Богослужение — диалог, общение между Богом и человеком, но способен ли современный человек, по выражению известного богослова Романо Гвардини, развить в себе «элементарное осознание символического содержания бытия»? Какова связь между внешней обрядностью и внутренним содержанием литургии? «Магизм», «обрядоверие» или же коренящаяся в человеке способность религиозной интерпретации бытия посредством символов и действий? И вообще, какова роль эстетики в богослужении?.. Любой праздник есть утверждение бытия, себя в мире и мира в себе, и каждое торжество имеет религиозную природу, хотя эта его связь со сверхъестественным началом может быть очень глубоко сокрыта.
Богослужение — также праздник, торжество, которым прославляется Бог, Творец всего прекрасного. Без эстетики, культуры и ее достижений — богослужение немыслимо. В литургию вовлечены язык, музыка, изобразительные искусства, и все они являются культурными свидетельствами гения различных эпох. Как и насколько «культурно», «эстетически выверено» человек выражает себя в религиозном плане посредством богослужения?
Петр Сахаров, кандидат филологических наук, востоковед, литургист, христианский публицист, переводчик. Автор ряда научных трудов по мифологии, религии, искусству и литературе Южной Азии. Перевёл на русский язык многие католические богослужебные тексты, включая некоторые литургические песнопения, а также ряд трудов христианских авторов.
Информация о лекторе
Петр Сахаров, кандидат филологических наук, востоковед, литургист, христианский публицист, переводчик. Автор ряда научных трудов по мифологии, религии, искусству и литературе Южной Азии. Перевёл на русский язык многие католические богослужебные тексты, включая некоторые литургические песнопения, а также ряд трудов христианских авторов.
Участвовал в подготовке изданий на русском языке некоторых документов Учительства Католической Церкви и богослужебных книг римского обряда. Один из редакторов и авторов Российской католической энциклопедии. Один из авторов словаря «Религии и народы современной России». Преподавал литургику в Институте св. Фомы и Свято-Филаретовском православно-христианском институте.