«Вечное мгновение …..» к юбилею Михаила Пришвина

Мраморный зал
12 февраля 2023
11:00—19:00
вход по читательскому билету
#1
Интерес к творчеству Михаила Пришвина (1873-1954) в современной культурной ситуации определяется, прежде всего, публикацией тайного дневника, который писатель вел с 1905 по 1954 год.
 
Дневник, вмещающий время с момента первой русской революции до начала послесталинских преобразований — один из феноменов русской культуры ХХ века. Целая эпоха обрела форму Дневника, пронизанного стремлением осознать жизнь, описать ее — превратить ее в текст. Дневник представляет собой мозаику из записей о погоде, о перипетиях бытовой жизни, о встречах с известными и неизвестными людьми, о любви, об охоте, о собаках. 

Их дополняют философские размышления, черновики писем, раздумья о литературе и событиях в стране, рассуждения на важнейшие для писателя темы: личность и общество, свобода и необходимость, культура и цивилизация. Друг друга сменяют картины природы, которые вплетаются в человеческую жизнь через осмысление глубинных, архетипических корней общей жизни. Наконец, в Дневнике появляются воспоминания, сновидения, материалы к произведениям, над которыми Пришвин работает в данный момент. Это необработанный текст, связанный личностью автора, который и сам иной раз с удивлением раздумывает о том, что означает его странный ежедневный труд («Без даты. Кажется, я не просто пишу, а что-то делаю, и даже определенно чувствую, что именно делаю: я сверлю». РГАЛИ). Однако не меньший интерес представляет его фоторабота. 
#2
Михаил Пришвин увлекся фотографией во время путешествия на Север в 1906 году. Первые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика. Пришвин всегда подчеркивал, что фотография для него не просто иллюстрация. Она существует независимо, параллельно дневниковым записям и, тем самым, иногда неожиданно для самого автора, создает новые смыслы.
#3
Проявляется изображение на пленке, и часто это происходит, будто глаза открываются все шире и шире… Диво! Вышло совсем не то и не так, как снимал. Откуда же это взялось? Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в «природе вещей.
Из дневника Михаила Пришвина
#4
Серия  Портреты 1926–1938 годы 
В фотоархиве Пришвина много портретов. В большинстве — это люди, которых он встречает во время путешествий. Они сняты по-разному: крупным планом, в рост, в повседневной обстановке, занятые своим делом, часто групповые.
На выставке представлена серия „Портреты 1928–1936 гг“.

Все портреты выразительные, эмоциональные, фотографу эти люди явно интересны. У Пришвина нет героев, но на его снимках, как в череде его произведений и со страниц Дневника, встает многоликий коллективный портрет его современника. Этот человек — не борец, но он выдерживает ежедневно совершающуюся трагедию, не теряя достоинства, оставаясь личностью. У Пришвина нет ни одного не мыслящего, не рассуждающего, не несущего в этот мир в своей душе какую-то идею персонажа, ни одного бессмысленно подчинившегося жизненным обстоятельствам, ни одного разрушителя жизни. Зато есть дети, охотники, чудаки, философствующие народные правдоискатели.
 
На портретах Пришвина человек, несущий в себе целый мир. Это невидимый мир, в котором Пришвин создает свой Дневник, в котором люди продолжают мыслить и страдать, чувствовать, любить и надеяться, продолжают честно и хорошо делать свое дело.
#5
Большие люди сами расписываются на страницах истории, но скромный человек, такой хороший — и вот нет никому до него дела. А вот не дам я тебе от нас исчезнуть
Из Дневника Михаила Пришвина
#6
Особое место в фотоархиве Михаила Пришвина занимает серия „Когда били колокола …“, созданная писателем в 1930 году. На выставке представлены несколько фотографий из этой серии. Название серии несет двойной смысл: били — звенели и били — разбивали.
 
В это время Михаил Пришвин жил в Сергиевом Посаде (переименованном в дни уничтожения колоколов в город Загорск). Каждый день он фиксировал в дневнике и на пленке всё, что происходило в те дни в Троице-Сергиевой Лавре. Писатель долго не мог опомниться после увиденной им в Сергиевом Посаде картины варварства.
#7
#8
»…сбрасывались величественнейшие в мире колокола годуновской эпохи — Михаила Пришвина это было похоже на зрелище публичной казни
Из Дневника Михаила Пришвина
#9
За три десятилетия Михаилом Пришвиным были сделаны тысячи снимков. Писатель занимался фотографией, как и дневником, до последних дней жизни. Более 2000 авторских негативов Михаила Михайловича Пришвина после его смерти бережно сохранялись, как и его дневниковые тетради. Пришвин называл свое фотоискусство — «светописью», а себя — «художником света»
#10
Теперь я понял, — что по природе я не литератор, а живописец. И если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь «для себя», то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни!
Из Дневника Михаила Пришвина 
#11
По фотографиям Пришвина можно проследить историю того времени, в котором он жил.
 
Фотографии для выставки предоставлены Домом-музеем М. М. Пришвина в Дунино (отдел ГМИРЛИ им. В.И.Даля). Также экспозицию дополняют произведения Михаила Пришвина из фонда Библиотеки иностранной литературы.

Не забудьте взять с собой паспорт или другой документ с вашей фотографией для получения гостевого билета, если у вас не оформлен читательский билет.
763
Библиотека
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г