Усадебный миф в русской литературе

Книжный клуб
17 июля 2019
19:00—20:30
вход свободный
#1
В лекции-презентации проекта Российского научного фонда № 18-18-00129 «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (руководитель доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН О.А. Богданова) прозвучат доклады об особенностях интерпретации образа усадьбы в творчестве А. Н. Толстого, А. В. Чаянова, Б. П. Свешникова сотрудников ИМЛИ РАН — Акимовой А.С., Михаленко Н.В., Ворон П.А., а также заведующего сектором редких книг, рукописей и фотофондов Государственного музея-усадьбы «Архангельское» Боленко К.Г.

Усадебный миф — одно из ключевых явлений русской культуры не только XIX, но и XX века. Однако в XX веке он трансформировался и стал своеобразной эмблемой погибшей прежней культуры: элементом памяти у А. Н. Толстого, утопической составляющей в творчестве А. В. Чаянова и способом переосмысления, театрализации действительности у Б. П. Свешникова.

#5
Акимова А.С. в докладе «„Созерцательно-мечтательная жизнь“ Алексея Николаевича Толстого: усадьбы Самарского края в творчестве писателя» расскажет о том, как социальные, культурные и эстетические обстоятельства, связанные с повседневной жизнью усадеб (или хуторов), расположенных в Самарской губернии и шире — на территории Среднего Поволжья, были запечатлены в произведениях А. Н. Толстого. Воспоминания о родных краях, где прошли его детство и юность, писатель пронес через всю жизнь.

Михаленко Н.В. в докладе «От Петровско-Разумовского до „Братства Флора и Лавра“: истоки усадебного мифа в утопии А. В. Чаянова» расскажет о прообразе утопического светского монастыря-университета в романе известного экономиста и писателя «Путешествие моего брата Алексея…». Ведь в стране крестьянской утопии образ усадебной культуры, «давшей декабристов и подарившей миру Пушкина», признается эталонным, наиболее способствующим всестороннему развитию человека.

Боленко К.Г. расскажет о проектах эксплуатации усадьбы «Архангельское» в 1900–1920-е гг., некоторые из которых отразились в романе Чаянова.

Ворон П.А.в докладе «Романтизация усадьбы Бориса Свешникова» проанализирует трансформации усадебного мифа в литературе начала XX века в связи с политическими и историко-культурными изменениями в жизни России. Пространство усадьбы как прообраз возвращенного рая конструировалось поэтами и художниками при создании своеобразных художественных коммун, например усадьбы Мордвиновых, сыгравшей важную роль в судьбе русского футуризма. Специфическим образом усадебный миф трансформировался и актуализировался в так называемом «лагерном» искусстве. «Лагерная сюита» Б. Свешникова — серия рисунков, выполненных пером. Тонким штрихом пространство подвергается своеобразной театрализации: маленькие фигуры заключенных на фоне разрушающихся элементов усадебных строений. 


Акимова Анна — старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, кандидат филологических наук, ученый секретарь группы по подготовке Полного собрания сочинений А. Н. Толстого;

Михаленко Наталья — старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, кандидат филологических наук, сотрудник группы по подготовке Полного собрания произведений В. В. Маяковского;

Боленко Константин — заведующий сектором редких книг, рукописей и фотофондов Государственного музея-усадьбы «Архангельское».

Ворон Полина  — научный сотрудник ИМЛИ РАН, аспирант, сотрудник группы по подготовке Полного собрания произведений В. В. Маяковского.


#6
801
Комплексный отдел обслуживания
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г