Чюрленис-художник… Чюрленис-композитор… Имя выдающегося деятеля литовской культуры, ярчайшего представителя европейского символизма Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875–1911) хорошо известно в России с начала ХХ века. Однако до недавнего времени мало кто знал, что Чюрленис был еще и увлеченным фотографом.
Он снимал на дешевый фотоаппарат «Кодак», предназначенный для любителей, пользуясь стеклянными пластинами 9×12 см., а проявлял, сушил, обрезал снимки в лаборатории, которую организовал в подвале своего дома в Друскининкае. В этом ему помогали члены семьи.
Фотографии, представленные на выставке, воспроизводят в увеличенном формате те снимки, которые Чюрленис делал во время поездки к северному побережью Черного моря. Он собственноручно вклеил их в альбом, на обложке которого написал: «Анапа. 1905». Всего в альбоме 48 снимков. На них — море, горы, люди.
В Анапу Чюрленис отправился вместе с семьей меценатки Брониславы Вольман, при финансовой поддержке которой он позднее смог посетить Дрезден, Прагу, Нюрнберг, Мюнхен и Вену. За плечами у него были шесть лет обучения в Варшавском музыкальном институте и два года в Лейпцигской консерватории.
Встречей с Черным морем и с Кавказом отмечено самое начало профессионального пути Чюрлениса-художника. В письмах к родным он рассказывал, как наслаждается окружающей его красотой, морем и особенно закатами. Поездка оставила глубочайший след в творчестве Чюрлениса. Фрагменты кавказских пейзажей нетрудно найти в работах, появившихся после возвращения (например, на картинах «Берег», «Гора», «Скала на берегу моря» и др.).
Сделанные М. К. Чюрленисом фотографии представляют собой важную часть его наследия, позволяют увидеть мир его глазами и по-новому воспринять творчество этого разносторонне одаренного человека, сына удивительной эпохи, опередившего в эстетических исканиях свое время.
Выставка организована Мемориальным домом М. К. Чюрлениса в Вильнюсе и Посольством Литвы в России, партнер проекта — Литовский институт культуры.
Он снимал на дешевый фотоаппарат «Кодак», предназначенный для любителей, пользуясь стеклянными пластинами 9×12 см., а проявлял, сушил, обрезал снимки в лаборатории, которую организовал в подвале своего дома в Друскининкае. В этом ему помогали члены семьи.
Фотографии, представленные на выставке, воспроизводят в увеличенном формате те снимки, которые Чюрленис делал во время поездки к северному побережью Черного моря. Он собственноручно вклеил их в альбом, на обложке которого написал: «Анапа. 1905». Всего в альбоме 48 снимков. На них — море, горы, люди.
На нескольких запечатлен сам Чюрленис. Оригинальные фотографии хранятся в собрании Национального художественного музея Чюрлениса в Каунасе.
В Анапу Чюрленис отправился вместе с семьей меценатки Брониславы Вольман, при финансовой поддержке которой он позднее смог посетить Дрезден, Прагу, Нюрнберг, Мюнхен и Вену. За плечами у него были шесть лет обучения в Варшавском музыкальном институте и два года в Лейпцигской консерватории.
В 1904 г. 29-летний Чюрленис поступил в Варшавскую школу изящных искусств.
Встречей с Черным морем и с Кавказом отмечено самое начало профессионального пути Чюрлениса-художника. В письмах к родным он рассказывал, как наслаждается окружающей его красотой, морем и особенно закатами. Поездка оставила глубочайший след в творчестве Чюрлениса. Фрагменты кавказских пейзажей нетрудно найти в работах, появившихся после возвращения (например, на картинах «Берег», «Гора», «Скала на берегу моря» и др.).
Сделанные М. К. Чюрленисом фотографии представляют собой важную часть его наследия, позволяют увидеть мир его глазами и по-новому воспринять творчество этого разносторонне одаренного человека, сына удивительной эпохи, опередившего в эстетических исканиях свое время.
Выставка организована Мемориальным домом М. К. Чюрлениса в Вильнюсе и Посольством Литвы в России, партнер проекта — Литовский институт культуры.