23 августа 2025 года в Центре славянских культур Библиотеки иностранной литературы прошла лекция «Анимация на разломе. Позднесоветская и зарождение российской анимации».
#1
#2
Её провел киновед, младший научный сотрудник НИЦ «Наука» РАН Родион Комиссаров.
#4
#3
Лектор представил свой взгляд на переломный период в истории отечественной анимации, охватывающий последние годы существования Советского Союза и первые годы становления новой России. Он подчеркнул, что это было время не только идеологических и экономических трансформаций, но и глубоких внутренних изменений в самой анимационной индустрии.
Родион подробно разобрал несколько знаковых мультфильмов этого периода, показав, как в них отразились настроения времени. Например, «Остров сокровищ» Давида Черкасского и «Следствие вели колобки» Александра Татарского.
Особенно интересно было проследить, как в анимацию проникала ирония и самоирония, характерные для уходящей эпохи. «Остров сокровищ» с его музыкальными вставками, перебивающими повествование, и нарочитой театральностью, стал ярким примером этого явления. С одной стороны, это была классическая приключенческая история, а с другой — тонкая пародия на штампы жанра.
«Следствие вели колобки», в свою очередь, эксплуатировал абсурд и гиперболу, доводя до кипения детективный сюжет. Этот мультфильм демонстрировал умение советских аниматоров создавать гротескные образы и использовать юмор как инструмент для критики социальных реалий. Нелепый шеф и находчивый коллега — Колобок и Булочкин — стали символами эпохи, высмеивая бюрократию и косность мышления. Визуальный стиль мультфильма, с его нарочито упрощенной графикой, также был новаторским для своего времени.
В завершение лекции Родион Комиссаров ответил на вопросы слушателей, касающиеся перспектив развития российской анимации в современном мире. Он выразил надежду на то, что новые поколения аниматоров смогут достойно продолжить традиции, заложенные их предшественниками в сложное и противоречивое время на рубеже эпох.
Посмотреть лекцию целиком можно здесь.
Родион подробно разобрал несколько знаковых мультфильмов этого периода, показав, как в них отразились настроения времени. Например, «Остров сокровищ» Давида Черкасского и «Следствие вели колобки» Александра Татарского.
Особенно интересно было проследить, как в анимацию проникала ирония и самоирония, характерные для уходящей эпохи. «Остров сокровищ» с его музыкальными вставками, перебивающими повествование, и нарочитой театральностью, стал ярким примером этого явления. С одной стороны, это была классическая приключенческая история, а с другой — тонкая пародия на штампы жанра.
«Следствие вели колобки», в свою очередь, эксплуатировал абсурд и гиперболу, доводя до кипения детективный сюжет. Этот мультфильм демонстрировал умение советских аниматоров создавать гротескные образы и использовать юмор как инструмент для критики социальных реалий. Нелепый шеф и находчивый коллега — Колобок и Булочкин — стали символами эпохи, высмеивая бюрократию и косность мышления. Визуальный стиль мультфильма, с его нарочито упрощенной графикой, также был новаторским для своего времени.
В завершение лекции Родион Комиссаров ответил на вопросы слушателей, касающиеся перспектив развития российской анимации в современном мире. Он выразил надежду на то, что новые поколения аниматоров смогут достойно продолжить традиции, заложенные их предшественниками в сложное и противоречивое время на рубеже эпох.
Посмотреть лекцию целиком можно здесь.
48
Библиотека