Лекция из цикла «Мастера экрана»
Робер Брессон — один из величайших кинорежиссеров Франции и реформаторов кинематографа оказал сильное влияние не только на своих соотечественников, но и на многих кинематографистов мира.
Родился в Бромон-Лямот, детство провел в Оверни. Образование получил в Париже, профессионально занимался живописью.
Первым опытом Брессона в области кинорежиссуры стала постановка эксцентрической ленты «Дела общественные» (Les affaires publiques, 1934), впоследствии утраченной. Во время Второй мировой войны попал в плен и был депортирован в Германию, где провел полтора года. Вернувшись на родину, еще при оккупации поставил первый полнометражный фильм «Ангелы греха» (Les anges du peche, 1943, Большая премия французского кино).
На протяжении его дальнейшего пути в кинематографе творчество Брессона отличает тяготение к крепкой литературной основе — от средневековых французских романов до произведений Ф. Достоевского и Л. Толстого. Обличение корыстолюбивого, лицемерного мира, чуждого всякой духовности, пронизывает снятую на исходе молодежного движения ленту «Вероятно, дьявол» (Le diable probablement, 1977; приз МКФ в Западном Берлине) и позднейшие ленты-экранизации Брессона — «Кроткая» (Une femme douce, 1969, по рассказу Ф.Достоевского; приз МКФ в Сан-Себастьяне), «Четыре ночи мечтателя» (Quatre nuits d`un reveur, 1971, по мотивам «Белых ночей» Ф. Достоевского; премия Британского киноинститута) и «Деньги» (L`argent, 1983, по повести Л. Толстого «Фальшивый купон»; Большая премия за творчество на МКФ в Канне).
Характерно, что последняя лента Брессона, всегда высоко ценимого кинокритикой, но не раз встречавшего прохладный прием массовой аудитории, разделила награду Каннского МКФ с фильмом «Ностальгия» А. Тарковского, в 1972 году включившего две работы режиссера — «Дневник сельского священника» и «Мушетту» — в перечень десяти лучших фильмов, созданных на протяжении всей истории мирового киноискусства. В 1994 Брессон удостоен приза Европейской киноакадемии «Феликс» за творчество в целом.
Материал иллюстрирован фрагментами фильмов Робера Брессона.
Лекцию представляет кинокритик и переводчик Николай Пальцев.
Материал иллюстрирован фрагментами фильмов Робера Брессона.
Лекцию представляет кинокритик и переводчик Николай Пальцев.