Библиотека иностранной литературы приглашает Вас на новый семинар цикла «Почему Декарт не проснулся: историко-философская перспектива изучения феномена сна и сновидения». На втором семинаре мы обратимся к античной философии.
«Приступая к исследованию сна и бодрствования, необходимо ответить на вопрос: что они такое? Являются ли особенными или общими для души и тела? И если общими, то для какой части души или тела? И по какой причине они есть у животных?» — так начинается трактат Аристотеля «О сне и бодрствовании».
На втором семинаре цикла мы рассмотрим представления о сне и сновидении в Древней Греции, сосредоточившись на текстах Аристотеля о природе сновидения.
В этот исторический период доминировало представление о том, что сновидения представляли собой исходящие от богов послания, которые могли указывать на будущие события, предостерегать человека, нести совет для спящего; сновидения толковались в мантическом искусстве. Аристотель же задает проблемное поле для обсуждения: есть ли основания для подобного взгляда или же сновидения — это следствия естественных физиологических причин?
На семинаре мы ответим на данный вопрос и проанализируем, каким образом философские взгляды Аристотеля (о причинности, о душе) находят отражение в представлениях философа о сне, бодрствовании и сновидении.
На втором семинаре мы разберем следующие тексты:
На втором семинаре цикла мы рассмотрим представления о сне и сновидении в Древней Греции, сосредоточившись на текстах Аристотеля о природе сновидения.
В этот исторический период доминировало представление о том, что сновидения представляли собой исходящие от богов послания, которые могли указывать на будущие события, предостерегать человека, нести совет для спящего; сновидения толковались в мантическом искусстве. Аристотель же задает проблемное поле для обсуждения: есть ли основания для подобного взгляда или же сновидения — это следствия естественных физиологических причин?
На семинаре мы ответим на данный вопрос и проанализируем, каким образом философские взгляды Аристотеля (о причинности, о душе) находят отражение в представлениях философа о сне, бодрствовании и сновидении.
На втором семинаре мы разберем следующие тексты: