочных зданий Москвы — «Мавританский замок» на Воздвиженке. И это не единственная его заслуга перед столичным градостроительством. Доходные дома Мазырина в духе рационального модерна стали его визитной карточкой и до сих пор украшают московские улицы. Также он проектировал русские павильоны на международных выставках.
#27
#28
1053
Комплексный отдел обслуживания