В преддверии Ежегодного междисциплинарного фестиваля «Гуманитариум», посвященного в этом году культурному наследию коренных народов в современном мире, публикуем подборку книг по данной тематике из коллекции Центра междисциплинарных исследований. Предлагаем вам не только окунуться в удивительные миры коренных народов на наших мероприятиях, но и посетить Научный зал им. Вяч. Вс. Иванова и разузнать побольше про шаманов, языки трансграничных сообществ в Европе, проблемы аборигенов в Австралии, культуру и мифы народов Севера и этнографическое кино.
#1
#2
Берснев П. В. Священный Космос шаманов: Архаическое сознание, мировоззрение шаманизма, традиционное врачевание и растения-учителя. С.-Петербург: Академия исследования культуры, 2014.
Антрополог и религиовед Павел Берснев, ведущий специалист по современному шаманизму, в своей монографии рассматривает основополагающие принципы шаманизма, фундаментальные «кирпичики» первобытного мышления, архаические константы (тотемизм, анимизм, магия, мифы, ритуалы и пр.), роль и функции шамана в традиционном обществе на примере шаманов из Перу, Эквадора, Колумбии, Сибири, Тибета и Непала. Особенно ценно, что автор щедро делится с читателями своим личным опытом общения с шаманами, дневниковыми записями и фотографиями: материалы книги основаны на его собственных полевых наблюдениях.
#5
Culture Crisis: Anthropology and Politics in Aboriginal Australia. Sydney: University of New South Wales Press, 2010.
В 2007 году правительством Австралии была запущена программа «Northern Territory Intervention» (Северная территория — субъект федерации в составе Австралии, в котором проживает более 60 тысяч человек, причисляемых к коренному населению) с целью борьбы с бедностью, алкоголизмом и насилием в сообществах аборигенов. В книге «Культурный кризис», написанной ведущими антропологами Австралии, анализируются действия правительства, направленные на улучшение благосостояния аборигенов. Авторы исследуют причины проблем, с которыми сталкиваются коренные народы, и их право на самостоятельность. В книге подчеркивается важность уважения к автономии коренных народов и предлагаются подходы к решению проблем, учитывающие как культурные традиции коренного населения Австралии, так и современные нормы и правила.
#7
Финно-угры и соседи: проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах: Сборник научных трудов. С.-Петербург: Арт-Люкс, 2002.
В основу данного издания положены материалы IV Международных финно-угорских чтений, состоявшихся в 1997 г. в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Междисциплинарный характер сборника обусловлен участием в нем этнографов, историков, фольклористов, религиоведов из России, Эстонии и Финляндии. В определенной степени содержание и характер сборника раскрывают наименования двух его разделов: «Проблемы взаимодействия группового и личностного самосознания» и «Этнокультурные и религиозные аспекты межэтнических контактов». Читали смогут прикоснуться к интересным аспектами культур Севера, в частности, узнать про эстонские национальные музыкальные инструменты, о культе медведя у вепсов, традиции изготовления крестьянских сундуков, карел-старообрядцев и другие захватывающие культурные феномены.
#9
Конкка А. П. Карсикко: Деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013.
Монография этнографа Алексея Конкка (статья которого, кстати, опубликована в предыдущей книге нашей подборки) посвящена малоизученному феномену карсикко, который существует в культурах прибалтийско-финских народов (от карельского karsikko — обрубать ветки). Карсикко — это преимущественно хвойное дерево с определенным образом обрезанными ветвями или вершиной или различными, вырезанными в стволе знаками от простого затеса (выровненная топором поверхность) или зарубки до антропоморфного изображения. Дерево-знак используется в обрядах перехода, а также в календарной, рекрутской и промысловой обрядности как ритуальный символ со значениями духа-охранителя. Карсикко в обрядности представляет собой ипостась мирового дерева с функциями оберега и медиатора между мирами, маркируя сакральные границы. Книга дополнена огромным количеством иллюстративных материалов: картами, фотографиями сакральных объектов из экспедиций, сделанными самим автором, схемами традиционной одежды и, собственно, фотографиями карсикко. Книга станет отличным проводником в мир культуры народов Северной Европы.
#11
Христофорова О. Б. Мифы северных народов России: от творца Нума и ворона Кухта до демонов кулей и злых духов кана. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023.
Книга антрополога и фольклористки Ольги Христофорой поможет познакомиться с удивительной фольклорной культурой народов Севера России и причинами, по которым у разных народов и этнических групп формируются свои мифологические представления и ритуалы. Автор анализирует два типа источников — вербальные (мифы, легенды) и визуальные (изображения на шаманских бубнах, предметы быта, рисунки, созданные по просьбе исследователей, археологические находки). А рассказы о мифологии дополняются историями об освоении Севера, Сибири и Дальнего Востока. Читатели вспомнят имена великих русских путешественников и этнографов, узнают, как русские люди общались с местным населением и почему боялись его, чем интересен фольклор северных народов и как мифологические мотивы позволяют ученым заглянуть в прошлое нашей планеты.
