Музыка печального образа

Овальный зал
28 сентября 2022
18:30—20:45
вход свободный
#1
Совместный проект Библиотеки иностранной литературы и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

К 475-летию со дня рождения Мигеля Сервантеса
#3
Исполнители:
Александр Наумов — вокалист, музыковед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного Института Искусствознания.
Аглая Наумова — студентка Московской консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат Международного конкурса «Фортепиано для всех специальностей» (2022).

Вход строго по регистрации
#5
#6
Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616), проживший жизнь бурную и разнообразную, был автором целого ряда литературных сочинений — стихов, новелл, романов, театральных пьес. Часть из них имела успех при жизни писателя и не была забыта после его ухода, но подлинное бессмертие имени своего автора обеспечила книга «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Музыкальное искусство подступалось к этому сочинению издалека, на протяжении XVII–XIX веков только считанные смельчаки брались за него, как правило обходя фигуру главного героя стороной, заимствуя побочные линии сюжета. Так было у Ф.-А.-Д. Филидора (комическая опера «Санчо Панса — губернатор острова Баратария», 1762), также в сущности — у Л. Минкуса (балет «Дон-Кихот», 1869). К подлинному отражению философии знаменитого романа подошли лишь композиторы ХХ века. Накануне нового столетия появилась симфоническая поэма Р. Штрауса (1898), затем опера Ж. Массне (1910). Музыкантов во все времена упрекали за недостаточную глубину, за тяготение к внешним эффектам и ярким сценическим положениям. Тем не менее, к 1930-м сложилась объемная «музыкальная дон-кихотиана», включавшая, сверх названных, сочинения М. де Фалья, Ж. Ибера, М. Равеля и др.

Как ни странно, большое значение для процесса освоения старинного сюжета имели русские влияния. Почти все вокальные сочинения «донкихотского цикла» посвящены Ф. И. Шаляпину, важнейшими шагами на пути превращения книги в театральное и кинематографическое произведение стали инсценировки М. А. Булгакова и Е. Л. Шварца. Образ рыцаря печального образа нашел отражение в отечественной поэзии и художественной прозе, прикоснулись к нему и наши композиторы — в музыке к спектаклям и фильмам. Из соединения литературных и музыкальных мотивов темы «Сервантес ХХ века» и родилась программа — «Музыка печального образа».
594
Центр культурно-просветительских программ
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г