Библиотека иностранной литературы приглашает Вас на новый семинар цикла «Почему Декарт не проснулся: историко-философская перспектива изучения феномена сна и сновидения». На третьем семинаре мы обратимся к философии Рене Декарта.
Cogito ergo sum — «Мыслю, следовательно, существую» — известнейшая цитата Декарта, с которой связывают проблему формирования рационального познающего субъекта Новоевропейской философии и исток формирования проблемы «сознание-тело», положившим начало актуальным современным философским и научных дискуссиям. Любопытно, что одним из аргументов в ходе формирования Cogito у Декарта становится аргумент, апеллирующий к опыту сновидения и к проблеме невозможности отделить сон от бодрствования в процессе сновидения. На этот факт обратили внимание такие философы как Ж.-Ж. Деррида и М. Фуко, а также исследователи осознанных сновидений.
На семинаре мы рассмотрим аргумент Декарта и обсудим следующие вопросы. Существует ли сознание в процессе сновидения и в глубоком сне без сновидений по мнению Декарта? Что такое рациональный субъект и чем отличается вещь мыслящая (сознание) от вещи протяженной (тела)? Каким образом взгляды Декарта связаны с проблемой научного статуса осознанных сновидений? Появился ли бы рациональный субъект и cogito, если бы Декарт осознал себя в собственном сновидении или — почему Декарт не проснулся?
На семинаре мы рассмотрим аргумент Декарта и обсудим следующие вопросы. Существует ли сознание в процессе сновидения и в глубоком сне без сновидений по мнению Декарта? Что такое рациональный субъект и чем отличается вещь мыслящая (сознание) от вещи протяженной (тела)? Каким образом взгляды Декарта связаны с проблемой научного статуса осознанных сновидений? Появился ли бы рациональный субъект и cogito, если бы Декарт осознал себя в собственном сновидении или — почему Декарт не проснулся?