#13
Петрухин В. Я. Карело-финские мифы: от «Калевалы» и птицы-демиурга до чуди и саамов. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023.
Научно-популярная книга специалиста по исторической антропологии Владимира Петрухина знакомит читателей с захватывающими сюжетами карело-финской мифологии. Общие легенды финно-угорских народов включали в себя отдельный мир, сотворенный птицей-демиургом, лес как источник жизни и обитель богов и духов, мифы о небесной охоте и рунические эпосы. Один из самых известных эпосов, «Калевала», прославил мифы северных народов на весь мир и даже послужил источником для «Сильмариллиона» Дж. Р. Р. Толкина. Той же эпичностью, яркостью образов и пониманием природы отличаются другие сюжеты финской мифологии, с которыми вы познакомитесь на страницах этой книги.
#15
Головнев И. А. Феномен советского этнографического кино: (Творчество А. А. Литвинова). Москва: ИЭА РАН, 2018.
В монографии кинорежиссера и этнолога Ивана Головнева на примере творчества режиссера А. А. Литвинова рассматривается советское этнографическое кино как феномен, формировавшийся одновременно с процессами в этнографической науке и национальной политике СССР на рубеже 1920—1930-х гг. Этнофильмы Литвинова были одними из самых ранних кинодокументов по этнографии ительменов, коряков, удэгейцев, чукчей, эвенов. Головнев повествует об этнографических экспедициях Литвинова в Приморье, на Камчатку и Чукотку и подробно описывает метод режиссера, его подготовительные работы, сам съемочный период и монтаж. Фильмы Литвинова позволили широкой зрительской аудитории разделить опыт этнографа и проникнуть в удаленные уголки уссурийских дебрей, совершить кинопутешествие по неведомой земле Камчатке, познать романтику странствий и почувствовать вкус открытий.
Кстати, в рамках фестиваля «Гуманитариум» зрители смогут посмотреть современные образцы этнографического кино из разных стран. Зарегистрироваться на показ можно здесь.
#17
Бичурина Н. М. Горы, язык и немного социальной магии: опыт критической социолингвистики. С.-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021.
В книге анализируется процесс появления «новых» языков и трансграничных сообществ в Европе: как и почему в начале XXI века группа идиомов на границе Франции, Италии и Швейцарии начинает признаваться единым — франкопровансальским, или арпитанским, — языком и как становление этого языка способствует образованию нового трансграничного сообщества — так называемой «страны вокруг Монблана», или Арпитании. Рассматриваются социальные проблемы появления новых региональных этноязыковых сообществ в Европе и эпистемологические вопросы: что такое «язык» и «нация» в XXI веке. Исследование выполнено в русле критической социолингвистики. В течение десяти лет автор жила в трех исследуемых странах, включая и города, и высокогорные альпийские деревни, участвуя в жизни сообщества, общаясь на местном идиоме. Этнографические данные, полученные методом включенного наблюдения, были дополнены интервью с языковыми активистами и носителями языка, а также материалом авторских мастерских с носителями, анализом научных и публицистических текстов и дискуссий в социальных сетях.
#19
История и культура дальневосточных эвенков под редакцией В. Тураева. С.-Петербург: Наука, 2010.
В коллективной монографии на основе литературных источников, полевых и архивных материалов рассматриваются проблемы этногенеза и этнической истории дальневосточных эвенков, основные элементы их материальной и духовной культуры — занятия, орудия труда, типы жилищ и поселений, пища, одежда, средства передвижения, верования и обряды, народные знания, искусство, устное народное творчество и др. Для наглядности в монографию включены фотографии и иллюстрации. Также внимание уделяется и социологическим исследованиям современных эвенков. Не забывают авторы и об этимологической составляющей: в книге встречаются эвенкийские термины с подробными определениями.
Меньше месяца назад в Научном зале прошла III Ежегодная междисциплинарная конференция памяти Вяч. Вс. Иванова, в рамках которой был прочитан доклад об эвенках Красноярского края. Предлагаем снова вернуться к этой теме и рассмотреть книгу из нашего фонда, посвященную культуре дальневосточных эвенков.
Меньше месяца назад в Научном зале прошла III Ежегодная междисциплинарная конференция памяти Вяч. Вс. Иванова, в рамках которой был прочитан доклад об эвенках Красноярского края. Предлагаем снова вернуться к этой теме и рассмотреть книгу из нашего фонда, посвященную культуре дальневосточных эвенков.
#20
Автор подборки — Виктория Шапаренко
273
Центр междисциплинарных исследований